• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Власть меняется

Реклама на dsnews.ua

Леонид Кучма может остаться руководителем страны и после 2004 г. Такая возможность заложена в разработанном Администрацией Президента проекте изменений в Конституции, документе, всеми давно ожидавшемся с нетерпением, боязнью и любопытством, как минимум на полгода затормозившем инициативу оппозиции по смене системы власти и ставшем главным информационным поводом именно накануне весенних акций оппозиции. Леонид Кучма планомерно выбивает главный козырь у своих противников – идею смены системы власти с перераспределением полномочий от президента в пользу парламента и правительства. Год назад это был основной лозунг уличных манифестантов, которым таким образом объясняли необходимость устранения Леонида Даниловича.

Революция сверху

Сегодня Президент сам предлагает реформу, причем более радикальную, чем та, на которую решилась в свое время оппозиция. Да еще и вносит в нее раскол: в "Нашей Украине" ведь совсем не горят желанием урезать свои будущие (в этом у них нет сомнений) полномочия. "Власть сильна как никогда", — сказал недавно Виктор Медведчук. Но, видимо, никогда уже власть не будет такой сильной. Результат совместного творчества главного "придворного" политолога Михаила Погребинского и директора Национального института стратегических исследований Анатолия Гальчинского представляет собой сплав идей, провозглашенных Леонидом Кучмой в августе прошлого года, и положений, принятых на референдуме 2000 г. Поскольку эти два начинания имели прямо противоположные цели, результат получился соответствующий — увеличение полномочий парламента с одновременным усилением президента. Верховная Рада должна получить долгожданную возможность влиять на правительство, а президент — лучше контролировать депутатов и их законотворчество.

С первым пунктом все понятно — законопроект фактически предполагает закрепление в Конституции нынешних (апробированных на правительстве Януковича) отношений между парламентом и президентом. В Верховной Раде формируется парламентское большинство. Посовещавшись, оно предлагает президенту кандидатуру премьера. Тот вносит предложенную кандидатуру обратно в парламент. И там уже депутаты голосуют за нового главу правительства. Зачем нужна такая сложная схема — непонятно, если не считать, что таким образом в Конституцию закладывается механизм блокирования президентом процесса формирования неугодного ему правительства (что, согласно проекту, влечет за собой роспуск парламента). Правда, президент не может отправить в отставку премьера. По аналогичной процедуре утверждаются и остальные члены правительства, только их кандидатуры предлагает депутатам новоназначенный премьер. Исключительно "людьми президента" остаются только министры обороны, внутренних дел, иностранных дел и по чрезвычайным ситуациям. Его же уделом остается и назначение руководителей областей по представлению премьера — на выборность губернаторов разработчики документа все-таки не решились. И это первый серьезный конфликт в предлагаемой системе — выбранный парламентом премьер сможет руководить страной на уровне регионов только в том случае, если на то будет воля президента.

Референдум — основа демократии

Главной целью реформы задекларированы: оптимизация системы власти, повышение взаимной ответственности между ее ветвями, ликвидация конфликтов и противоречий между ними. На самом же деле, будь закон реализован в полной мере, система сдержек и противовесов во власти усложнится многократно, взаимоотношения между властными институтами запутаются окончательно. Реформа не дает четкого ответа на вопрос века — кто за что отвечает в Украине. Зато может посодействовать сохранению у руля страны нынешней властной элиты — она дает многовариантный ответ на вопрос, как Леонид Кучма может сохранить свою власть и после 2004 года. Наибольший скепсис у большинства политиков вызвал пункт, определяющий высшей формой власти в стране референдум. Разработчики предлагают считать результаты любого референдума нормой прямого действия, то есть любой закон, за который проголосует большинство населения, автоматически считается принятым и не требует последующего утверждения парламентом. В принципе, народ — он, конечно, источник власти, но уж больно хорошо все еще помнят, как организовывался и проводился референдум 2000 г. В условиях, когда власть в состоянии произвольно манипулировать волеизъявлением народа, с "референдумом прямого действия" высшим законодательным органом страны станет Александр Волков с его "Социальной защитой".

Не меньше недоумения вызвала и норма, согласно которой все выборы в стране (парламента, местных советов и президента) должны будут проводиться хотя и в разное время, но в один год — со сроком ротации раз в пять лет. Аргументация, мол, это позволит сэкономить народные деньги, может убедить разве что самого наивного — ведь выборы-то все равно будут разнесены во времени на несколько месяцев, да и раньше что-то никого особо не заботила финансовая сторона избирательного процесса. Главное — переход к одновременному переизбранию всех ветвей власти потребует синхронизации их каденций. Говоря простым языком, поскольку следующие президентские выборы запланированы на 2004 г., а парламентские — на 2006-й, для того чтобы провести их одновременно, нужно либо на два года урезать срок нынешним депутатам, либо на те же два года продлить полномочия Президента. Поскольку ни один парламентарий в здравом уме не согласится собственноручно сократить ровно вдвое свое депутатство, выход очевиден: продление полномочий действуюжщего президента до 2006 г.

