• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Второй "иракский джокер". В течение прошедшей недели состоялись переговоры на высшем уровне между Украиной и четырьмя странами Персидского залива

Реклама на dsnews.ua

Накануне первой на территории Украины встречи руководителей стран СНГ украинский Президент Леонид Кучма решил открыть "дипломатический сезон" страны с реальной "нефтяной столицы мира" — со стран Аравийского полуострова.

Общий торговый оборот Украины с наиболее населенными странами Ближнего Востока — Турцией, Ираком и Египтом — по итогам прошедшего года, превысил полтора миллиарда долларов ($1 млрд, $280 млн и $220 млн соответственно). На фоне торговых успехов, достигнутых Киевом с многонаселенными мусульманскими государствами Востока, крайним диссонансом выглядели низкие обороты, достигнутые Украиной в торговле с другими, менее населенными, но гораздо более богатыми государствами региона — Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, Бахрейном, Катаром и Оманом (суммарный товарооборот с этими богатейшими на сегодня странами мира равен примерно трети украинско-турецкой торговли).

Основными и устойчивыми товарными статьями украинского экспорта в Ближневосточный регион (от 60 до 80%, в зависимости от страны) на протяжении 90-х годов являлись полуфабрикаты черной металлургии. Доминирование этих статей усилилось с начала 2000-х гг., когда наряду с полуфабрикатами металлургии на ближневосточном рынке начал закрепляться украинский трубный прокат (венцом этого процесса можно назвать создание в 2002 г. в Донецке корпорации "Индустрия Украины", которая, ориентируясь на ближневосточный рынок, объединила практически всех крупнейших отечественных производителей труб).

В то же время производители азотных удобрений, которые традиционно являются вторым после металлургов "рычагом" украинского экспорта, не смогли занять достойные позиции на Ближнем Востоке. Это отставание выглядело достаточно оправданным — в конце 80-х крупнейшие нефтекомпании США перенесли базу своей нефте- и агрохимии в Персидский залив, превратив местных производителей азотных удобрений в прямых конкурентов химзаводов Украины.

Украинское машиностроение, представляющее собой третью силу экспортного потенциала страны, в отличие от химиков (вынужденных двигать отечественный товар навстречу богатым местным ресурсам), неоднократно проигрывало битву за богатейший в мире рынок Ближнего Востока. Наиболее показательными примерами в этом направлении можно считать крах, постигший Украину в создании экспортных консорциумов, сориентированных для продвижения продукции машиностроения на рынок региона. Это ЗАО "Энерго", претендовавшее на подряд по поставке трансформаторов и энергоустановок для расширения мощностей египетской Асуанской ГЭС (этот подряд ушел европейским компаниям), ЗАО "Индустриальная корпорация Украины", претендовавшее на поставку компрессоров для крупнейшего в мире нефтепровода Рас–Таннура/Тир (нефтепровод "Таплайн" предпочел американское оборудование), консорциум для достройки египетского фосфатного месторождения Абу-Бакар (подряд уходит европейским компаниям) и другие объединения, которые громко, но бесславно претендовали укрепить позиции украинского машиностроения на Ближнем Востоке.

Наряду с вышеуказаными негативными примерами следует отметить и плацдармы ближневосточного рынка, которые украинским машиностроителям удалось удержать со времен бывшего СССР. Локомотивами такого продвижения отечественных товаров остаются СМПО им. Фрунзе (обсадные трубы и компрессоры), Дрогобычский долотный завод (буровое оборудование), бердичевский "Фантал" и конотопский "Насосэнергомаш" (оборудование перекачки нефти), а также Черновицкий машиностроительный завод (установки нефтепереработки и транспорта), который реализует $125-миллионный контракт с Ираком и представляет собой эрзац отечественного машиностроения в ряде стран Ближнего Востока.

Дополнительно к усилиям тех заводов, которые сумели удержать традиционные товарные ниши в регионе, с конца 90-х машиностроителям Украины удалось увеличить свою роль на таком специфическом сегменте ближневосточного экспортного рынка, как поставки спецтехники и вооружений. Упорядочив работу и концентрируя мощности производства спецтехники, Киев к концу 90-х гг. сумел завоевать у аравийских потребителей репутацию весьма солидного партнера — в отличие от традиционных поставщиков спецоборудования и машин, он поставляет сравнительно недорогую продукцию безо всяких встречных просьб и "ненавязчивых" геополитических претензий.

Реклама на dsnews.ua

Беспрецедентная дипломатическая активность Киева, проявленная в январе, стала очевидным показателем того, что Украина весьма своевременно пытается использовать этот статус и стремится перейти в разряд искушенного игрока, стремящегося грамотно использовать политические аспекты работы в такой деликатной подотрасли машиностроения, как оборонная. Главным показателем этой активности стал состоявшийся на прошедшей неделе визит Президента Украины Леонида Кучмы в Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн и ОАЭ. Кроме ряда соглашений, снимающих двойное налогообложение и стимулирующих двустороннюю торговлю, украинская делегация по итогам визита декларировала проведение успешных переговоров в отрасли обороны и международной безопасности. Последний аспект переговоров, кроме продвижения продукции ВТФ "Укрспецэкспорт", был направлен на презентацию позиции Киева относительно назревающей в регионе военной операции США против Ирака. Эта позиция засвидетельствовала, что Украина является сторонником мирного урегулирования конфликта и прозрачного решения проблемы Ирака в рамках ООН. Проявленное на наивысшем политическом уровне внимание Киева к Ближневосточному региону вполне очевидно свидетельствовало — Украина, используя ситуацию вокруг Ирака, за счет высокотехнологических отраслей ВПК решила сбалансировать свои географические и металлургические перекосы в торговле со странами Ближнего Востока.

Анализируя результаты нынешнего визита, нельзя не затронуть его непосредственный фон — эскалацию вооруженного давления на Ирак, граничащую с несанкционированным ООН вооруженным вторжением. Грядущая вторая война, как и первая военная операция против Багдада, способна принести Украине вполне конкретные издержки. После завершения первой операции тендерная комиссия Комитета по санкциям ООН признала победителями годовых поставок 60 млн т нефти по программе "нефть в обмен на продовольствие" турецкую Tulpar (отгружающую с терминала Джейхан и Искендерун 25 млн т), французскую TotalFinaElf, доминирующую в Сирии и Ливане (отгружающую с терминалов Триполи и Тир около 15 млн т), а также российские компании (отгружающие с сирийского терминала Банияс около 10 млн т). Иракский ресурс последних направлялся на Балканы и в Румынию, ухудшая позиции нефтетранспортных и нефтеперерабатывающих предприятий Украины.

Что станет результатом нынешних январских визитов и второй стадии эскалации конфликта вокруг Ирака — покажет время. Пока же по итогам визита Леонида Кучмы в страны Персидского залива можно констатировать один более чем актуальный внутриэкономический факт — полное отсутствие руководства Минтопэнерго и НАК "Нафтогаз України" в высокой делегации, посетившей крупнейший в мире нефтяной регион. Украинские металлурги, химики и машиностроители опять проявили реальную способность представить страну на Ближнем Востоке, в крупнейшем нефтяном регионе мира. Тогда как главный "джокер" украинской нефтяной политики — отечественный нефтегазовый истеблишмент — в отсутствие в стране Президента демонстрировал заботу об абсолютно другом, чуждом Персидскому заливу регионе мира.

    Реклама на dsnews.ua