• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

"Валса" объявлена банкротом

Реклама на dsnews.ua

3 июня было опубликовано решение Хозяйственного суда Киевской области о признании банкротом белоцерковского ОАО "Валса". Процедура признания неплатежеспособным одного из трех украинских шинных заводов была начата в январе 2002 г. по иску Укрэксимбанка.

ОАО "Валса" специализируется на производстве шин для аграрной техники, а также мотошин и шин диагональной конструкции для автомобилей, работающих в труднопроходимых и климатически сложных местностях. Компания входит в тройку основных отраслеобразующих предприятий украинской шинной промышленности. По своим проектным мощностям (более 1 млн шин в год) предприятие уступает своим коллегам — белоцерковскому ЗАО "Росава" (более 8 млн шин в год, специализируется на производстве шин для легковых автомобилей) и днепропетровскому ОАО "Днепрошина" (7 млн шин в год, специализируется на производстве шин для грузовых автомобилей). Еще больший разрыв существует и в реальных объемах продаж: в отличие от своих конкурентов, худо-бедно пополняющих заказы для основных производственных линий, загрузка "Валсы" по итогам 2002 г. составила не более 20%.

Как и "Валса", указанные шинные предприятия только в конце 90-х гг. обрели крупных частных собственников. Основным инвестором "Росавы" стала российско-сингапурская "Амтел Групп", "Днепрошины" — поначалу российский "Нефтехимпром", затем российский же "Сибур". "Валса" же досталась украинскому капиталу — с 2000 г. в реестре ее акционеров фигурировали ЗАО "Укрэнергосбыт", входящее в орбиту киевского банка "Финансы и Кредит", (50,1% акций), "ИНГ-банк Украина" (25%) и оффшорная "Вор Села Холдинг" (7%). Три года назад, по данным годового отчета компании, интересы указанных акционеров в наблюдательном совете ОАО "Валса" отстаивали нынешние народные депутаты Константин Жеваго и Игорь Ткаленко (голосовавшие в совете от лица банка "Финансы и Кредит"), Макар Пасенюк (ИНГ-банк), Игорь Фрунзе ("Укрэнергосбыт"), Елена Зиновьева и Наталия Качан ("Нафтохімімпекс"), а также Филипп Хаас (банк Sarazen&Sie, Сен-Галлен, Швейцария) и Баки Таскоран (Haas Consulting SA, Сен-Галлен).

С тех пор до нынешнего времени завод выпускал в год несколько тысяч шин и фактически простаивал, но владельцы его систематически менялись. Так, ГКЦБФР во второй половине 2001 г. зарегистрировала в числе крупных акционеров предприятия Wood&Company Ukraine (24,5% акций), затем в конце 2002 г. в ряду крупных владельцев фигурировал Ukrainian Value Opportunities Fund (24,6%), а крупнейший пакет акций завода, принадлежавший "Укрэнергосбыту", перешел к банку "Финансы и Кредит", который через три дня после покупки перепродал акции киевскому ЗАО "Кворум".

В прошлом году кредиторы ОАО решили сформировать комитет, который разработал проект решения о санации предприятия и заключении мирового соглашения для возобновления его работы. По самому оптимальному варианту санации предполагался следующий уровень загрузки мощностей предприятия: годовые мощности по производству 335 тыс. шин для агротехники должны были заполниться заказами на производство 1,2 тыс., мощности по производству 300 тыс. легковых шин подкреплялись заказами на производство 45,2 тыс., мощности по производству 120 тыс. грузовых шин заполнялись заказами на 900 шин.

К началу 2003 г. кредиторы такие планы финансового оздоровления предприятия отвергли, подвергнув сомнению реальность вышеуказанных заказов. Критическую роль в этом решении сыграла стагнация двух крупнейших покупателей продукции "Валсы". Первый — Киевский мотозавод, который до распада СССР закупал в Белой Церкви до 300 тыс. мотошин в год. Второй — российское ОАО "Ростсельмаш", которое благодаря программе выпуска комбайнов "Дон-1500" заполняло заказами до 70% мощностей "Валсы" по производству сельскохозяйственных шин (около 230 тыс. шин в год). Ростовчане, в отличие от мотозавода, стабилизировали свое финансовое положение (благодаря вливаниям нового акционера, российской ПФГ "Новое содружество"), но, теряя позиции на украинском рынке комбайнов, приняли решение отказаться от закупок украинских шин (в пользу продукции химических заводов "Татнефти"). Без вышеуказанных заказчиков санацию "Валсы" трудно было считать реальной, что и вылилось в форсирование банкротства предприятия.

    Реклама на dsnews.ua