• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

ГНАУ учит сотрудников выявлять фиктивных банкротов

Реклама на dsnews.ua

Главный налоговый офис предоставил сотрудникам своих профильных подразделений Методические рекомендации по раскрытию преступлений, квалифицируемых Уголовным кодексом как фиктивное банкротство (Письмо ГНАУ от 28.10.2002 г. № 1021/7/26–9017).

Что рекомендуют
Их составители скрупулезно выписали процедуру установления признаков преступления, сбора первичной информации о его совершении, организации проверки полученных данных и передачи материалов дела в следственные органы. Тем не менее у этих Рекомендаций есть один, но очень существенный недостаток — их несоответствие законодательным нормам.

Интерес налоговиков к фактам искусственно создаваемой финансовой несостоятельности предприятия вполне объясним. Ведь одновременно с возбуждением дела о банкротстве субъекта хозяйствования судья вводит мораторий на удовлетворение претензий к нему кредиторов, в том числе и государства. Так что Государственная налоговая администрация в своих Рекомендациях совершенно обоснованно связывает фиктивное банкротство компании с намерением ее собственника не рассчитываться с бюджетом. Интересно другое — как именно налоговики будут отличать фиктивного банкрота от реального и собирать требуемый компромат.

ГНАУ отследит судебные заявления
Итак, ГНАУ рекомендует налоговикам получать первичную информацию из письменного заявления субъекта предпринимательской деятельности (СПД) (кредитора или самого потенциального банкрота) в Хозяйственный суд, которым инициируется начало процедуры банкротства. Совершенно очевидно, что фискалы вряд ли сумеют и захотят проверять весь поток соответствующих заявлений на предмет того, "а не хочет ли предприятие обмануть государство?".

Чтобы попадать точно в цель, налоговики будут прибегать к услугам сексотов. Об этом в Рекомендациях прямо так и говорится: источником информации о подготовке и подаче в Хозяйственный суд заведомо ложного официального заявления может быть негласный сотрудник на предприятии — фиктивном банкроте или у СПД-контрагента. Вероятно, менеджерам наших компаний стоит, на всякий случай, повнимательней присмотреться к подчиненным. Возможно, информация добровольных помощников налоговой службы уже используется, и не только для целей раскрытия фиктивного банкротства.

Имея нужную информацию о готовящемся преступлении, налоговикам остается ждать, когда предприятие обратится в суд с заявлением о начале процедуры банкротства. Именно это действие ГНАУ определяет как момент совершения преступления. В то же время Уголовный кодекс, который, как известно, нужно чтить, говорит иначе: преступление считается совершенным, когда уже нанесен вред государству.

В данном случае — когда предприятие признают банкротом, оно должно будет погасить бюджетную задолженность, но не сделает этого. "Факт подачи заявления в суд сам по себе ничего не значит, — утверждает президент адвокатской фирмы "Грамацкий и партнеры" Эрнест Грамацкий. — У должника может быть имущество, за счет которого он впоследствии и погасит долг перед государством. А следуя логике ГНАУ, до этого времени он будет считаться потенциальным преступником". Более того, главный налоговый офис относит пособниками "фиктивных банкротов" всех кредиторов, которые заявляют о своих требованиях, — эта идея, вероятно, для лучшего усвоения подчиненными, повторяется ГНАУ по всему тексту "полезных советов". "Следует ожидать, что налоговики будут иметь претензии и к нормальным кредиторам, которые и знать не знали о фиктивном банкротстве", — прогнозирует Эрнест Грамацкий.

Реклама на dsnews.ua

Финсостояние обязательно проверят
Конечно, подача заявления в суд будет для фискалов только зацепкой, с которой они начнут раскручивать дело. Основным этапом раскрытия преступления станет анализ финансово-хозяйственной деятельности обвиняемого в фиктивном банкротстве субъекта предпринимательства. Для этого налоговикам рекомендовано оценить текущую платежеспособность предприятия; достаточность оборотных средств для погашения долгов; наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой стабильности.
Эксперты же считают, что строить заключение о состоянии дел в компании, опираясь только лишь на указанные данные, по крайней мере, некорректно. "Для этого необходимо использовать множество других показателей: ликвидность, платежеспособность, прибыльность, эффективность использования активов предприятия, — говорит эксперт Центра развития украинского законодательства Олег Сидорец. — К тому же следует учесть, что в финансовом управлении не может быть однозначного подхода к решению проблем. Допустим, предприятие имеет коэффициент покрытия (отношение текущих активов к текущим обязательствам) ниже необходимого уровня. Однако это еще не значит, что оно находится на грани банкротства. Для улучшения данного показателя менеджмент может принять решение о немедленном переводе части фиксированных активов (земля, оборудование, незавершенное строительство, транспортные средства и т. д.) в текущие. И вопрос будет снят".

Впрочем, юристы рекомендуют собственникам предприятий обратить внимание на то, что Рекомендации — документ для служебного пользования. Поэтому он не может быть использован для аргументации налоговиками своей позиции в суде. Ведь в конечном итоге именно суд будет выносить вердикт относительно виновности предприятия в фиктивном банкротстве.

    Реклама на dsnews.ua