• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Владимир Куцин: "Последствия блокирования конкурса для НЗФ могут быть необратимыми"

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе Никопольский завод ферросплавов напомнил многочисленным участникам приватизационного забега по его продаже, что он — такая же заинтересованная сторона на конкурсе по 25%-ному пакету, как и все остальные. И даже в большей степени, поскольку заинтересован в своем будущем и в своих перспективах. Которые, по словам директора завода Владимира Куцина, — под угрозой в связи с блокированием конкурса судебными решениями по искам физических лиц. Корреспондент "ДС" встретился с руководителем предприятия после проведенной им в Киеве пресс-конференции и попросил его прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг конкурса, и позицию завода в этом вопросе.

Владимир Семенович, о том, что конкурс заблокирован судебными решениями, стало известно только вчера. А уже сегодня вы провели в Киеве пресс-конференцию. Чем вызвана подобная оперативность?

— Нынешняя ситуация, когда конкурс по продаже 25% акций предприятия заблокирован на неопределенный срок, может уже в ближайшее время привести к дестабилизации работы предприятия. Поэтому я решил вылететь в Киев и довести до высших должностных лиц державы, народных депутатов, средств массовой информации всю серьезность угрозы, перед которой оказался сегодня Никопольский завод ферросплавов. Руководство и трудовой коллектив НЗФ намерены обратиться к Президенту Украины, к премьер-министру, к парламенту с просьбой не допустить значительного ухудшения финансово-экономического положения предприятия.

Почему же до сих пор завод не делал никаких заявлений по поводу конкурса? Вы хранили молчание, несмотря на то что тема продажи НЗФ обсуждается уже не первую неделю.

— Позиция НЗФ в этом конкурсе была и остается неизменной. Предприятие заинтересовано в приходе эффективного собственника. Который способен обеспечить уровень производства, по крайней мере, в нынешних объемах, инвестировать в техническое перевооружение производства, обладает сбытовыми и сервисными возможностями, опытом работы на экспортных рынках. Однако мы не считали возможным как-то вмешиваться в ход конкурса. Но сегодня, когда конкурс приостановлен по решениям трех районных судов, которые были вынесены по искам трех физических лиц, ситуация стала просто абсурдной. Мы считаем, что она угрожает не только предприятию, но и государственным интересам, Украине.

В чем же, по-вашему, эта угроза? Ведь, по сути, ничего страшного не произошло. Конкурс не отменен. Он приостановлен предварительными решениями судов по искам физических лиц. И в случае, если апелляции Фонда госимущества будут удовлетворены, конкурс продолжится...

— Вполне возможно, что отсюда, из Киева, все видится именно так. А в Никополе, где идет производство, заключаются контракты, выстраиваются долгосрочные планы технического перевооружения и выпуска новых видов продукции, все воспринимается иначе. Главная угроза — в неопределенности, которая возникла в результате блокирования конкурса. Неопределенности в вопросах собственности и управления предприятием. Это неизбежно отразится на отношениях завода с зарубежными партнерами — прежде всего, в дальнем зарубежье. Под угрозой может оказаться ряд важных экспортных контрактов. А поскольку 70% продукции предприятия отгружается на экспорт (60% — в дальнее зарубежье), то такая ситуация означает угрозу эффективной деятельности всего предприятия.

Реклама на dsnews.ua

Все-таки завод — один из крупнейших в мире производителей ферросплавов. Неужели срыв конкурса по продаже пакета способен повлиять на его авторитет в глазах зарубежных потребителей и поставщиков?

— Во всем мире остерегаются работать с компаниями, имеющими неопределенную структуру собственности. Если раньше гарантом выполнения обязательств завода выступала управляющая компания, то сегодня зарубежные партнеры, прежде всего на Западе, связывают с контрактами завода серьезные риски. Буквально вчера, в первый же день блокирования конкурса, мне позвонили несколько наших партнеров из Франции, Германии, других стран. Их интересовал один вопрос: с кем мы теперь будем работать, проясните свою структуру собственности. Еще они спрашивали, правда ли, что конкурс по продаже пакета акций одного из крупнейших в мире ферросплавных предприятий можно заблокировать по искам физических лиц? Они не понимают, как такое возможно. Это не укладывается в логику бизнеса, логику приватизации, логику здравого смысла.

