• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

"Татнефть" своего не отдаст

Реклама на dsnews.ua

В начале прошедшей недели в Крыму прошли переговоры президентов Украины и Татарстана. В ходе встречи Минтимер Шаймиев — лидер одной из основных нефтедобывающих республик России — подтвердил ранее достигнутые соглашения об инвестициях компании "Татнефть" в ЗАО "Укртатнафта" (согласно им Татарстан выразил готовность вложить в его реконструкцию до $200 млн).

По итогам переговоров президент Татарстана заявил: "Украинской стороне настало время определиться с основными партнерами, которые будут инвестировать завод. Это необходимо сделать сейчас, поскольку качество продукции кременчугского завода уже через несколько лет не будет соответствовать международным требованиям. Заводу нужны новые технологии".

Призыв определиться с партнерами по развитию Кременчугского НПЗ, на первый взгляд, можно отнести на счет вялотекущих переговоров украинской стороны с претендентами на участие в приватизации госпакета акций завода — казахстанской госкомпанией "КазМугнайГаз" и российской "Сургутнефтегаз". Понятно, что Татарстану, как основному поставщику и инвестору завода, не нужны ни те ни другие. Правда, планы этих потенциальных инвесторов относительно Кременчуга за последние месяцы претерпели значительные изменения. Так, Казахстан, в связи с началом работы Каспийского трубопроводного консорциума, потерял интерес к Украине и официально заявил о готовности избавиться от своих активов в нефтепереработке Украины (пакета акций Херсонского НПЗ). Что же касается "Сургутнефтегаза", то он конкретизировал предложенные Украине в феврале этого года варианты сотрудничества в нефтепереработке: компания денонсировала ранее предлагавшийся вариант участия в приватизации госпакета Кременчугского НПЗ и, опираясь на успешный опыт работы ТД "Украина—Тюмень", официально заявила о желании приобрести акции не Кременчугского, а Херсонского завода.

Таким образом, прозрачный намек Татарстана Киеву об определении инвесторов завода трудно отнести на счет тех крупных компаний, которые не прочь взять под контроль кременчугскую нефтепереработку. Скорее всего, заявление татарстанского соучредителя "Укртатнафти" можно расценить не как реакцию на переговоры с этими инвесторами, а как попытку сбалансировать вопросы более завуалированной и тонкой "имущественной дипломатии". К ней, в первую очередь, можно отнести стремление Украины увеличить свой пакет акций в ЗАО "Укртатнафта".

Озаботившее Татарстан увеличение украинского пакета было произведено весной этого года после решения украинского суда вернуть государственной компании "Кременчугнефтегорсинтез" 18% акций, ранее принадлежавших западным инвесторам — американской Sea Group и швейцарской Am RUZ Trading, которые приобрели акции на сомнительных условиях (за "вексельные обещания"). При этом ФГИУ не скрывал своих намерений вынести на рассмотрение предстоящего осенью 2002 г. годового собрания акционеров "Укртатнафти" предложение о регистрации этого пакета акций на себя. Такими движениями Украина продемонстрировала стремление укрепить свой довольно парадоксальный статус — быть и основным владельцем, и одновременно основным претендентом на освоение инвестиций.

Заявленная Татарстаном 13 августа обеспокоенность относительно того, кем себя видит Киев в Кременчуге — главным инвестором (владельцем) или вторым стратегическим партнером, — вызвала реакцию уже на следующий день, 14 августа, когда апелляционная инстанция украинского суда поспешила восстановить права Sea Group и Am RUZ Trading на 18,2% акций "Укртатнафти". Видимо, Украина не только озаботилась болезненной реакцией Татарстана на увеличение своего пакета акций, но и поверила слухам о покупке указанных западных компаний предприятиями "Татнефти".

    Реклама на dsnews.ua