• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Николай Штейнберг:"В ближайшие 10 лет атомная энергетика сохранит долю в выработке электроэнергии"

Реклама на dsnews.ua

Министерство топлива и энергетики планирует в течение ближайших полутора-двух месяцев завершить разработку проекта энергетической стратегии Украины до 2030 г. Ранее Президент обязал правительство разработать этот документ еще до конца 2001 г., однако предложенный вариант вызвал огромное количество вопросов. Ныне в Минтопэнерго создана рабочая группа, которая анализирует предложения ученых. Суть этих предложений заключается в том, что базой для разработки энергетической стратегии страны будет угольная и урановая промышленность. О ближайших перспективах атомной энергетики "ДС" рассказал заместитель государственного секретаря Минтопэнерго Николай Штейнберг.

На фоне существующих проблем в атомной энергетике сложно говорить о перспективах ее развития.
— Я думаю, вы не совсем правы. Действительно, до сих пор не решены многие проблемы. Не развернуты работы по продлению сроков эксплуатации действующих энергоблоков АЭС, не накоплены средства для вывода блоков из эксплуатации. Перечень можно продолжать. Но независимо от этого в ближайшие 10 лет атомная энергетика сохранит свою долю в выработке электроэнергии как минимум на нынешнем уровне. И даже увеличит производство электроэнергии за счет ввода в эксплуатацию энергоблоков Ривненской и Хмельницкой АЭС.

Вы действительно уверены, что эти энергоблоки будут когда-нибудь достроены? За счет каких средств?
— Не поможет Запад — сами достроим. Это будет сложнее, но мы должны это сделать. Еще один важный вопрос — продление ресурса действующих энергоблоков. В министерстве создана рабочая группа, которая перейдет от разговоров к делу. Продление ресурса — это дорогостоящая работа, однако она значительно выгоднее, чем строительство новых энергоблоков. Для Украины это важно вдвойне: мы не решили за все эти годы законодательные аспекты наполнения фонда для финансирования работ по выводу блоков из эксплуатации.

Срок вывода из эксплуатации одного из энергоблоков на Ривненской АЭС наступит уже в 2010 году. Ведутся ли работы по созданию соответствующего фонда для финансирования предстоящих работ?
— Нет, эти работы мы планируем начать с 2003 года. Стоимость снятия с эксплуатации только одного энергоблока составляет примерно $300 млн. Этот фонд будет накапливаться длительные годы, поэтому деньги должны не лежать, а работать. Есть проблемы обеспечения защиты этих денег, в том числе от инфляции. Необходимо принять положение о функционировании и наполнении фонда. Источником наполнения должен стать тариф, ведь атомная энергетика функционирует только за счет собственных средств.

При этом тариф на электроэнергию АЭС почти в два раза дешевле, чем для ТЭС.
— Пока да. Я думаю, что тариф должен и будет повышаться, но в условиях Украины он будет ниже, чем для тепловых электростанций. В последнее время много разговоров о том, что тариф "Энергоатому" снизили. Это не так. Просто установлен тот тариф, который компания смогла доказать, и он оказался ниже, чем был до этого. Кстати, несмотря на многочисленные сетования на низкий тариф, никаких официальных просьб о его повышении из "Энергоатома" не поступало. Думаю, что в ближайшие месяцы компания научится работать в рамках жесткого бюджета и сможет подготовить обоснованные предложения по изменению действующего тарифа.

В сентябре 2001 года было создано украинско-российско-казахстанское СП по производству ядерного топлива. Чем занимается это предприятие?
— Да, СП создано, и оно занимается подготовительными операциями, до полного разворота работ пройдет достаточно много времени. В целом ситуация по развитию собственной базы производства ядерного топлива достаточно печальная из-за отсутствия финансирования. В этом году мы финансируем программу менее чем на 20%. Были допущены некоторые ошибки при составлении программы, есть недостатки в управлении. Выполнение этой программы, к сожалению, задерживается.
Имеется в виду бюджетное финансирование?

— Из бюджета мы вообще ничего не получили. Минтопэнерго подана заявка о выделении 70 млн грн. в бюджете 2003 года, но в прогнозных показателях бюджета средства на реализацию программы не предусмотрены. Нам предлагают работать за счет тарифа. Реализация программы производства ядерного топлива, которая была утверждена еще в 1996 году, планировалась за счет отраслевого фонда. Он должен был наполняться "Энергоатомом" в покрытие стоимости ядерного топлива, поставленного в качестве компенсации за вывезенное в Россию ядерное оружие. В этом фонде сейчас пусто. Долги "Энергоатома" фонду больше 800 млн грн.

Реклама на dsnews.ua

Разве данные запасы урана в Украине могли бы обеспечить на 100 лет потребности атомной энергетики страны. За счет каких средств развивается урановая промышленность?

— За счет продажи урана в Россию она производит ядерное топливо, которым мы загружаем реакторы наших АЭС.
Основные запасы урана сосредоточены в Кировоградской области, включая уникальное Ново-Константиновское месторождение, обустройство которого возобновлено весной прошлого года. Что сейчас происходит на этом месторождении?
— Ничего. Нет денег. В этом году практически не вложили ни копейки. Нужно искать иные пути финансирования. Осваивать новое месторождение за счет тарифа неправильно. И потом. На уране мы производим почти 50% электроэнергии Украины. Но при этом не берем ни копейки из бюджета. На угле мы производим менее 30%, но при этом вкладываем в него миллиарды бюджетных средств. Надо искать оптимум. Половина вырабатываемой электроэнергии — это уже не просто экономика. Это вопрос безопасности государства.

Программа создания ядерно-топливного цикла предполагает, в частности, получение продукции из циркония на днепродзержинском госпредприятии "Цирконий". Что сделано за последний год?
— Практически ничего. Нет средств. Финансирование идет на уровне, которого с трудом хватает на поддержание существования предприятия, но не на движение вперед. То есть, проще говоря, пустая трата денег. Итог малоутешительный — в отношении "Циркония" принято судебное решение о начале процедуры восстановления платежеспособности или банкротстве предприятия.

Закон о гражданской ответственности оператора ядерной установки, вступивший в силу в декабре 2001 года, обязывает правительство в течение шести месяцев принять ряд документов и подзаконных актов. Что сегодня сделано в этом направлении?
— В конце августа мы разослали документы на согласование с министерствами и ведомствами. Ожидаем их реакции. В то же время нам известно, что позиция министерств — различна. Не надо думать, что это легкая проблема. К примеру, США после принятия аналогичного закона накапливали свой страховой фонд в течение 20 лет. К сожалению, ряд специалистов считает необходимым уже на старте всю нагрузку сбросить на НАЭК "Энергоатом", но это взвинтит тариф. Наша позиция состоит в том, чтобы стартовать с минимума и постепенно набирать страховой фонд за счет "Энергоатома", постепенно повышая потенциал наших страховых компаний.

Необходимо начать с создания малого страхового фонда, который сможет перестраховаться в Украине, и лишь незначительная часть уйдет за рубеж. Остальное на старте должно взять на себя правительство. Но сразу же возникает вопрос. Чтобы обеспечить государственную долю, необходимо в бюджете предусмотреть несколько сот миллионов гривень. Это достаточно сложная задача. Но я думаю, что к концу 2002 года вопрос страхования ядерных рисков будет решен.

    Реклама на dsnews.ua