Реклама на dsnews.ua

Снова двухпалатный парламент

Наконец, главная болевая точка — переход к двухпалатному парламенту. Пока не совсем понятно, как будет формироваться дополнительная Палата регионов, кроме того, что туда будут избирать по три представителя от всех областей и городов центрального подчинения. Если это будет чистая "мажоритарка", сенаторами станут преимущественно ставленники нынешней власти. И можно не сомневаться, кого пропрезидентская палата изберет своим председателем. Полномочия сената запланированы довольно обширные: он утверждает все принятые нижней палатой законы, контролирует бюджет, назначает и увольняет Генпрокурора, председателя Нацбанка, членов Центризбиркома и Нацсовета по телевидению и радиовещанию. Кроме того, множество важнейших вопросов (изменения в Конституции, референдум, импичмент и т. д.) отнесены к общей компетенции двух палат и требуют совместных заседаний. Таким образом, Палата регионов становится одним из важнейших органов государственной власти, а ее председатель — человеком "не первым, но и не вторым".

Возникает вопрос, а кто же все это будет реализовывать, ведь утвердить изменения в Конституции может только парламент, причем сначала простым большинством голосов (226), а на следующей сессии — конституционным (301). Пока Леонид Кучма призвал народ активно включиться в обсуждение его инициатив, распорядился широко освещать эти дискуссии и аккумулировать все рациональные предложения. А в парламенте он предложил создать специальную комиссию из представителей всех политических сил, которая будет дорабатывать законопроект. На самом деле в Верховной Раде уже есть конституционная комиссия, возникшая по инициативе "снизу", когда стала очевидной неработоспособность еще одной — самой первой комиссии, сформированной после августовского спича Леонида Кучмы. До сих пор они не только не решили ни одного вопроса, а даже не смогли определить процедуру своей работы. Вторая комиссия смогла собраться аж два раза, а первая — вообще ни разу. Причем пропрезидентские фракции обвиняли оппозицию в умышленном затягивании процесса, а их оппоненты, наоборот, доказывали, что тормозит реформу через свои фракции сам Президент.

Очевидно, что новые "рацпредложения" Президента оппозиция встретит в штыки, усматривая подвох чуть ли не в каждом пункте. У тройки КПУ–СПУ–БЮТ уже давно заготовлен и даже одобрен Конституционным судом свой собственный проектик, который, правда, задумывался "под Кучму", а не под "своего" президента, но все же довольно сбалансированный. От него и будут плясать, рубя на корню двухпалатность, референдум прямого действия и совмещение выборов. Напротив, "Наша Украина" имеет возможность наблюдать за процессом несколько свысока. Во фракции Ющенко, конечно, не могут прямо говорить о том, что эта реформа им абсолютно невыгодна, формально они тоже за перераспределение полномочий в пользу парламента, но вот делать для этого ничего не будут — это точно. Напротив, воспользуются любой возможностью тихо саботировать работу или хотя бы затянуть ее до предела.

В пропрезидентском стане после судьбоносного телеобращения Леонида Кучмы также не наблюдается особой радости и единодушия. Президент может не сомневаться в полной поддержке своих (или их?) начинаний только со стороны СДПУ(о). Остальные взвешивают возможные дивиденды и потери. Так, региональные элиты совершенно недовольны тем, что Президент "забыл" об их желании самостоятельно избирать руководителей в своих регионах, но заинтересованы в продвижении проекта "верхняя палата" ("Регионы Украины"), хотя многие другие — категорически против (к примеру НДП). Мажоритарщики ("Демократические инициативы") раздосадованы введением чисто пропорциональной системы выборов в нижнюю палату. И почти всех очень волнует планирующееся сокращение числа депутатов до 300 — шансы быть повторно избранным уменьшаются в полтора раза.

Впрочем, поле для поиска консенсуса Президент предоставил очень широкое. В его законопроекте так много всякого разного и даже несовместимого, что компромиссы могут быть самыми многообразными, и окончательная конфигурация системы власти, возможно, окажется еще более причудливой, чем предлагает Леонид Кучма. Как "продленный президент" или как спикер верхней палаты, он может сохранить власть на ближайшие несколько лет, а уж о формах можно договориться или хотя бы поторговаться. Аргументы в запасе у главы государства еще имеются — дамоклов меч снова подвешен. Не зря ведь глава государства настаивает на всенародном обсуждении своей реформы. Плебисцит — это ведь тоже такая форма демократии. Почти как референдум. А может — одно и то же.

    Реклама на dsnews.ua