• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Андрей Серветник

Реклама на dsnews.ua

Правительство активно ищет новые источники наполнения Пенсионного фонда. Одним из них могут стать налоги, полученные от операций со странами, официально признанными Кабмином оффшорами. Согласно недавно презентованным изменениям в Закон "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" 12%-м сбором будут облагаться все операции по перечислению средств в оффшорные юрисдикции и передача прав собственности украинских компаний оффшорным. Банк не сможет перевести средства, а таможня не будет оформлять вывозимый товар без предоставления документов об уплате сбора. От такой новации правительство планирует получать не менее 930 млн грн. в год. Расчет проводился исходя из сегодняшнего торгового оборота с 33 оффшорными государствами, список которых утвержден Кабмином ($976 млн). Чтобы увеличить поступления, правительство также предлагает принять закон, расширяющий перечень официальных "налоговых гаваней" еще на 35 позиций (см. справку). Партнер налогово-юридического департамента Deloitte Андрей Серветник, много лет консультирующий клиентов по вопросам оптимизации налогообложения, в том числе и через оффшорные зоны, рассказал "ДС", каким образом предприниматели будут обходить новый налог.

Андрей, соответствуют ли оффшорные инициативы Кабмина мировым тенденциям?

А.С. С оффшорами борются многие страны. Но не из-за того, что они позволяют компаниям оптимизировать налоги, а потому, что оффшорная юрисдикция — это высокий уровень конфиденциальности, защиты информации о владельце счетов и бизнеса. Именно поэтому считается, что оффшоры — главное место отмывания денег. Как раз за это их атакует большинство стран. Что касается налоговой составляющей, то, как правило, все понимают, что любой бизнес старается оптимизировать налогообложение. Поэтому оффшорные компании создают в любой стране. Эту практику можно сравнить с переносом производств из западного мира в развивающиеся страны. Почему переносить завод в Индонезию ради экономии ресурсов нормально, а размещать на Кипре торговую компанию с той же целью нельзя?

То есть бизнесу дается зеленый свет для официальной оптимизации?

А.С. Не совсем. Во-первых, с оффшорными зонами не заключаются конвенции об избежании двойного налогообложения. Пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти) облагаются налогом в стране происхождения. Во-вторых, есть правило контролируемых иностранных компаний. Если у предприятия есть дочерняя компания в оффшорной юрисдикции, то прибыль этой оффшорной "дочки" включается в консолидированную отчетность материнской компании независимо от того, перечисляет "дочка" дивиденды "матери" или нет. Если материнская компания не признается в наличии такой "дочки", налоговая может сама определить "слишком тесные" связи. Например, по объему оборотов между компаниями. Если неоффшорная фирма считает, что ей приписали лишнего, она должна доказать обратное в суде. Лучше всего такая система работает в Великобритании.

Как работает контроль трансфертного ценообразования?

А.С. Если у налоговых органов есть подозрения, что операция с оффшором проходит между связанными лицами, то налоги для материнской компании рассчитываются по методу обычных цен. Допустим, вы купили товар по $100, а на рынке его можно продать за $200. Это средняя цена, по которой такой товар продают ваши конкуренты. Но вы продаете этот товар оффшорной "дочке" за $110, и большая часть прибыли (90%) остается в юрисдикции с низкими налоговыми ставками. Налоговая, понимая эту схему, начисляет вам налог на прибыль из расчета обычных цен, а не фактических. Хотите — оспорьте это в суде.

Реклама на dsnews.ua

Почему в Украине такой контроль не работает?

А.С. Для этого налоговым органам нужно обзавестись достаточным количеством хороших специалистов исключительно в области ценообразования. И отдельно изучать каждую компанию, спорить с ней в судах. Куда проще по формальному признаку работы с той или иной юрисдикцией обложить компанию налогом. Но это тупиковый путь. По меньшей мере странно выглядит введение нового налога в стране, где фискальная система и без того вторая в мире по уровню сложности. Это не более чем попытка в очередной раз заткнуть дыру в бюджете за счет увеличения фискальной нагрузки без стратегического планирования.

Можно ли обойти новый налог?

А.С. Легко. Кабмин либо не догадывается, либо делает вид, что не догадывается о том, что для оптимизации налогообложения совсем не обязательно открывать компанию в оффшорной зоне. Но во всем мире идет конкуренция правительств: каждое хочет, чтобы как можно больше бизнеса было на подконтрольной ему территории и как можно больше бизнеса платило ему налоги. Сейчас даже в очень респектабельных юрисдикциях с высокими, на первый взгляд, налогами и жестким контролем со стороны фискальных органов есть схемы, позволяющие при торговых операциях платить очень мало. Такие схемы доступны в Австрии, Люксембурге, Швейцарии. В Венгрии стандартная ставка на прибыль долгое время была 16%, но для дивидендов и роялти составляла 8%. На Кипре, который официально не является оффшором, ставка налога на прибыль составляет 10%.

