• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Виртуальный премьер в режиме полной засекреченности

Реклама на dsnews.ua

Широк круг претендентов в премьеры, упоминаемых в СМИ. Намного меньше их в кругу, рассматриваемом Президентом. И только у одного-двух из них есть шансы пройти через парламент.

Глазами Президента
В условиях нарастания политического кризиса и эскалации "кассетного скандала" наиболее популярными темами для спекуляций в политической "тусовке" стали "досрочная отставка" и "преемник".
Необходимо сразу же расставить все точки над і — не тот характер у Леонида Даниловича, чтобы добровольно уйти в отставку! Президент сделает все, чтобы удержаться на посту весь отведенный Конституцией срок — до ноября 2004 года. А это значит, что в мае 2001-го "российский вариант" с премьером-преемником не рассматривается даже теоретически. Ибо назначение преемника означает де-факто согласие на досрочный и, главное, скорый уход.
Таким образом, мы можем пока отправить "в запас" такие достаточно сильные кандидатуры, как лидер фракции "Трудовая Украина" Сергей Тигипко и первый вице-спикер Виктор Медведчук, "раскручивавшиеся" именно в качестве преемников.
Противоположность теме "преемник" — вариант "страна без премьера", что предполагает предложение Президента на утверждение парламенту заведомо непроходных кандидатур. Тактически такая ситуация может быть выгодна Леониду Даниловичу, ибо Администрация Президента становится, по сути, органом оперативного управления экономикой. Однако такой путь означает принятие Президентом на себя ответственности за социально-экономическое положение в стране, чего Леонид Данилович всегда старался избегать. С правовой же точки зрения Виктор Ющенко может оставаться на положении и.о. лишь 60 дней с момента отставки, а далее ситуация выходит из существующего правового поля, что автоматически передаст инициативу в руки законодателей.
Любой потенциальный кандидат, чтобы стать реальным, должен обещать Президенту... правильно — то, что Президент хочет услышать. А Леонид Данилович хочет услышать от своего выдвиженца, что тот: никогда не имел и иметь не будет президентских амбиций; в ближайшее время разрядит внутриполитическую напряженность и не позволит провести антипрезидентский референдум; не допустит дальнейшего ухудшения отношений с Европой и Штатами; удовлетворит первоочередные требования Москвы, но при этом займет жесткую позицию в случае увеличения российских аппетитов; в начале 2002 года проведет "контролируемые выборы" и обеспечит пропрезидентское большинство в новом парламенте; ближе к президентским выборам 2004-го будет готов выполнить роль трамплина для настоящего преемника.

Глазами оппозиции
Как далеко может зайти Президент в "продавливании" кандидатуры премьера через Верховную Раду? Сам он заявил, что в случае несговорчивости депутатов, готов назначить своим указом исполняющего обязанности главы правительства. Но все понимают, что в преддверии июньской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы Леонид Данилович не рискнет пойти на столь откровенное нарушение Конституции. Следовательно, выбор кандидатуры следующего премьера должен быть сделан с учетом ее "проходимости" в парламенте.
В Верховной Раде развал парламентского большинства позволяет более-менее четко разделить политические силы по трем, почти равным, сегментам: правая оппозиция, левая оппозиция, олигархические фракции. Для того, чтобы набрать заветные 226 голосов, кандидат в премьеры должен заручиться поддержкой минимум двух таких сегментов...
Для национально ориентированного лагеря "измена" Виктору Ющенко, т.е. голосование за любого другого предложенного Президентом кандидата, равносильна в глазах их электората политической смерти.
Компартия тоже исчерпала свой лимит конформизма, сначала не поддержав отставку Генпрокурора, а затем регулярно оказываясь в одной политической компании с олигархами. Поэтому ожидать от КПУ поддержки президентской кандидатуры не приходится, особенно если это "слабая", преданная и полностью зависимая от Леонида Кучмы фигура. Проголосовать за такого выдвиженца означает для Компартии разделить ответственность с "антинародным режимом". А это, в условиях обострившейся конкуренции на левом "фланге", представляется тяжелой политической ошибкой. В этом плане можно считать ничтожными шансы главы Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха.
Впрочем, для левых теоретически существуют кандидаты, на которых они могут после соответствующего торга согласиться без особого ущерба для своего престижа. Это должен быть не политик, а хозяйственник (желательно — "красный директор"), формально не связанный с Президентом. Не помешала бы и связь потенциального кандидата с ВПК, за возрождение которого традиционно ратуют левые.
Идеального кандидата для левых у Президента конечно же нет, да и быть не может, но имеется несколько претендентов, в той или иной степени способных подвигнуть коммунистов на политический компромисс. Речь идет, в первую очередь, о "промышленном" вице-премьере Олеге Дубине, курирующем также и отечественный ТЭК, и о председателе Государственной комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Владимире Горбулине.

Глазами олигархов
Инициирование отставки Виктора Ющенко "вытянуло" олигархов из привычной сферы "дворцовых интриг" в область публичной политики. Обострившиеся взаимоотношения между различными политико-экономическими кланами делают маловероятной консолидированную поддержку президентской кандидатуры олигархическими фракциями. Здесь можно выделить три группы: СДПУ(о) — "Возрождение регионов" — "Яблоко", в значительной степени контролируемая вице-спикером Виктором Медведчуком; "Солидарность" — "Регионы Украины" — НДП, ведомая главным мытарем страны Николаем Азаровым; "Трудовая Украина", формально руководимая Сергеем Тигипко, но с "контрольным пакетом" в руках Виктора Пинчука.
Успех одной группы (в смысле "продвижения" на пост премьера своей кандидатуры) почти неизбежно означает ослабление позиций других. Данный фактор играет против Медведчука, Тигипко и Азарова. Шансы последнего катастрофически упали после обнародования оппозиционной прессой стенограммы беседы Николая Яновича с Леонидом Даниловичем (из "фонотеки" майора Мельниченко), в которой глава налоговой службы сообщает Президенту малоприятные подробности из "финансовой жизни" всех без исключения олигархов.
Отношение к упомянутым выше Олегу Дубине и Владимиру Горбулину также весьма неоднозначно. Первый считается фигурой, близкой к Семье. У второго — долгая и не всегда простая история отношений с другими политиками, прошедшими через президентское окружение.

Глазами претендентов
Похоже, что многие из претендентов строят свои планы, исходя из "многотуровой премьериады", о чем свидетельствует целый ряд отказов от "высокой чести". Ведь здесь главное — не "спечься" в самом начале самому, а дождаться, пока поредеют ряды твоих конкурентов... Что успешно продемонстрировал летом 1998 года Александр Ткаченко, в результате искусственного политического "безрыбья" неожиданно ставший компромиссной фигурой...

    Реклама на dsnews.ua