• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Почти раскрытые дела

Реклама на dsnews.ua

Дело Гонгадзе в очередной раз раскрыто. По крайней мере, такой вывод можно сделать после прочтения письма Генпрокурора Святослава Пискуна на имя главы украинского парламента Владимира Литвина, обнародованного главой парламентского комитета по свободе слова и СМИ.

Версии прокуратуры и МВД

Владимир Литвин получил письмо также и от министра внутренних дел Юрия Смирнова, и тоже с отчетом о расследовании резонансных уголовных дел, связанных со СМИ. Главы обоих правоохранительных ведомств, таким образом, выполнили требование народных депутатов по результатам парламентских слушаний о состоянии дел со свободой слова в Украине.

Каких-то новых, непредвиденных поворотов нет ни в одном из писем. Однако даже их сравнение само по себе уже интересно. Итак, Святослав Пискун сообщает, что следствие приблизилось к выяснению в полном объеме обстоятельств исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе 16 сентября 2000 г., а также установило лиц, непосредственно причастных к его исчезновению и убийству. Резко приблизиться к выяснению истины, тем более в таком деле, невозможно. Стало быть, следствие ощутимо продвинулось на пути, по которому оно уже долгое время шло. Наблюдатели между строк этого письма прочли указание на версию, к которой прокуратура подводила общественное мнение долго и целенаправленно и которая носит условное название "орлы Кравченко".

Подробностями этой версии охотно делятся (без диктофона) многие политики. Обобщив рассказанное корреспонденту "ДС", получаем следующую картину: сотрудники одного из подразделений милиции якобы собрались о чем-то поговорить с Гонгадзе — то ли рассчитывали что-то узнать, то ли хотели за что-то припугнуть, то ли завязать с ним сотрудничество. В общем, приглашение на беседу было, мягко говоря, весьма настойчивым. Разговор у журналиста с навязчивыми господами не заладился с самого начала. Позже на месте "беседы" кто-то из похитителей по какой-то причине нажимает на курок пистолета. Даже собеседники "ДС" из числа оппозиционных политиков уверены, что изначально убивать Георгия Гонгадзе не собирались (если только не принимать во внимание настойчиво подкидываемую вовсе не оппозицией версию о том, что кто-то хотел подставить Президента). Убийства почти наверняка не требовали от них и те, кто отдавал приказ о похищении. Но на каком-то этапе "операции" кто-то проявил излишнюю самодеятельность или же просто сдали нервы, и произошло одно из наиболее резонансных убийств в новейшей истории Украины.

Так ли все было на самом деле, уже сегодня могли бы сказать следователи прокуратуры. Но дальше намеков на официальном уровне дело пока не пошло. Может сложиться впечатление, что в прокуратуре чего-то ждут и это "что-то" отнюдь не связано с процессуальными нормами. Например, если предположить, что официально версия о причастности к убийству милиционеров, пусть не нарочно, будет обнародована накануне похорон Гонгадзе, то это способно ощутимо снизить накал страстей: мол, виновные, да притом в погонах, найдены и обязательно будут наказаны. А то, что дело долго расследовалось — так ведь при прежних руководителях силовых ведомств. В письме Пискуна, в частности, говорится: "После смены руководства Генпрокуратуры в июле прошлого года создана новая следственно-оперативная группа... В том же месяце с привлечением специалистов-экспертов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Минюста проведен дополнительный осмотр места, где 2 ноября 2000 года найдено обезглавленное тело. Обнаружены и изъяты ряд объектов, которые в дальнейшем изучены экспертами". Кроме того, "дело оборотней" — убийц в милицейских погонах — дает ответ на вопрос о том, могли ли найтись в милиции люди, способные на зверское преступление. Что же касается самого бывшего руководителя МВД Юрия Кравченко, то на встрече с региональными СМИ он заявил, что в связи с делом Гонгадзе его допрашивали лишь однажды — как только вспыхнул "кассетный скандал", но он готов сделать все от него зависящее для раскрытия дела. "Милицейскую версию" он прокомментировал лаконично: "Это версия прокуратуры, и она должна ее материализовать". Во всяком случае, в письме Пискуна обтекаемо сказано, что расследование ведется "абсолютно не заангажированно, прежде всего, с политической точки зрения, хотя следствие не исключает возможности проверки любой версии этого преступления".

В свете вышеизложенного письмо министра Смирнова прямо противоположно прокурорскому. Милиция упорно ищет преступников вне своих рядов. Ранее Смирнов уже заявляя, что к убийству Гонгадзе могут быть причастны некие криминальные авторитеты (на тот момент уже мертвые) и наркоманы. Теперь глава МВД сообщает, что "проводятся мероприятия по отработке преступных групп, действующих на этнической основе, выходцев из кавказского региона, лиц чеченской национальности". А дальше в письме следует стандартная информация: "На причастность к убийству журналиста проведена проверка 68 участников организованных групп. Только в прошлом году отработано 1215 лиц, которые совершили тяжкие преступления". В свое время нынешний начальник ГУБОП Юрий Черкасов регулярно сообщал также о количестве проверенных чердаков и подвалов, опрошенных информаторов. В том же духе Смирнов сообщает: особое внимание правоохранители уделяют уголовным делам, возбужденным после 16 сентября 2000 г. по фактам умышленных убийств, где у трупов были отчленены головы.

Реклама на dsnews.ua

Дело Александрова

По информации Генпрокурора, "фактически раскрыто" дело убитого летом 2001 г. руководителя телекомпании "ТОР" в Славянске Донецкой области Игоря Александрова. И Смирнов, и Пискун сообщили в письмах парламентариям почти одно и то же. "...В настоящий момент органы следствия принимают меры, направленные на установление местонахождения обвиняемого Игоря Благова, а также свидетеля В. Верховода, показания которого имеют важное значение в деле", — говорится в письме Генпрокурора. Смирнов добавляет, что направлены соответствующие международные поручения в Россию и Латвию и получено согласие на участие работников МВД при проведении следственных действий на территории этих государств. Смирнов также пишет, что в ходе следствия проверяется версия о том, что Александрова убили из-за профессиональной деятельности. Для того чтобы прийти к этому, потребовалась отмена приговора суда первой инстанции — Донецкого апелляционного суда 17 мая 2002 г. За недоказанностью участия в совершении преступления был оправдан Юрий Вередюк, которого милиция с полной уверенностью обвиняла в совершении этого преступления. 25 июля того же года Верховный суд отправил дело на дополнительное расследование. Накануне этого решения, 19 июля, Вередюк скончался от острой сердечной недостаточности.

Заканчивая тему состояния следствия по делам о преступлениях в отношении журналистов, Генпрокуратура в письме своего руководителя подчеркивает, что уделяет постоянное внимание вопросам надзора за расследованием этой категории уголовных дел. С 1990 г. на рассмотрении в органах прокуратуры находится восемь уголовных дел, связанных с исчезновением или убийством журналистов, из них раскрыто три. По данным прокуратуры, за 2001–2002 гг. в Украине возбуждено 130 уголовных дел, связанных со СМИ, при этом 60 дел направлено в суд.

    Реклама на dsnews.ua