Что означает внесение той или иной страны в оффшорный список Кабмина?

А.С. При покупках из этой страны расходы не будут относиться на валовые затраты. То есть будет считаться, что вы не понесли затрат, а значит, должны уплатить с соответствующей суммы налог на прибыль. А при продажах теперь появится дополнительный сбор в Пенсионный фонд.

Насколько эффективным является расширение списка оффшорных зон, которое предлагает Кабмин? Это действительно популярные направления вывода капитала?

А.С. Большинство этих стран — классические оффшоры, которые лишь изредка используются украинскими предприятиями. Единственным государством из тех, которые предлагают включить в оффшорный перечень и услугами которых активно пользуются, является Мальта. Но это член Евросоюза. И если правительство действительно включит ее в перечень официально признанных "налоговых гаваней", это может обернуться проблемами не только для бизнеса. Такое решение странно еще и потому, что основная ставка налога на прибыль на Мальте — 35%. И только за счет механизмов возмещения этого налога для учрежденных иностранцами торговых компаний эту ставку можно снизить до 5%. По большому счету, под параметры, по которым Мальта стала "оффшором", вполне попадают Кипр, Люксембург, Лихтенштейн. Но в перечне их нет.

Почему?

А.С. Относительно Лихтенштейна — не знаю. Это может быть связано с возможным размещением в этой юрисдикции бизнеса высоких должностных лиц. Относительно Кипра — тоже непонятный подход. Как правило, его невключение в перечень объясняют тем, что это член ЕС. Тогда исключите Мальту. На самом деле "оффшорность" Кипра — это стереотип. Просто там работают очень много предпринимателей из бывшего СССР. Люди считают, что если их активами будет владеть компания из Евросоюза, они будут больше защищены. Закроют Кипр, они пойдут в Швейцарию. Но там в несколько раз сложнее и дороже содержать компанию. Для того чтобы получить ставку в 10%, нужно пройти ряд согласований с налоговыми органами. На Кипре это просто общая ставка.

Также важно, что деньги в таком псевдо-оффшоре мобильны. В Украине действуют жесткие правила валютного контроля. Если у меня есть деньги на Кипре, я от своего украинского предприятия не могу дать этой компании кредит. А обратный процесс возможен. Кроме того, украинская компания сама по себе не может выйти на международные рынки капитала, ее бумаги не будут котироваться на Лондонской, Варшавской или Франкфуртской биржах. Нужно, чтобы от ее имени вышла компания, расположенная в юрисдикции, где законодательство это позволяет. Как правило, выходят через Кипр, Нидерланды, Люксембург. То есть компании привлекают средства, которые потом идут в Украину.

По вашим оценкам, удастся ли правительству выручить благодаря предложенным мерам заявленные суммы средств для Пенсионного фонда — от 1 до 2 млрд грн. ежегодных поступлений?

А.С. Не думаю. Бизнес будет искать любые возможности для ухода от налогообложения. Другое дело, если бы вместо "борьбы с оффшорами", направленной исключительно на наполнение бюджета, правительство улучшало условия ведения бизнеса, стимулировало компании инвестировать полученную на Кипре или Мальте прибыль в Украине. Не исключено, что тогда количество операций с оффшорами действительно уменьшилось бы.

Оффшорные зоны для украинского бизнеса

Действующие: о. Гернси, о. Джерси, о. Мэн, о. Олдерни, Бахрейн, Белиз, Андорра, Гибралтар, Монако, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские о-ва, Барбадос, Бермудские о-ва, Британские Виргинские о-ва, Виргинские о-ва (США), Гренада, Каймановы о-ва, Монтсеррат, Нидерландские Антильские о-ва, Пуэрто-Рико, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Содружество Доминики, Теркс и Кайкос, Либерия, Сейшельские о-ва, Вануату, Маршалловы о-ва, Науру, Ниуе, о-ва Кука, Самоа, Мальдивская Республика.

Новые (проект постановления КМУ): о-ва Чагос, Южная Джоржия и Южные Сандвичевы о-ва, Индонезия, Мьянма, Объединенные Арабские Эмираты, Шри-Ланка, Бруней-Даруссалам, о. Лабуан, Филиппины, Фиджи, о. Гуам (США), Макао, Гонконг, Тонга, Французская Полинезия, Палау, Маврикий, Нигерия, Джибути, Коморские о-ва, о. Анжуан, Мальта, Сан-Марино, Черногория, Канарские о-ва, Нормандские о-ва, Гватемала, Панама, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Ямайка, штат Вайоминг (США), штат Делавэр (США).

    Реклама на dsnews.ua