• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Старая и новая Европа

Реклама на dsnews.ua

Главная интрига мира, наступившего после иракской авантюры Вашингтона, — судьба Североатлантического альянса. По всей видимости, недавние трещины скоро срастутся, "новые европейцы" продолжат стремительно набирать вес, а Украине позволят выражать мнение немного громче и чаще.

Раздача послевоенных слонов

И снова в центре внимания украинских политиков — наше будущее с НАТО: то ли совместное, то ли раздельное. Кульминационным моментом трехдневной конференции Украина — НАТО, завершившейся в Вашингоне 7 мая, стала фраза генерального секретаря альянса Джорджа Робертсона: "В отношениях Украины и НАТО были проблемные моменты, но сейчас трудности преодолены, и мы двигаемся вперед". Поводом для оптимизма стала сама беспрецедентная встреча, которую мало того что назначили в Вашингтоне, так туда еще и пожаловал лично глава Пентагона Дональд Рамсфельд.

В присутствии многочисленных собравшихся министров обороны военного блока (к лету 2004 г. постоянных членов должно стать 26) лорд Робертсон похвалил Украину, отметив, что у нас теперь более прозрачные оборонное планирование и подготовка военного бюджета, стало возможным говорить о демократическом контроле над армией, а стандарты вооруженных сил планомерно приближаются к натовским. Правда, помимо армии, напомнил он, нужно реформировать еще пограничные и внутренние войска.

Сможем ли мы достойно присоединиться к перестройке вооруженных сил блока, чей девиз Робертсон сформулировал так: "Заменить борца сумо времен холодной войны элегантным фехтовальщиком XXI столетия"? Хотя состояние вооруженных сил для полноценного сотрудничества не годится, опыт миротворческих операций на Балканах у Украины есть, и официальные победители кампании в Ираке всерьез размышляют, не послать ли наших солдат туда миротворцами.

А вот не менее важная политическая часть хромает: достойные демократического общества СМИ, невмешательство государства в экономику, борьба с отмыванием грязных денег, свобода предпринимательства — это перечисление того, чего у нас нет и при неизменности текущих усилий не будет.

Так что услышать ответ на заветный вопрос, когда же нас примут в НАТО, не суждено. Министр обороны Шкидченко объяснил, что до подачи заявки нам еще далеко: для этого нужно выполнить план действий и целевой план, потом заручиться поддержкой украинцев и тогда уже вступать.

Реклама на dsnews.ua

Успешность наших стараний по выполнению плана действий и целевого плана натовские эксперты проанализируют 15 мая. Что касается первого из них, то пока председатель комитета Верховной Рады по евроинтеграции Борис Тарасюк пессимистичен: говорит, что политическая часть не выполнена. Недовыполнен и целевой план, предполагавший, в частности, усовершенствование деятельности Нацсовета по теле- и радиовещанию и изменение Закона Украины "Об информационных агентствах (чтобы иностранцам создать агентство не было тяжелее, чем украинцам).

О референдуме говорить рано. И все же интересно, что для вступления в организацию нужна поддержка 51% населения, а на нее, если верить текущим соцопросам, рассчитывать не приходится. Данные, обнародованные в середине апреля центром "Социальный мониторинг" и Украинским институтом социальных исследований, свидетельствуют, что в течение марта уровень доверия украинцев к НАТО снизился с 19 до 16%, зато уровень недоверия возрос с 57 до 58%. А вот и более свежие цифры за апрель, собранные Украинским центром имени Разумкова: 43,6% украинцев считают НАТО агрессивным военным блоком. Такое исследование проводится не впервые: с июня 2000 г. по июнь 2002 г. этот показатель существенно снизился, с 46,2 до 34,8%, а теперь, из-за иракской войны, снова набрал в весе.

В НАТО о четкой дате тоже речь не идет — утверждают, что это неправильный подход, и предлагают сосредоточиться не на сроках, а на усилиях. "Время деклараций закончилось, пора выполнять обязательства, взятые на себя во время Пражского саммита", — пригрозил Робертсон. Нужно сказать, это заявление было не вполне тактичным. Тогда, в ноябре 2002-го, нашего Президента на историческое событие не пригласили, объявив ему бойкот за вероятную продажу "Кольчуг" Ираку, и Леонид Кучма вынужден был приехать туда незваным гостем. Это теперь пресс-секретарь НАТО Роберт Пшечель говорит, что оружейный скандал "касается отношений Украины не с НАТО, а с некоторыми странами-членами", а ведь тогда нашего Президента бойкотировали всем блоком. Дружно отговаривали ехать и дружно не садились с ним за один стол. Прошло каких-то полгода — и мы снова на высоте, стоило нам отправить батальон химзащиты в Ирак. Самое время окрестить это решение мудрым политическим шагом, особенно если учесть польский опыт.

Троянский осел

Вашингтон щедро отблагодарил Варшаву за помощь во время иракского кризиса, причем не столь существенную, сколько символичную. Как отметил польский премьер Лешек Миллер, "своими действиями Польша достигла такого положения на международной арене, которого мы не имели уже давно или даже никогда". Кстати, любопытно, что в момент отправки польского батальона в Ирак две трети поляков войну не одобряли. Но вернемся к награде. Мало того что Польше предоставили 3,5-миллиардный кредит, американские General Motors, Lockheed Martin и Motorola обещают инвестировать в экономику нашего соседа $6 млрд. И главное. Польша будет наравне с США и Британией контролировать одну из оккупационных зон в Ираке — скорее всего, северную, населенную курдами.

