• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Олег Сосновский

Реклама на dsnews.ua

В орбиту кризиса, разгорающегося на мировых рынках, постепенно вовлекается не только банковский, но и страховой сектор. Международные страховые группы, еще несколько лет назад инвестировавшие десятки миллионов евро в дочерние подразделения за рубежом и расширявшие присутствие в перспективных регионах, теперь меняют свои подходы вплоть до возможности ухода с неприбыльных рынков или их сегментов. Украина также не является исключением. О том, как ситуация на мировых рынках может сказаться на отечественной страховой отрасли, в интервью "ДС" рассказал генеральный директор СК "QBE Украина", руководитель по вопросам дистрибуции и маркетинга подразделения Центральной и Восточной Европы QBE Insurance Group Олег Сосновский.

Олег Борисович, в последние месяцы западные финансисты не перестают говорить о колоссальных убытках, в которые им выльется европейский долговой кризис. А Еврокомиссия недавно высчитала, что 100 банкам ЕС придется изыскать 106 млрд евро дополнительного капитала, и потребовала к 1 июля 2012 г. нарастить их капиталы на эту сумму. Насколько ощутимыми списания государственных долгов стран еврозоны и отсрочки по выплатам будут для страховой отрасли?

О.С. Весьма. Не только банки, но и западные страховщики являются держателями крупных портфелей государственных облигаций стран еврозоны. И несут потери не только во время списаний, как было в случае с Грецией (где достигнута предварительная договоренность о списании 50% госдолга), но и после снижения рейтингов стран — эмитентов госбумаг. Ведь после этого страховым компаниям приходится формировать дополнительные резервы, сокращая размер своей прибыли или наращивая убытки.

Вероятно, поэтому многие европейские страховщики сейчас намекают на готовность уйти с неприбыльных рынков, и нашего в том числе. Насколько украинские "дочки" западных групп чувствуют себя комфортно?

О.С. Конечно, ситуация на страховом рынке не блестящая, но не настолько, как на банковском, и прежде всего из-за специфики бизнеса. Проблемы банковских учреждений связаны с большими объемами валютных кредитов, выданных до кризиса, что после снижения курса гривни вылилось в рост невозвратов. Проще говоря, банки раздали деньги, а с начала кризиса им стало сложнее их собирать. В страховании все иначе: компании не раздают, а собирают деньги у клиентов, а затем проводят выплаты. Так что у страховых компаний меньше проблем, хотя, конечно, есть и они. Ведь материнские структуры ставят перед страховщиками цель выхода на прибыльную деятельность даже во время кризиса. Страховщикам приходится оптимизировать свою работу: уходить из наиболее убыточных сегментов рынка, закрывать неприбыльные отделения. Например, определенные изменения произошли и в нашей компании. В прошлом году мы полностью ушли с рынка личного страхования — добровольного медицинского и страхования выезжающих за рубеж. Сейчас оптимизируем свой имущественный портфель, меняя акценты с крупного на средний бизнес, что приводит к его временному сокращению.

Но ведь были и случаи сворачивания бизнеса: украинский рынок покинул бельгийский лайфовый страховщик Fortis, а также рисковое подразделение итальянской Generali…

О.С. Если страховщик покидает какой-то регион, то это больше не воспринимается как сенсация. Я бы даже сказал, что это стало обыденным процессом. Уход страховщика из определенного региона больше не значит, что у него там проблемы. Нередко это происходит в рамках общей оптимизации географии бизнеса (правда, не в случае с Fortis, материнская структура которой испытывала серьезные проблемы во время кризиса). Еще несколько лет назад европейским страховщикам было важно присутствовать на крупных рынках при любых условиях. Теперь же никто не хочет терять деньги. И как только руководство страховой компании решает, что какой-то регион перестал им быть интересен даже в краткосрочной перспективе, страховщик вполне может уйти из него, даже осознавая, что через пару-тройку лет туда придется возвращаться.

