• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Год Украины в СНГ

Реклама на dsnews.ua

Первый в этом году неформальный саммит лидеров стран СНГ прошел в Киеве и по инициативе Киева. Побив все рекорды непосещаемости (из 12 постсоветских лидеров удалось собрать 8), это мероприятие, впрочем, обошлось без нелестных отзывов о его нецелесообразности. Ну и что, что за более чем десять лет существования СНГ не произвело на свет ни одного жизнеспособного экономического или социального проекта? Ну и что, что главные проблемы решаются с помощью двусторонних соглашений, а не многосторонних встреч? Ведь решаются же как-то. Окончательно закрепив за собой статус элитного клуба, где не принимают решений, но определяют будущие тенденции, саммит тем самым выдал некую индульгенцию неприехавшим. Ведь клуб — он на то и клуб, чтобы в него ходили добровольно. Единственным решением саммита стало избрание Леонида Кучмы председателем Совета СНГ.

Туркменбаши Сапармурат Ниязов, например, уже лет десять чтит традицию: не тратить драгоценное время на саммиты Содружества, лишний раз демонстрируя нейтралитет своего государства. Необходимости ломать свои графики, как в прошлом году, не было — российский президент Владимир Путин был явно не настроен на разговор с глазу на глаз. Казахский лидер Нурсултан Назарбаев устал после предыдущей подобной по духу встречи – Всемирного экономического форума в Давосе, к тому же с Путиным они общаются слишком часто, чтобы ради этого ездить в Киев. Лидер Киргизии Аскар Акаев готовился к референдуму, а узбекский президент Ислам Каримов отправился в Испанию с давным-давно запланированным визитом. Так что центральный вопрос саммита — о смене председательства — пришлось решать без центральноазиатских лидеров.

Итак, 29 января со всеобщего согласия присутствовавших руководство Содружеством приняла на себя Украина. Все 11 предшествовавших этому событию лет СНГ возглавляла Россия, хотя задекларированный в уставе организации механизм ротации предполагалось приводить в действие временем и алфавитом. Чтобы исправить досадную ошибку, на прошлогодней октябрьской встрече в Кишиневе Владимир Путин назначил себе преемника – Леонида Кучму, но присутствовавшие не вняли мольбам председателя сделать ему подарок к юбилею, так и не проголосовав за Леонида Даниловича: кто-то обижался, что он по алфавиту раньше, кто-то призывал оставить Россию во главе СНГ навечно, а лидер Беларуси прямо заявлял, что у Киева никаких прав на председательство нет и быть не может. Александр Лукашенко напоминал, что Украина, до сих пор не ратифицировавшая устав Содружества, входит в СНГ на правах участника, но не члена, что усугубляется неучастием в некоторых направлениях работы СНГ – военных, миротворческих и пограничных. Удивительно, что через каких-то три с половиной месяца все эти аргументы были благополучно забыты.

Зато о неправомерности такого решения наперебой заговорили украинские политики от оппозиции. Борис Тарасюк, экс-министр иностранных дел, а ныне народный депутат напоминает, что "наша страна не рассматривает СНГ как субъект международного права" и "против создания в СНГ каких-либо органов, наделенных полномочиями власти". За инициативой Путина, по мнению Тарасюка, стоит стремление "привязать Украину к евроазиатскому пространству, оторвать от провозглашенных внешнеполитических приоритетов – европейской и евроатлантической интеграции".

Не менее категоричное совместное заявление сделали главы НРУ, партии "Реформы и порядок" и УНП. Геннадий Удовенко, Виктор Пинзеник и Юрий Костенко полагают, что председательство в СНГ вызовет потребность "отвлечения человеческих, материальных и финансовых ресурсов" от других, более значимых направлений нашей внешней политики, тем более что мы не являемся полноправным членом СНГ. Все аргументы оппозиции разбил министр юстиции Александр Лавринович, который заявил, что страна-основательница (коей является Украина) автоматически становится страной-участницей.

