• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Нелюбовные треугольники большинства

Реклама на dsnews.ua

Большинство создано из 230 депутатов. Из двух оппозиционных фракций "большевики" взяли всего пять депутатов. Ни из "Нашей Украины", ни из СПУ девятка не смогла переманить ни одного народного избран-ника.

Перебежчики
Среди тех, кто не голосовал за спикера парламента Владимира Литвина, в большинство вошли два коммуниста. Первый — Вадим Литвин, депутат ВР второго созыва от Днепропетровской области (тогда был членом группы "Єдність"), работал на руководящих должностях в днепропетровских филиалах банков "Инко", "Восток", Киевского народного банка. В парламент прошел по списку КПУ и сейчас вступил во фракцию "трудовиков". Люди сведущие говорят, что Вадим Валентинович никогда левыми идеями не увлекался и так или иначе был близок к "нелазаренковской" днепропетровской элите. Второй коммунист, вошедший в большинство и фракцию СДПУ(о), — Олег Блохин. В последнее время многие отмечали улучшение отношений экс-лазаренковца и уже экс-коммуниста Блохина с председателем Федерации футбола Украины Григорием Суркисом.

Еще трое перебежчиков — в прошлом идейные оппозиционеры-тимошенковцы. Экс-министр юстиции и член первой пятерки СДПУ(о) в парламенте прошлого созыва Василий Онопенко давно вышел из партии Виктора Медведчука и перешел в глухую оппозицию. Многие эксперты, комментируя переход Онопенко в большинство, говорили о том, что ему пообещали пост председателя Верховного суда. Но проблема в том, что занять эту должность ему будет очень сложно в силу тех ограничений, которые ставит законодательство к кандидату на этот пост. Другое дело — стать судьей Верховного суда. Это Василий Васильевич может. Но большинству не очень выгодно отпускать Онопенко из парламента, так как вместо него придет следующий по списку БЮТ, и у "большевиков" станет на одного бойца меньше. Вполне возможно, что Василию Васильевичу придется довольствоваться постом председателя парламентского комитета по правовой политике, который он получил полгода назад по квоте БЮТ. Два других представителя этого блока — Сергей Правденко и Петр Толочко, судя по всему, преследовали личные цели, особо не связанные с политической борьбой, хотя в кулуарах парламента и говорили, что экс-редактору "Голоса Украины" предлагали должность главы Госкоминформа, а академику-археологу — возглавить Академию наук.

Нужно отметить, что у большинства были и свои перебежчики. Так, войти в него отказался Иван Плющ, а также вышедшие из "Нашей Украины" Ратушняк ("Деминициативы") и Стретович (внефракционный). Как бы там ни было, но первую проверку боем большинство не прошло — депутаты не набрали необходимых 226 голосов по далеко не принципиальным вопросам. Правда, не нужно забывать, что ни один из перебежчиков не пришел в зал заседаний в день голосования. Можно ли назвать этот список окончательным? Вряд ли. 230 — уж слишком неустойчивая цифра.

В поисках портфелей
Делить парламентские комитеты становится уже хорошей традицией. Прошло всего несколько месяцев, как окончился первый этап распределения комитетов, и началась новая эпопея, теперь уже не общепарламентская, а лишь внутри большинства. Лидеры фракций девятки уже успели выработать механизм дележа (каждый комитет оценивается в определенное число баллов, суммируются уже имеющиеся должности и количество членов фракций и выводится коэффициент возможности приобретения портфелей). Согласно этим математическим изощрениям самый большой коэффициент (7,77) получили "трудовики", далее с 5,23 идет СДПУ(о), потом 5,13 — "Деминициативы", "Европейский выбор" — 4,43, "Народный выбор" — 3,99, "аграрии" — 3,26, "Народовластие" — 2,845, "Регионы" — 2,83, внефракционные — 2,02 и НДП — 0,645. За оппозицией планируется зарезервировать комитеты по вопросам свободы слова, прав человека и законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Огласив свои пожелания занять еще не освобожденные оппозицией комитеты, представители большинства вспомнили, что их могут обвинить в желании захватить власть, и Владимир Литвин заявил, что дележа комитетов может и не быть, если оппозиция не перестанет блокировать работу парламента. Правда, спикер не входит в большинство, и его заявление может носить всего лишь рекомендательный характер. Новый передел комитетов выгоден большинству фракций только в том случае, если им достанутся бюджетный комитет, комитет по борьбе с оргпреступностью или по экономическим вопросам. За них борются все девять фракций, за исключением социал-демократов. Эсдеки выбрали более гибкую тактику — они претендуют на достаточно влиятельные комитеты, к которым не проявили интерес другие фракции. Нельзя сбрасывать со счетов и того, что выбирать руководителей комитетов будут не только "большевики". Возможно, что в голосовании по этому вопросу примут участие и оппозиционеры. И тогда отсутствие одного-двух представителей большинства может просто поломать все договоренности.

Что касается правительства, то ситуация здесь еще более запутанная. В этом составе большинство без указания сверху никак не сможет поменять премьера. Ситуация усугубляется еще и тем, что главным инициатором смены премьера является лидер фракции, куда входят однопартийцы Анатолия Кинаха, — Сергей Тигипко. На эту должность метит и Георгий Кирпа, близкий к этой же политической группе. Не следует сбрасывать со счетов и появившиеся слухи о том, что Виктор Медведчук тоже не прочь занять кресло на Грушевского. Что касается министерств, то в их разделе заинтересованы в первую очередь маленькие фракции, у которых нет своих министров.

Реклама на dsnews.ua

Кто победил?
На логичный вопрос — кто же выиграл во всей этой ситуации — есть пока один ответ. Победил Виктор Медведчук. Он якобы создал большинство, и не его вина, что парламентарии не могут им распорядиться, или же наоборот, его заслуга, что они так лихо все поделили.

По большому счету, уже сейчас можно говорить, что намеченный передел парламента может быть и не последним. Не так сложно представить (конечно, при определенных обстоятельствах) и другие конфигурации. Пока же в парламентской девятке прослеживается несколько абсолютно разрозненных групп. Первая — СДПУ(о) и "Народовластие" (во главе с бывшим эсдеком Богданом Губским), вторая — "трудовики" и "Народный выбор" (луганская фракция, которую связывают с Олегом Дубиной, но в которой если не первую, то и не последнюю скрипку играет истинный "трудовик" Николай Баграев). При этом и "трудовики", и эсдеки, несмотря на прохладные отношения Сергея Тигипко и Виктора Медведчука, во многом согласовывают свои действия в парламенте. Так что эти четыре фракции пока создают большинство в большинстве. "Аграрии", "Регионы", НДП, "Европейский выбор" (близкий к Николаю Азарову) и "Деминициативы" (Степан Гавриш) пробуют вести свою игру. С той лишь разницей, что если "аграрии", НДП и "Евровыбор" ориентируются исключительно на пожелания Президента, то "Деминициативы" и "Регионы" ищут союз с "Нашей Украиной".

    Реклама на dsnews.ua