"Для Польши, разделенной когда-то на три части, один из секторов Ирака — что-то вроде восстановления исторической справедливости", — саркастически отметила немецкая газета Sueddeutsche Zeitung. Это очень характерное заявление — в подобных тонах нынче принято высказываться в Западной Европе. Последний неологизм в политическом лексиконе — "троянский осел". Это о Польше. В том смысле, что Варшава неоправданно лояльна к США и, по-видимому, за крупные дивиденды согласилась участвовать в заговоре с целью раскола единой Европы.

В соответствии с концепцией Буша "друзьям — подарки, врагам — бойкот" ставки новой Европы в Вашингтоне растут. Зато с хорошим отношением к Польше в Евросоюзе можно попрощаться. Что можно было сделать в подобной ситуации? Варшава нашла выход: направить в Ирак польско-германо-датский корпус — формирование, уже существующее в рамках НАТО. "Мы ведем переговоры с нашими партнерами — как с Запада, так и с Востока. В нашей дивизии, скорее всего, будут украинские, словацкие, возможно, румынские подразделения, — сказал президент Квасьневский. — Для Польши очень важно, чтобы в нашей дивизии были и солдаты из Западной Европы".

По варшавскому плану, из семи тысяч военнослужащих поляков будет лишь две тысячи. Причем преимущественно руководящий состав. Итак, немецкие солдаты будут служить под руководством польских офицеров — насколько это унизительно для "проигравшей" Германии? В Берлине уже отказались от участия.

Зато предварительно согласны Украина, Словакия, Болгария и Румыния. Нам предлагают развернуть в Ираке штаб и два батальона. В Министерстве иностранных дел, как сообщил глава пресс-службы Маркиян Лубкивский, изучают польские идеи, причем у нашей страны есть "соответствующие предложения". Впрочем, иностранные масс-медиа уже пишут об участии украинских военных как о свершившемся факте.

 

Граница с НАТО

Продолжать ли Украине идти взятым курсом — зависит от того, нравится ли нам польский пример. А Польша будет не только восстанавливать Ирак и получать инвестиции. Еще она станет местом дислокации американских солдат. Да, на наших изумленных глазах около наших границ происходит крупнейшая со времен Второй мировой перегруппировка войск США. В ближайшее время мы станем свидетелями закрытия гигантских баз в старой Европе и открытия небольших, мобильных — в новой. Сейчас в Европе 112 тыс. американских военных на 499 объектах (68 тыс. в Германии, 12 — в Италии, 10 — в Великобритании). По пентагоновскому плану, разработанному якобы совсем не для того, чтобы приструнить зарвавшихся политиков-пацифистов, а давным-давно из целесообразности, две дивизии в Германии по 15 тыс. человек сократятся до двух бригад, где будут служить всего 10 тыс. Размещение вместе с семьями в военном ведомстве назвали "непозволительными издержками прошлого" и вскоре перейдут к новой схеме: одинокий военный едет куда пошлют с полугодичной ротацией.

Куда именно будут посылать американцев — в стадии решения. Польша, Венгрия, Румыния и Болгария — вот достойные места для их расквартировки. Польша, самый крупный, важнейший и проамериканский из новых членов НАТО, центр рамсфельдовской новой Европы — кандидатура несомненная. В Пентагоне уже положили глаз на авиаба-зу "Кржешини" около Познани. В Болгарии им приглянулся порт Констанца, откуда недавно паромами отправляли войска в Ирак, и аэродром Сарафово неподалеку от курортного Бургаса, где всю войну базировался перезаправщик KC-135. Что касается Венгрии, там множество подходящих объектов, освобожденных в свое время Москвой. Так что вскоре Украина будет окружена американскими войсками.

Как бы то ни было, переброска с Запада на Восток — шаг логичный: во-первых, это ближе к тем регионам, где, судя по всему, собираются появиться с очередными миссиями американцы, во-вторых, в Восточную Европу даже проситься не нужно — сами придут и сами предложат. Кроме того, как справедливо отмечает сенатор США Джордж Аллен в публикации в Financial Times, "разместить американский гарнизон в районе Бухареста гораздо дешевле, чем в районе Бонна. Наступило время подвергнуть американские базы и стратегические объекты в Европе переоценке в буквальном смысле слова".

Чешская газета "Право" иного мнения: "Почему США, страна с населением менее трехсот миллионов человек, должны до скончания веков гарантировать безопасность Европейского континента, чье население достигает полумиллиарда? Европа давно уже повзрослела и политически, и экономически. Она должна сама решать свою судьбу".

А пока споры о базах продолжаются, Вашингтон постарается не допустить европеизации альянса — мечты немецкого канцлера Шредера. В противовес строптивым "старым европейцам", организовывающим собственный центр силы в виде отдельных вооруженных сил, Америка постарается дать дорогу расширению на Восток. Если год назад и об Украине, и о Грузии говорили со скепсисом, сегодня в пору поменять тон высказываний. Недавно гуру большой политики Збигнев Бжезинский назвал первый этап ликвидации последствий холодной войны — в смысле расширения НАТО — варшавским, второй — вильнюсским, третий же может оказаться киевским. Только не нужно думать о сроках. Они непредсказуемы.

    Реклама на dsnews.ua