Реклама на dsnews.ua

Так что хотя в долгосрочной перспективе Центральная и Восточная Европа интересна инвесторам, однако я не исключаю, что некоторые страховщики могут рассматривать временное сворачивание бизнеса или поддержание его в менее активном состоянии. Теперь такие решения принимаются проще и быстрее.

С 2013 года вступает в силу директива ЕС о платежеспособности страховых и перестраховочных компаний (Solvency II). Что будет происходить в украинских СК по мере внедрения новых стандартов в их материнских компаниях?

О.С. Все просто: украинские "дочки" западных страховщиков обяжут внедрять в 2013–2014 годах новые стандарты вслед за их материнскими структурами. Требования директивы в равной степени распространяются и на головной офис, и на филиалы с представительствами, и на дочерние компании независимо от того, в какой стране они находятся. Часть изменений будут носить сугубо бюрократический характер, но ожидаются и более серьезные новшества. Ужесточатся, например, требования к риск-менеджменту, компаниям придется формировать по новым нормативам такие виды резервов, которых раньше не было. Все это на некоторое время может незначительно ухудшить показатели страховых компаний с иностранным капиталом на украинском рынке. Ведь нам придется выполнять жесткие требования, конкурируя с коллегами, многие из которых вообще играют без правил.

Убежден, в долгосрочной перспективе компании, внедрившие SolvencyII, будут выглядеть предпочтительнее и иметь преимущества перед конкурентами. После недавней череды банкротств стало видно, к чему приводят беспорядочные захваты крупных долей страхового рынка без соблюдения основных принципов ведения бизнеса (правил формирования резервов, ценообразования и т. д.). Правда, далеко не все делают выводы из последних новостей и как будто не обращают внимания на заявления Моторного бюро и Госфинуслуг о приостановлении лицензии СК "Инвестсервис" и проблемах Украинской экологической страховой компании. Множество компаний по-прежнему продают полисы по заниженным ценам и не формируют достаточные резервы, не задумываясь о том, что скоро и сами могут оказаться в списке неплатежеспособных.

Насколько велика вероятность стабилизации ситуации и роста украинского страхового рынка в 2012 году?

О.С. Скорее всего, роста не будет. В 2011 году объемы премий наращивались в основном за счет "автогражданки", тарифы по которой подняли в сентябре прошлого года. Но ее потенциал уже исчерпан. Хотя не исключено, что ситуацию несколько подправит принятие изменений к закону об "автогражданке": он среди прочего предусматривает отмену действующей сейчас системы "бонус-малус", позволяющей компаниям занижать цены на договоры обязательного страхования ответственности автовладельцев. За счет увеличения тарифов рынок "автогражданки" может подрасти примерно на 10% и компенсировать, таким образом, спад по каско и страхованию имущества. Не исключено, что общий спад украинского страхового рынка будет компенсироваться еще и за счет инфляционной составляющей, как, например, в случае с добровольным медицинским страхованием, где полисы дорожают по мере повышения цен на лекарственные препараты и медицинские услуги.

Стоит ли страховщикам рассчитывать на поддержку власти?

О.С. Я не знаю о каких-либо инициативах, которые могли бы существенно изменить состояние рынка в ближайшее время. Скорее всего, существующий трехпроцентный налог на страховые премии сохранят. Ведь он приносит госказне порядка 500–600 млн грн. ежегодно. Введение же налога на прибыль существенно сократит отчисления СК в госбюджет, поскольку рынок убыточен. Единственный позитив в нынешней ситуации — это постепенное сокращение объемов схемного страхования, которые раньше осуществлялись с помощью внутреннего перестрахования. Произошло это после того, как платежи по внутреннему перестрахованию были включены в налогооблагаемую базу компаний. И, полагаю, схемный рынок продолжит сокращаться в 2012 году.

    Реклама на dsnews.ua