• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

МТС готовится к конкуренции в Украине

Реклама на dsnews.ua

В конце апреля крупнейший российский оператор мобильной сотовой связи компания "Мобильные телесистемы", являющаяся основным собственником UMC, объявила о намерении выкупить у "Укртелекома" последние принадлежащие ему 26% акций украинского оператора. Сделка должна состояться не позднее середины июня. По мнению экспертов, этим шагом МТС "развязывает себе руки" для конкуренции в Украине.

Зачем попу баян

28 апреля МТС уведомила "Укртелеком" о решении реализовать свое право на приобретение 26% UMC, согласно подписанному в ноябре 2002 г. договору опциона. Сумма сделки, которая должна состояться не позднее середины июня 2003 г., составляет $87,57 млн. В случае успешного завершения транзакции доля МТС в UMC увеличится с 57,7 до 83,7%.

От МТС, несмотря на ноябрьские заявления прошлого года о намерении сократить сроки, предусмотренные опционами для выкупа оставшихся долей в UMC, не ожидали такой прыти. На первый взгляд, экономическая целесообразность 100%-ной консолидации UMC в одних руках отсутствует. Украинский мобильный оператор не является открытым акционерным обществом, и доля в 57,7% вполне обеспечивала полный контроль. Да и сам президент МТС Михаил Смирнов на ноябрьской пресс-конференции говорил журналистам, что на месте "Укртелекома" не продавал бы свою оставшуюся долю в такой прибыльной компании, как UMC.

Директор МТС по связям с инвесторами Андрей Брагинский в интервью "ДС" сообщил, что грядущая сделка полностью вписывается в стратегию компании, предусматривающую получение максимального контроля в дочерних предприятиях при приемлемых условиях. "Когда нам представляется возможность увеличить долю в дочерних компаниях, то мы всегда ее используем", — подчеркнул он. А условия покупки UMC для россиян более чем приемлемы, по крайней мере, финансовые.

После совершения этой сделки судьба последних 16,3% UMC, находящихся в собственности TDC (Дания), не так уж и важна. Оставшаяся доля не играет роли для управления компанией и не является дорогой покупкой для россиян, которую они, скорее всего, и совершат. Во всяком случае, г-н Брагинский сообщил, что МТС потенциально заинтересована и в выполнении опциона на покупку у датчан 16,3% UMC.

В то же время, по мнению украинских экспертов, у покупки МТС последней государственной доли в UMC есть и более глубинные цели. По мнению замдиректора Института информационного общества Ярослава Павловского, выкупив последнюю государственную часть UMC, МТС подтверждает свои намерения перераспределить рынок мобильной связи Украины. "МТС надо готовиться к конкуренции с "Киевстаром" и DCC", — сказал он в интервью "ДС". Действительно, интересы UMC, в отличие от коллег-конкурентов, практически никто не лоббирует на украинской политической арене. Статус же совместного украинско-российского предприятия (датчане не в счет — за все время существования UMC они особо не вмешивались в процесс управления компанией) не давал российским собственникам развернуться в полную силу. После продажи последнего государственного пакета в UMC, МТС же получает полное право отстаивать в высоких кабинетах интересы своей компании, не оглядываясь на тылы (ставить подножки уже некому). Если учитывать, что в Украине приближаются очередные выборы, в которых традиционно финансово участвуют россияне, то лоббистские устремления МТС имеют хорошие шансы на успех.

Реклама на dsnews.ua

Господа пострадавшие

Слабым утешением для "Укртелекома" после полного расставания с немаловажной частью своей инвестиционной привлекательности станет вновь появившаяся возможность оказывать услуги мобильной связи. Ранее, при выдаче разрешения МТС на покупку UMC, Антимонопольный комитет запретил "Укртелекому" заниматься подобной деятельностью, поскольку он владеет долей в украинском мобильном операторе. Но, как сообщила "ДС" начальник управления транспорта и связи АМКУ Людмила Ляшенко, после продажи "Укртелекомом" последних 26% UMC, ограничения с него автоматически снимаются. Весной этого года экс-председатель правления "Укртелекома" уже заявлял, что компания обратилась в Госкомсвязи за лицензией на мобильную связь третьего поколения (которую монополисту, кстати, обещали выдать "на шару"). Да и реализация правительственной программы информатизации "Электронная Украина" предусматривает выдачу такой лицензии национальному оператору. Но дальше заявлений дело пока не продвинулось, да и вообще перспективы необходимости 3G в Украине достаточно туманны. По крайней мере, услуги GPRS (2,5G) пока прибыли не приносят. В этой истории есть и более пострадавшие стороны — Фонд государственного имущества на пару с государственным бюджетом, так и не получившие $84,2 млн за первые 25% UMC, проданные "Укртелекомом" в середине марта. Несмотря на то что Кабинет Министров поручил Государственному комитету связи и информатизации обеспечить перечисление этих средств до конца марта, воз и ныне там. По словам председателя ФГИ Михаила Чечетова, на его требования перечислить деньги в бюджет ему советуют не волноваться, поскольку миллионы и так уже в Украине (на счету "Укртелекома"). Для ФГИ же неполучение этих денег довольно болезненно — они составляют почти половину всех запланированных на этот год поступлений от приватизации. Так что, не получив первый транш за UMC, ФГИ уже претендует на перечисление в бюджет остальных $87 млн. По словам г-на Чечетова, он разослал соответствующие письма в "Укртелеком" и Госкомсвязи.

    Реклама на dsnews.ua