Владимир Путин, который, прежде чем продвинуть Кучму, ни с кем не посоветовался, прокомментировал свою логику так: "Украина – второе по объему экономики государство СНГ". Леонид Данилович заявил, что его избрание – награда за то, что на кишиневском саммите он "выдвинул ряд принципиальных экономических предложений". Таким образом, Украина якобы получила особый статус – она перестала быть вечно второй, хотя и не стала первой. Логика, приписываемая союзу Путин — Кучма, с точки зрения оппозиции, проста: лично Леонид Данилович получает гарантию неприкосновенности. Имеется в виду, что отныне в лице Леонида Кучмы американцы будут критиковать не просто Президента Украины, но и лидера стран СНГ. Как бы то ни было, но избрание нашего Президента главой СНГ — факт прежде всего символичный. Роль главы СНГ не дает никаких преимуществ – решения утверждаются только при взаимном согласии сторон.

Решение о назначении Кучмы стало единственным формальным документом, подписанным на встрече. Вопрос, который Москве хотелось навязать Киеву в нагрузку к "кадровому", пока висит в воздухе. Речь идет о членстве Украины в Евроазиатском экономическом сообществе.

Реклама на dsnews.ua

Быть ли нашей стране в ЕврАзЭС? Казалось бы, власти в свое время ответили однозначно. "Мы не являемся и не будем членами ЕврАзЭС, это мое убеждение", — подчеркивал Кучма, готовый изменить свое мнение лишь при условии, что внутренние цены на российские энергоносители будут такими же для всех членов сообщества. Путин же обещает в случае присоединения Украины к сообществу Россия – Беларусь – Казахстан – Киргизия — Таджикистан сэкономить украинскому бюджету до полумиллиарда долларов за счет изменения схемы взимания НДС на энергоносители. Но требует соблюсти процедуру: "утром деньги, вечером стулья". То есть вначале Украина входит в ЕврАзЭС, а уже после Москва отменит пошлины и квоты на наши товары, установив по сути зону свободной торговли. Надеяться на это бессмысленно, учитывая тот факт, что минувший год, прошедший в России под помпезной маркой Года Украины, так и не помог нашим странам прекратить то, что в сущности является торговой войной. От общего потенциала украинско-российской торговли (по оценкам посла РФ Виктора Черномырдина, около $50 млрд) реализуется лишь пятая часть, причем товарооборот с завидным постоянством снижается.

Не более оптимистичны прогнозы на грядущий Год России в Украине. Начался, он, конечно, с помпой. Специально в этот день президенты подписали договор о сухопутной границе, но дело в том, что проблем с этой границей давно нет. Более важно разделить морские рубежи, которые пока никто так и не разделил.

Что касается экономических перспектив, то их тоже нельзя назвать радужными. Временный экономический рост в РФ, по прогнозам экспертов, может замедлиться. А это означает, что для России станет невозможной не только спонсорская помощь в ущерб себе, но и просто соблюдение договоренностей, оказавшихся невыгодными, – ведь политика, основанная на сиюминутных выгодах, стала в рамках Содружества привычной. Что толку, к примеру, от того, что Украина с Россией еще в 1993 г. подписали договор о свободной торговле и этот договор и ныне никто не отменил?

Соглашение о ЗСТ в СНГ тоже теоретически существует. И все страны, кроме России, его ратифицировали в 1994-м. Москва предлагает к свободе торговли адаптироваться постепенно. В том смысле, что отказ от взимания налогов будет для начала распространяться лишь на некоторые статьи российского экспорта. В последнюю очередь подобные эксперименты России хочется проводить с энергоносителями. Лишь в случае с Украиной это влетит бюджету РФ в копейку – по предварительным подсчетам, до $650 млн.

Наш Президент, обязываемый теперь положением, настаивает все же подписать соглашение о ЗСТ в сентябре этого года на ялтинском саммите СНГ. Относительно осуществимости его намерений есть большие сомнения, но оптимисты – спасибо им – напоминают, что образование Евросоюза заняло в общей сложности полстолетия, а у постсоветских стран на все про все было десяток лет. Так что у нас еще все впереди, а СНГ хоть и дискредитировало себя тысячами невоплощенных документов – какой-никакой катализатор интеграции. Не мотор, но все же катализатор.

    Реклама на dsnews.ua