• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Странная дружба с Индией

Реклама на dsnews.ua

Украинский президент, посещая с государственным визитом Индию, отметил, что отныне страны возобновят стратегическое партнерство. Сложный путь наших десятилетних отношений подсказывает, что возобновлять, к сожалению, нечего.

Несмотря на то что в начале года Киев и Дели отметили десятую годовщину дипломатических отношений, наш Президент Леонид Кучма нанес официальный визит в Индию впервые. В последний раз его предшественник Леонид Кравчук был в Дели в марте 1992 г. Такое положение вещей представители власти называют плодотворным сотрудничеством, делая акцент на том, как успешно Украина экспортирует в Индию металлы и удобрения, как удачно импортирует лекарства, чай и кофе и каким успешным может стать для нас сотрудничество в области металлургии и компьютерных технологий. Между тем товарооборот между нашими странами в прошлом году составил $225 млн, на $55 млн меньше, чем в 2000-м, и абсолютно не соответствует потенциалу индийского рынка. Вторая по населению страна мира занимает четвертое место после США, Японии и Китая по покупательской способности, но мы стремительно теряем этот гигантский рынок сбыта, и прежде всего его военную составляющую.

"У нас нет разногласий по всему кругу международных вопросов", — заявил Леонид Кучма в ходе визита. Стороны договорились, что Украина в течение года вдвое увеличит объем военно-технического сотрудничества с Индией. Тем не менее Индия фактически отказалась от идеи воспользоваться услугами Запорожского завода "Искра" для модернизации радиолокационных станций, поставив Украину в один ряд с другими участниками тендера. Нет никаких гарантий, что Дели будет участвовать в производстве украинско-российского самолета Ан, покупать украинские корабли и прибегать к услугам Киева в модернизации танков и ПВО. Именно это наши дипломаты предлагали индийским. В общем после встречи Леонида Кучмы с Президентом Индии Абдулом Каламом были подписаны межправительственные соглашения о предоставлении юридической помощи в уголовных делах, об экстрадиции и о морском торговом судоходстве.

Прохладность отношений понятна: всему виной "пакистанский контракт" Киева. В августе 1996 г., поставив Исламабаду 320 танков Т-80УД, Украина невольно позиционировала себя на одной из сторон давнего конфликта между азиатскими соседями. Учитывая, что за последние полстолетия страны трижды вели войну, в Дели это восприняли как недружественный акт.

Украинские эксперты утверждают, что поставки Киева не изменят баланса сил в регионе, поскольку перевес все равно на стороне Дели. Численность регулярной армии Индии — 1,3 млн человек — вдвое превосходит пакистанскую, у Дели вдвое больше боевых самолетов (740) и втрое — военных кораблей (27), а текущие расходы на оборону — почти $14 млрд — не идут ни в какое сравнение со скромными $3,3 млрд Пакистана. И тем не менее именно после покупки Исламабадом 320 харьковских танков Индия, владевшая на тот момент 1400 танками Т-72 и 1100 далекими от совершенства "Виджаянт" местного производства, закупила 45 современных российских Т-90.

Следующий шаг Киева Дели тоже не порадовал. В 1998 г. Индия провела ядерные испытания, и Украине, как и всякому члену ООН, стремящемуся подчеркнуть лояльность Западу, пришлось испытания осудить. На правах старого партнера Украина модернизирует пакистанские танки Т-59, а в нынешнем июне Киев подписал трехлетний стомиллионный контракт по поставке в Пакистан двигателей и коробок передач для танка "Аль-Халид", построенного совместно с Китаем. Но сделку эту оценивают критично: говорят, Украине пришлось уступить чуть ли не половину первоначальной стоимости.

В Пакистане нам вряд ли стоит рассчитывать на нечто большее, нежели мы уже получили: после окончания реализации первого пакистанского контракта в 1999 г. объемы продаж нашей военной техники в эту страну непозволительным образом сократились до $20 млн. В сентябре прошлого года президент Пакистана, не имея других возможностей доказать легитимность своего правления, встал под американские знамена в борьбе с терроризмом и тем самым заслужил списание задолженности и экономическую помощь Запада. Кроме этого, Исламабад расширил число своих партнеров по закупке вооружений. Так готовятся контракты с Румынией и Турцией, из Франции поставляются самолеты.

Реклама на dsnews.ua

Итак, Киеву нет смысла хранить верность Исламабаду, логичнее было бы не в ущерб этим отношениям сотрудничать еще и с Индией. Но представители Дели не раз давали понять, что всегда были и будут обеспокоены украинскими сделками с их немиролюбивым соседом. Ведь поставленные Исламабаду танки могут быть направлены в первую очередь против Индии.

Хотя индийский рынок настолько огромен, что Россия в одиночку не сможет удовлетворить здешний спрос, пускать туда Украину Москва не собирается. На страницах российских газет даже развернулась полемика, что будет, когда на поле боя российский Т-90С встретится с украинским Т-80УД. А встретиться они могут в ближайшем будущем. Выборы, которые пройдут в Пакистане и на спорной территории Кашмир в октябре, неизбежно приведут к обострению конфликта.

Чем реальнее станут военные действия, тем жестче, по аналогии с Ираком, будет контролировать украинские поставки международное сообщество. Киев давно уже заслужил мировую критику за проданные Пакистану танки: во время войны в Афганистане распространялись сведения, что они перешли на вооружение к талибам. Если учесть, что мы отказались от внеблокового статуса и изо всех сил стремимся в НАТО, реалии таковы: по всем вопросам поставок вооружений с альянсом придется советоваться больше, чем когда-либо. Тем более если добавить к этому свежий скандал с "Кольчугами". По этому поводу в Дели деликатно молчат.

Но как поступить Киеву? Эксперты расходятся во мнениях. Одни полагают, что позиционировав себя на пакистанской стороне, Украина должна придерживаться этих позиций. Другие уверены, что "пакистанский контракт" возложил на Киев ответственность за стабильность в регионе, а это значит, что для достижения паритета Украина просто обязана поставлять вооружение обеим. В переводе с дипломатического языка на бытовой это означает, что нам стоит вести двойную игру. Именно так, кстати, поступают более опытные участники рынка. Пока что ни одна страна не ввела глобального эмбарго на экспорт вооружений в регион, и если Китай, в силу исторических причин, сотрудничает исключительно с Пакистаном, все остальные — Франция, Британия, Германия, Италия, Швеция, Голландия и Израиль — зачастую поставляют одинаковое оборудование обоим участникам конфликта. Например, 40 самолетов "Мираж" получила от Франции Индия, 10 — Пакистан. Существует и более радикальное мнение: нам стоит сменить партнера, ведь индийские контракты на порядок прибыльнее пакистанских. Правда, судя по итогам визита в Дели, предпосылок для глобальной смены курса пока что нет.

    Реклама на dsnews.ua