• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Банковскую тайну хотят сделать явью

Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе банковская тайна подверглась двойному удару. Конституционный суд подтвердил право народных депутатов запрашивать у НБУ информацию, представляющую банковскую тайну. Впрочем, КС вовсе не обязал Нацбанк удовлетворять все требования депутатов. Практически одновременно с этим Кабинет Министров направил в Верховную Раду законопроект, расширяющий доступ налоговиков к самому сокровенному достоянию банкиров.

Изменения к "тайному" разделу закона о банках вышли из недр налоговой. Их суть сводится к упрощению доступа мытарей к информации, представляющей банковскую тайну. В качестве аргумента налоговики называют свободную трактовку финансистами норм этого документа. Если точнее, то речь идет о несвоевременном информировании о клиентах — нарушителях валютного контроля. В частности, тех, кто не возвращает на родину валютную выручку в установленные 90 дней.

Впрочем, обвиняя банкиров в сокрытии столь ценной информации, главный налоговик слегка слукавил: ряд документов НБУ и без того обязывает финучреждения "стучать" о "невозвращенцах". Эти данные банки передают ежемесячно как в налоговую по месту регистрации предприятия-нарушителя, так и в сам НБУ. Невыполнение предписания обойдется банку в солидный штраф. Да и сами финансисты признаются, что сферу внешнеэкономических расчетов Нацбанк контролирует с особым пристрастием. Другое дело, что в отличие от чиновников из НБУ, которые могут мониторить операции подшефных, налоговики о невозврате валютной выручки узнают пост-фактум. Подготовленные новации к закону о банках призваны фактически уравнять их в этом вопросе с ведомством Сергея Тигипко. "Изменения (к закону о банках. — "ДС") позволяют прозрачно контролировать потоки валюты, которыми занимаются и коммерческие банки, и НБУ", — заявил глава ГНАУ Юрий Кравченко.

Стоит отметить, что законодательные попытки сузить понятие банковской тайны и расширить круг доступа к ней ГНАУ предпринимает перманентно. Из последних, наиболее ярких примеров — внесение изменений в закон о борьбе с отмыванием грязных денег. Парламент в угоду FATF разрешил уполномоченному органу предоставлять иным контролерам, в том числе и ГНАУ, информацию, содержащую банковскую или коммерческую тайну.

Тяжело сказать, поддержат ли депутаты инициативу в том виде, в котором ее предложила ГНАУ. До сих пор парламент довольно болезненно реагировал на попытки попрать банковскую тайну. Разумеется, это не относилось к нему самому. В борьбе за свое право иметь доступ ко всему тайному народные избранники дошли до Конституционного суда. И тот подтвердил право депутатов запрашивать у Нацбанка информацию, являющуюся банковской тайной, а того обязал на подобные запросы отвечать. Обязательное условие: запрос или обращение должны быть проголосованы в сессионном зале.

Такой вердикт обескуражил НБУ. Ведь он-то намеревался вообще пресечь подобную практику. Принуждая Нацбанк к эпистолярному общению с парламентом, Конституционный суд обязал ведомство г-на Тигипко делиться банковскими секретами в соответствии с законом о банках. То есть с теми лицами, которые указаны в означенном документе. Поскольку депутаты среди них не значатся, свое любопытство они смогут удовлетворить только с согласия клиента, о котором запрашивается информация.

В противном случае в письмах, приходящих из НБУ, скорее всего, будет содержаться вежливый отказ поделиться интересующими данными. "Я не думаю, что клиенты станут менее защищенными. Потому что есть закон, который гарантирует им право на банковскую тайну. Сомневаюсь, что в сотрудничестве НБУ и Верховной Рады могут быть случаи нарушения закона", — прокомментировал решение Конституционного суда Василий Пасечник, директор юридического департамента НБУ. Вместе с тем г-н Пасечник отметил, что нельзя исключать варианта, когда Нацбанку все же придется раскрывать тайну.

Реклама на dsnews.ua

Нейтральную позицию займут банкиры, которые уже осознали, что информацией им делиться все-таки придется, правда, информировать они будут один орган. Согласно действующему законодательству право на получение банковской информации имеет лишь одна структура — недавно созданная при Минфине финансовая разведка. Дальнейшее слово за ней: именно финразведка будет решать, делиться ли ей собранными данными с фискальными либо правоохранительными органами. "После принятия антиотмывочного закона Национальный банк отработал программу, в которой расписано, что делает каждый департамент НБУ и банки в части предоставления информации по операциям с клиентами. Нацбанк обучит банковский персонал, и начнется реальная работа: при этом НБУ, участвуя в этой программе, не будет иметь информации, он будет лишь собирать закодированную информацию и передавать ее в соответствующий орган при Минфине. Последний после раскодировки будет передавать коммерческим банкам данные о том, что информация получена и они выполнили нормы закона. После 10 июня эта схема уже должна работать как часы. По истечении данного срока Нацбанк начнет тотальные проверки всех до единого коммерческих банков и филиалов на предмет соблюдения законодательства о предоставлении информации уполномоченному органу", — рассказал "ДС" председатель Национального банка Сергей Тигипко.

<СПРАВКА>

 

Ст.62 "Порядок раскрытия банковской тайны" (Закон Украины "О банках и банковской деятельности") Информация относительно юридических и физических лиц раскрывается банками:

по письменному запросу или с письменного разрешения собственника такой информации;

по письменному требованию суда или по решению суда;

органам прокуратуры Украины, СБУ, МВД – по их письменному требованию относительно операций по счетам конкретного юридического или физического лица за конкретный промежуток времени;

органам ГНАУ по их письменному требованию по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юридического или физического лица за конкретный промежуток времени.

    Реклама на dsnews.ua