• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Стивен Манн: "В договорах проекта "Дружба–Адрия" мы видим несогласованность с проектом "Одесса–Броды"

Реклама на dsnews.ua

оединенные Штаты Америки серьезно обеспокоены подписанным Украиной договором о реализации проекта транспортировки российской нефти "Дружба–Адрия". Об этом заявил специальный советник госсекретаря Госдепартамента США, Чрезвычайный Посол США в Каспийском регионе Стивен Манн. Его визит в Киев состоялся накануне очередного совещания шести стран, которые вошли в проект "Дружба–Адрия" (Россия, Беларусь, Украина, Словакия, Венгрия, Хорватия). Подписанный в декабре договор утверждает главным оператором нефти, направляемой через трубопровод "Дружба" в глубоководный хорватский порт Омишаль, российскую "Транснефть". Американцы считают, что таким образом под вопрос поставлен потенциал нашего нефтепровода Одесса–Броды. Детальнее об этом в интервью "ДС" рассказал сам Стивен Манн.

Договор о проекте "Дружба–Адрия" был подписан в декабре. Почему США обеспокоились только сейчас?

— В договоре проекта "Дружба–Адрия" мы видим несогласованность с проектом "Одесса–Броды". Только в начале этого года мы проанализировали декабрьские соглашения. Сейчас решающее время для "Одесса–Броды", потому что вскоре в Будапеште запланирована встреча представителей шести стран, на которой речь пойдет о конкретном осуществлении подписанных договоров.

Вы предлагаете Украине пересмотреть договор?

— Мы предлагаем Украине еще раз вернуться к тексту договора и проанализировать его соответствие интересам проекта "Одесса–Броды".

Почему США так взволновал проект "Дружба–Адрия" и как он отразится на перспективах коридора Одесса–Броды–Гданьск?

— Мы считаем, что вся каспийская нефть должна иметь возможность пройти по маршруту Одесса–Броды–"Дружба"–Адрия и прийти в хорватский порт Омишаль. Тогда для инвесторов это будет означать большую перспективность построенного Украиной нефтепровода Одесса–Броды. Но по договору, подписанному Украиной в декабре, единственным оператором коридора "Дружба"–Адрия является российская "Транснефть". Я встречался с президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком в Лондоне, и он сказал, что до Омишаля будет доходить только та нефть, на поставки которой будет заключен долгосрочный договор с его компанией. Мы изучили соответствующие документы. Согласно подписанному Украиной еще в июне договору "Транснефть" будет проводить диспетчеризацию и оперативный контроль трубопровода. На мой взгляд, это противоречит интересам проекта "Одесса–Броды".

Реклама на dsnews.ua

Но ведь изначально проект "Одесса–Броды" задуман как первая ветка транспортного коридора к польским Гданьску и Плоцку. Как этому может помещать проект "Дружба–Адрия"?

— Я могу только гарантировать, что ни один западный инвестор не будет готов инвестировать достройку коридора Одесса–Броды–Гданьск, если Украина не продемонстрирует, что у нее есть реальный доступ к западному рынку. Должен быть успешно завершен проект "Одесса–Броды", и тогда можно говорить о продолжении ветки в Польше. Для нас очевидно, что условия договора по проекту "Дружба–Адрия" снижают перспективность проекта "Одесса–Броды". И мы хотим обратить внимание, что в нынешнем виде они совершенно не согласуются.

Означают ли ваши слова, что американские инвестиции не пойдут на достройку ветки нефтепровода Броды–Гданьск, если условия участия Украины в проекте "Дружба–Адрия" останутся без изменений?

— Мы не думаем, что нужно выбирать между "Одесса–Броды" и "Дружба–Адрия". Но повторю, что в идеале вся нефть из первого нефтепровода должна иметь возможность идти по второму. Сейчас слишком рано говорить о том, кто будет инвестировать в ветку до Гданьска. Но любая страна, которая хочет привлечь инвестиционные доллары, должна поработать над прозрачностью и рыночной составляющей проекта. Мы думаем, что Украина может это сделать. Есть возможность воспользоваться потенциалом и превратить "Одесса–Броды" в функционирующий и жизнеспособный проект. И именно это будет ключевым интересом для инвесторов, рассматривающих возможность финансирования строительства трубопровода к Гданьску или Плоцку.

Известно, что Польша довольно жестко ставит вопрос о приватизации нефтепровода Одесса–Броды. Считают ли США приватизацию обязательным условием инвестирования строительства нефтепровода до Гданьска?

— Думаю, что об этом говорить пока что рано. Сначала нужно завершить работу по маркетингу. Украина в ближайшее время завершит разработку бизнес-плана привлечения в проект инвестиций. Затем будут проведены переговоры с потенциальными потребителями каспийской нефти. Очень важно определить, на какие рынки ориентирован проект. По нашей информации, в каспийской нефти очень заинтересованы южно-немецкие и чешские НПЗ. Польский рынок потребляет менее 20 миллионов тонн нефти в год. Немецкий рынок — это 140 миллионов тонн в год. И даже сейчас есть возможность продать 10 миллионов тонн каспийской нефти в Южную Германию. Есть все основания предполагать, что этот спрос будет расти.

Не сводится ли ваш интерес в этом вопросе к тому, чтобы ограничить влияние России?

— Нет. У американских компаний много совместных нефтяных проектов с российскими партнерами. Но мы очень внимательно относимся к проекту "Одесса–Броды", потому что он имеет большое значение для независимости Украины и энергетической безопасности Европы. Мы понимаем, как этот проект может способствовать интеграции Украины в Европу.

    Реклама на dsnews.ua