• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Бороться с тенью будут по закону

Реклама на dsnews.ua

Законопроект о борьбе с отмыванием грязных денег принят во втором чтении. Но с наиболее важными вопросами — критериями отнесения операций к сомнительным и полномочиями гос-органов в борьбе с отмыванием — парламент определиться не смог.

Законопроект ко второму чтению готовили долго и приняли лишь со второй попытки. Первая, имевшая место почти месяц назад, провалилась. И хотя причины фиаско тогда находились исключительно в политической плоскости, документ в течение последних нескольких недель старательно выхолащивали в финансовом комитете парламента. Впрочем, восемь наиболее проблемных статей благополучно перешли на третье чтение. Остальное в законе должно остаться в нынешней редакции.

Для информирования уполномоченного органа о своих подозрениях банкам и прочим субъектам, осуществляющим финансовые операции, законодатели намерены отвести три дня. Эти предприятия также обяжут постоянно повышать профессиональный уровень работников, уполномоченных отслеживать сомнительные операции, за чем будут зорко следить контролирующие органы. Какие — станет известно во время третьего чтения законопроекта.

Среди очевидных плюсов согласованных статей — снятие с банков и прочих финансовых организаций ответственности за разглашение предоставляемой информации, являющейся банковской или коммерческой тайной. Ее будет нести уполномоченный орган. В законопроекте даже присутствует норма, запрещающая этой структуре делиться с кем бы то ни было полученными данными. Пренебрежение может обойтись в 100–300 необлагаемых минимумов.

Отрадно, что государство (а не финансистов) хотят обязать возмещать субъектами хозяйствования убытки, понесенные вследствие ошибочного причисления их к отмывателям. Но де-факто эта норма будет работать лишь при условии резервирования определенных сумм в госбюджете. В противном случае возмещения придется ожидать годами, даже при наличии решения суда. Веское слово третьей власти понадобится и для ликвидации злостных отмывателей.

Ключевой вопрос украинской борьбы с отмыванием — какие операции должны находиться под бдительным оком государства, а значит — банков и иже с ними. До сих пор речь шла о EUR10 тыс. для наличности и EUR50 тыс. для безналичных расчетов. По разным причинам они оказались не приемлемыми как для банкиров, так и для государственных органов, посему в нынешней редакции появилась новая компромиссная цифра — 100 тыс. грн. Вторым обязательным условием для пристального внимания станет соответствие операции хотя бы одному критерию сомнительности. Их в законопроекте регулируют аж четыре статьи. Претензий к ним достаточно много. Примечательно, что представителей финансового сектора пугает в них как излишняя конкретика, так и размытость самих формулировок критериев сомнительности. Вице-президент АУБ Антонина Паламарчук считает, что закон о борьбе с отмыванием должен лишь очертить направления для отслеживания, а конкретизировать критерии сомнительности могут банкиры.

Очень настораживает размытость полномочий органов контроля. С одной стороны, финучреждениям предписывается информировать о сомнительных операциях уполномоченный орган. С другой — возможность надзора над выполнением законодательных актов в сфере борьбы с отмыванием предоставляется и иным контролирующим органам. Подобные недосказанности могут дорого стоить как самим финансистам, так и их клиентам.

Реклама на dsnews.ua

По приведенным выше вопросам большинство депутатов уже высказались. Новым "фаворитом" депутатской прыти обещает стать норма, пролоббированная силовиками и дающая банкам право отказывать клиентам в проведении операции, если та попадает в разряд сомнительных. Мнения народных избранников по этому вопросу зачастую определяются степенью их сотрудничества с финансовыми учреждениями. Самое большое опасение депутатов — возможность давления на неугодных конкурентов. "Конечно, нам бы хотелось, чтобы банки были более защищены. Ведь это узлы экономической системы", — говорит первый зампред комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Виктор Капустин.

Несмотря на недовольство качеством "отмывающего" законопроекта и желанием отдельных депутатов заняться его кардинальным переписыванием, он таки будет принят в самое ближайшее время. Таким сроком в Минфине называют конец ноября.

    Реклама на dsnews.ua