• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Куда девать киевские заводы

Реклама на dsnews.ua

Известие о предстоящем перемещении трех промышленных районов столицы (подробнее см. "ДС" №30) стало громом среди ясного неба даже для руководителей предприятий, расположенных в потенциальных "местах переноса". В большинстве своем директора заводов в грядущие перемены просто не поверили и комментарии давали исключительно на условиях анонимности. Хотя, по данным "ДС", список из пятнадцати первых кандидатов "на выселение" уже составлен.

Зачем это нужно
Главным двигателем планируемого переезда, несомненно, стал строительный бум в столице. Миллионы квадратных метров нового жилья и офисов — достаточно серьезный аргумент, предъявляемый городской власти желающими приобрести участки "из-под заводов". Собственно, выбор первой "жертвы" — района Телички — связан с планируемым созданием на его месте жилого микрорайона. Не менее привлекателен для жаждущих земли и Подольско-Куреневский промрайон на Рыбальском острове.
Второй момент, вынуждающий производственников покинуть родные пенаты, — экология. Промышленные предприятия в районе Телички расположились со всевозможными нарушениями норм водоохранного законодательства. А в Днепровском промрайоне находится завод "Радикал", пугающий киевлян остатками ртути. Еще один раздражитель — "Киевхимволокно". Оба контролируются городской администрацией. Ее представители не раз заявляли, что вредного производства на "Радикале" больше никогда не будет. Вполне логично, если на месте завода-банкрота возникнет полезная застройка. Если же на окраину решат перевести второе предприятие, то, по крайней мере, правовых проблем у властей, как у реального хозяина, не возникнет. Кстати, часть помещений "Киевхимволокна" уже занимает бизнес-центр, созданный по инициативе города.
Фактором, позволяющим городской власти безболезненно избавляться от промпредприятий в центре, стали серьезные перекосы в структуре столичной промышленности. Около половины объемов промышленного производства Киева сейчас дают два десятка заводов из примерно 480 имеющихся в наличии. К примеру, "Оболонь" в этом году выпустила свыше 32 млн дал пива (в денежном выражении — около 600 млн грн.). Такого производителя город будет лелеять и оберегать. На другом полюсе — аутсайдеры из числа машиностроителей или заводов ЖБК, нередко занимающие большие земельные участки, манящие потенциальных инвесторов и зарабатывающие 4–6 млн грн. в год. Как говорят циники, если сотня-другая таких предприятий не просто переедет, а вообще прекратит свою работу, местный бюджет этого просто не заметит.
Предстоящее выдавливание на окраины облегчается отсутствием в Киеве директората как организованной и влиятельной лоббистской силы. Пожалуй, самым серьезным представителем интересов промышленников в общении с руководством города стало соответствующее профильное управление городской администрации, кровно заинтересованное в сохранении предмета своего управления. Влияние же столичных производственников явно несравнимо, скажем, с влиянием их запорожских коллег, нередко решающих судьбы тамошних чиновников.

Как это сделать
Все опрошенные "ДС" руководители предприятий, сомневаясь в реальности планируемых мероприятий, вспоминают прежде всего закон и деньги. Что касается последнего, то переезд одного нормально работающего завода строительной индустрии оценивают в десятки миллионов долларов. Компенсировать их, по единодушному мнению опрошенных, должны инициаторы переноса, то есть городская власть.
При переезде предприятию придется затратить гигантские суммы на прокладку коммуникаций и строительство зданий. Стоимость нового оборудования, которое, как считают разработчики Генерального плана развития города, лучше устанавливать на окраинных площадках, а не размещать в центре, окажется далеко не главной составляющей.
Тем не менее эксперты пока не видят законных механизмов, используя которые власть смогла бы вынудить производства покинуть обжитые места. Как правило, заводы распоряжаются земельными участками на правах долгосрочной аренды и стараются вовремя платить налог на землю. Изъять у них землю в рамках действующего законодательства весьма затруднительно.
К тому же строительство дорогого жилья или офисов возможно при полном переносе промышленного производства из выбранного района. Вряд ли освобождение лишь нескольких площадок убедит инвесторов развернуть на них строительство.
Престижный жилой дом или бизнес-центр, окруженный дымящими трубами и серыми бетонными заборами, — картина довольно фантастическая. Поэтому отсев не может идти по принципу рентабельной или убыточной работы заводов, а только по территориальной принадлежности. А значит, переносить надо всех. В то же время в "вывозимых" районах есть довольно крупные и хорошо работающие предприятия, например, в Теличке — завод им. Ковальской, годовой оборот которого оценивают в 170 млн грн.
Возможные сроки всеобщего переезда при условии немедленного начала активных действий опрошенные специалисты определяют в 20–25 лет. Если власти намерены инициировать перемещение промрайонов, то соответствующая работа должна начаться уже в ближайшее время. Вряд ли возможен одновременный массовый перенос заводов, организованный, скажем, лет через 10–15. Как считают производственники, единственным приемлемым вариантом может быть только постепенная ежегодная работа, проводимая за деньги киевского бюджета. Подобные доводы вызывают понимание, поскольку заводы переносят не по их воле. То есть, Генплан — дело хорошее, но такое решение должна принимать Киеврада.

    Реклама на dsnews.ua