• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

Одним Рухом стало меньше

Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе Украинский народный рух прекратил свое существование, правда, мгновенно реинкарнировавшись в Украинскую народную партию, после того как к УНР присоединилось несколько организаций ДемПУ. Решение о переименовании приняли в субботу, 25 января, делегаты очередного партийного съезда УНР. По словам лидера партии Юрия Костенко, такова была инициатива большинства областных организаций УНР. Он подчеркнул, что в ситуации, когда две политические силы называются практически одинаково, использование его партией названия "Рух" является "политическим нонсенсом". Впрочем, говорить о нонсенсах давно было бы не актуально, если бы УНР и НРУ, как обещали, слились-таки в единый монолит. Уже год два Руха, очутившись под одной крышей блока "Наша Украина", декларируют желание воссоединиться, но дальше разговоров до сих пор дело не идет. "Мы прошли путь от конфронтации до сотрудничества, но не смогли согласовать механизм объединения", — заявил перед съездом УНР г-н Костенко. Лидер НРУ Геннадий Удовенко на прошлой неделе также усомнился в ближайшей перспективе аншлюса. По его словам, о воссоединении двух партий, которые когда-то составляли единый Народный Рух, можно будет говорить только после президентских выборов 2004 г.

Обе стороны обвиняют друг друга в выдвижении неприемлемых условий для слияния. Удовенковцы предлагают костенковцам ликвидировать свою организацию и дружными рядами вступить в НРУ. Те в свою очередь называют такой сценарий некорректным и даже несправедливым. Считая наиболее приемлемым поэтапное объединение, которое необходимо начать на районном уровне, потом провести совместные областные конференции и, наконец, объединительный съезд, который путем тайного голосования изберет новое руководство единого Руха. Однако в таком случае партия Удовенко, и это понимает ее руководство, может оказаться в очень неприятной ситуации, когда все главенствующие посты займут представители партии Костенко, используя большую активность, а главное, количество своих рядовых членов. Есть еще один аспект. НРУ, в отличие от УНР, имеющего крепких спонсоров, в последнее время несколько финансово ослаб. Один известный бизнесмен, долгое время являвшийся донором НРУ, после своего выхода из фракции "Наша Украина" серьезно сократил объемы денежных вливаний, таким образом существенно сузив свободу действий удовенковцев, а также их влияние на процессы в правоцентристском лагере. Безусловно, низовые организации обоих Рухов сегодня близки, как никогда за последние четыре года раскола. Их сблизили выборы-2002, а еще сильнее — совместные оппозиционные акции прошлогодней осени. Они уже считают себя воссоединенными, но в Киеве их руководители преодолеть обоюдные претензии никак не могут. Впрочем, как и переступить через собственные амбиции, коими уже больше десяти лет так славятся национал-демократы. Даже призывы Виктора Ющенко об объединении не возымели действия на оба руховских центра. И в НРУ, и в УНР сегодня существует по пятерке тех, кто спит и видит себя эдаким лидером монолитного Руха. Первыми поняли бесперспективность ситуации в стане Костенко. "Рух, фронт, коалиция — это объединения временные, которые ставят разовые задания", — резюмировал лидер УНР. И добавил сакраментально: "Такое название, как "Рух", постепенно сойдет с использования политическими силами".

Еще до партийного съезда было ясно, что Рух Костенко ищет себе политических союзников. Создание народной партии только лишь подчеркнуло это. Новый союз не заставил себя долго ждать: на прошлой неделе стало достоянием всех информагентств сообщение о начале процесса объединения костенковцев с Украинской республиканской партией "Собор". Такая конфигурация несколько обескуражила, хотя сильно не удивила. То, что УНР дружен с блоком Юлии Тимошенко, а именно в этот блок входит "Собор", было известно давно. Еще в 2000 г. костенковский Рух подписал соглашение с "Батькiвщиною", являющейся ныне стержнем БЮТ. Юрий Костенко и лидер УРП "Собор" Анатолий Матвиенко не только задекларировали намерение объединиться, но и обратились ко всем национал-демократам поддержать эту инициативу. Лидеры этих партий стараются на шаг опередить конкурентов. А вдруг и правда Тимошенко с Ющенко объединятся? В пакте единения двух партий говорится, что заданием всего этого является сближение блока Виктора Ющенко "Наша Украина" и блока Юлии Тимошенко с перспективой совместного участия в будущих президентских и парламентских выборах.

Инициаторы нового союза пока не определили формат объединения новосозданной народной партии и "Собора", как и сроки его осуществления. "Я не имею сегодня иллюзий или каких-нибудь гарантий, что это объединение будет широким. Но мы задекларировали, что стремимся именно к такому широкому объединению, и будем делать все, чтобы оно состоялось", — заявил Анатолий Матвиенко. Подчеркнув, что подобная договоренность никоим образом не ставит под угрозу существование БЮТа, куда ныне входит "Собор". Да она и не может как-то повлиять, поскольку БЮТ существует отнюдь не из-за того, что в нем находится партия "Собор", а скорее наоборот.

Движение в сторону объединения возможно лишь с позволения Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Последняя, кстати, готова отказаться от части своих амбиций, правда, в том случае, если Ющенко предложит ей скромный пост премьер-министра. Лидер же "Нашей Украины" пока не может преодолеть своей политики "многовекторности", то есть приверженности к поиску союзников в разнообразных, порой даже противоположных силах. Как бы то ни было, объединение всех украинских правых в одну партию господин Матвиенко относит не ранее как к послевыборному декабрю 2004 г.

    Реклама на dsnews.ua