Тем не менее, такая ситуация предусмотрена законом...

— Мне повторить любимую фразу журналистов о том, что законы несовершенны? Только вряд ли это чем-то поможет. Когда речь идет о подвале, пункте общественного питания или, допустим, прачечной — я согласен. Физическое лицо, миноритарный акционер, кто угодно может подать заявку, а потом иск в суд, если его не допустили. Но когда исками трех физических лиц блокируется продажа предприятия, на котором работает почти 9000 человек, — это абсурд. А если принять во внимание перспективу — то есть срыв контрактов, ухудшение финансово-экономического положения предприятия, ослабление его позиций на ряде важных экспортных рынков, — то это опасный абсурд. Опасный не только для предприятия и его будущего. Опасный для страны. Потому что ситуация, при которой конкурс по НЗФ блокируется исками физических лиц, негативно отражается на инвестиционном рейтинге страны, на восприятии Украины потенциальными инвесторами среди западных компаний. Но главное — такая ситуация наносит непоправимый ущерб имиджу Украины в мировом сообществе. А это уже — реальные потери всех наших экспортеров. НЗФ реализует свою продукцию в десятки стран мира, и мы хорошо знаем, как авторитет страны влияет на контакты предприятия с зарубежными партнерами. Если имидж страны негативный в глазах зарубежного партнера, то предприятию очень и очень сложно продвигать свою продукцию на внешний рынок.

Кстати, о перспективах. В средствах массовой информации в последнее время говорят о низкой эффективности управления, о снижении прибыли завода за последние три года...

— Но при этом умалчивают о важных фактах, без которых анализ работы предприятия в последние годы не имеет никакого смысла. Что я имею в виду? Еще четыре года назад предприятие было в кризисном положении. В течение 1997 и 1998 годов объемы производства основных видов продукции резко сократились, рентабельность производства составляла минус 0,63%, кредиторская задолженность — более 210 миллионов гривень. 1999 год завод закончил с убытками в размере около 17,5 миллиона гривень. Производственные мощности использовались менее чем на 50%, остро ощущалась нехватка оборотного капитала. Сегодня завод — рентабельное, стабильно работающее предприятие. За три последних года завод в среднем производил 750 тысяч тонн ферросплавов ежегодно, тогда как в 99-м — 450 тысяч тонн. Рентабельность за это время возросла в четыре раза, заработная плата — в полтора раза. Государство получило за это время в виде дивидендов на свои акции 45 миллионов гривень, а в виде налогов получает около 10 миллионов ежемесячно. Об этих результатах управления почему-то не вспоминают, когда говорят об экономических показателях предприятия за последние годы. Но если говорить правду — надо говорить ее целиком. Да, вследствие падения российского рынка, где правительство РФ приняло программу развития и защиты собственного ферросплавного производства, прибыль снизилась. Однако заметьте: мы за это время, в сложных рыночных условиях, не пошли ни на сокращение численности работников, ни на отказ от социальной сферы. Что, естественно, снизило бы затраты и увеличило прибыль. Более того — переход на более качественное импортное сырье позволил увеличить прибыль за два месяца текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,57 раза. Это, согласитесь, тенденция, которая уже по итогам текущего года может привести к соответствующим финансовым результатам.

Однако блокирование конкурса может ухудшить подобные прогнозы?

— Блокирование конкурса может свести на нет все положительные результаты, все достижения завода за последние годы. Если конкурс не будет разблокирован в ближайшее время, мы можем потерять контракты, потерять позиции на рынках, что негативно отразится на показателях работы НЗФ уже в 2003 году. Нам крайне трудно будет нивелировать последствия этой ситуации.

    Реклама на dsnews.ua