• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Богдан Бенюк: Народный артист Верховной Рады (интервью)

На большой политической сцене — новый актер. Богдан Бенюк решил совместить игру в театре с политическими игрищами. Но если в спектаклях и фильмах ему
Реклама на dsnews.ua

На большой политической сцене — новый актер. Богдан Бенюк решил совместить игру в театре с политическими игрищами. Но если в спектаклях и фильмах ему чаще всего достаются комедийные роли, в депутатском кресле он намерен проявить себя со всей серьезностью. Во всяком случае, в громких заявлениях о "титульной нации" и "квотах для нацменьшинств" один из лидеров партии "Свобода" достаточно убедителен. Что, впрочем, не мешает ему сниматься в фильмах по заказу государственного телеканала "Россия"

Благодаря актерской популярности Богдану Бенюку как политику пока еще многое прощается. "Неграмотный депутат испугался своих грамматических ошибок", — подобные скандальные заголовки вполне могли появиться в прессе после Дня украинской письменности, когда Бенюк принял участие в общественной акции, написав диктант по украинскому языку. На проверку свою работу он сдать попросту отказался. "А я жене отдам! Она моя одноклассница и проверит лучше", — с улыбкой произнес депутат, и никто не стал настаивать. Журналисты все еще видят в нем Бенюка-актера, и настроены в его отношении не очень критично. Между тем грубые ошибки в диктанте стали бы немалым конфузом, учитывая, что в Раде политик представляет националистическую партию "Свобода".

Вопреки ожиданиям, в своих планах по поводу депутатской работы Богдан Бенюк неожиданно конкретен. Он намерен немедленно инициировать восстановление графы "национальность" в паспортах и возглавить один из парламентских комитетов. К нынешнему шансу проявить себя в большой политике он шел 8 лет, когда на волне оранжевой революции примкнул к малоизвестной "Свободе".

Тогда многие несерьезно восприняли это решение и открыто подшучивали над его пестрым телефоном, окрашенным в желто-голубые цвета. Теперь новоиспеченный депутат готовится заявить о себе как об одном из лидеров парламентской фракции националистов. Ведь в партийном списке он шел под вторым номером.

  Уже решили, с какой инициативы начнете свою работу в Раде?

— Буду выступать с инициативой создать в Верховной Раде еще один комитет, который будет заниматься теми 6-7 миллионами украинцев, которые живут за границей. Если отдельный комитет создать не получится, нужно создать его в виде подкомитета. Сегодня с украинцами, проживающими за границей, никто никакой работы не ведет.

Мы понимаем, что это огромная проблема и ее нужно решать. Вплоть до того, что все заработанные украинцами деньги за границей должны в первую очередь считаться инвестицией в страну и не облагаться налогами. Ведь посмотрите, получается парадоксальная вещь: жители Ивано-Франковской области, которые работают за границей, перекрывают своим заработком бюджет области в несколько раз. А теперь посмотрите, какой бизнес развивается в той же Ивано-Франковской области? Там открываются лишь рестораны, аптеки и бюро ритуальных услуг.

Реклама на dsnews.ua

  Вряд ли это проблема только тех, кто работает за рубежом. И касается она не только Ивано-Франковской области, не так ли?

— Но в той же Ивано-Франковской области есть Надвирнянский нефтеперерабатывающий завод, который не работает. Это огромное предприятие. А почему он не работает, кто его владелец? Купил его господин Коломойский. Выходит, команда, которая приобрела этот завод, имеет какие-то другие планы относительно него.

Но только не планы, как запустить это производство. Бизнес зациклен на торговле, а не на том, чтобы создавать новые рабочие места. Именно для решения этих проблем нужно иметь рычаги влияния. Их необходимо закреплять на законодательном уровне, что мы и будем делать в Верховной Раде.

  Работая в оппозиции, это реально?

— Мы идем двумя колоннами. Одна — это Объединенная оппозиция и "Свобода", а вторая — УДАР. Между ними и будем устанавливать контакт. В Партии регионов тоже есть люди, которых мы постараемся вовлечь в важные для нас проекты.

  Не опасаетесь, что совместное голосование с Партией регионов ударит по рейтингу "Свободы"?

— По проблемам, которые приоритетны не для "Свободы", а для существования нашего государства в будущем, мы будем вести переговоры со всем партиями. Нельзя говорить, что мы не будем с кем-то общаться, это не так. Контакт нужен со всеми, а уже как будут складываться обстоятельства — будем видеть по факту.

  Тем временем, от "Свободы" ждут не компромиссов с регионалами, а скорее, радикальных шагов. Или радикальные лозунги останутся лозунгами?

— Не думаю. Несмотря на возможные обвинения в том, что мы радикализируем общество, для пользы украинцев нужно обязательно вернуть в паспорт графу "национальность". От национальности можно будет дальше "танцевать" к тому, сколько должно быть украинцев в парламенте, и так далее. В этом нет ничего страшного.

В государстве должна существовать титульная нация. И если мы постепенно в законодательный процесс вернем эти вещи, то ни у кого не возникнет вопроса, почему вдруг в областном совете 60% украинцев, и 40% представителей нацменьшинств.

  Вы выступаете за ограничение представительства нацменьшинств в Верховной Раде?

— Наоборот. Вот сейчас, например, в новом составе Верховной Рады крымские татары представлены? Нет. А почему? Потому что их кандидаты были так распределены в Крыму по округам, что ни при каких обстоятельствах не могли провести в парламент своих депутатов. Справедливо это или нет? Думаю, несправедливо. Должна быть своеобразная пропорциональная система — сколько татар есть среди населения, столько и депутатов. Так будет честно.

Фамильный бизнес

Основной заработок Богдану Бенюку сегодня приносит частная театральная компания "Бенюк и Хостикоев". Мало кто знает, что идейным вдохновителем этого проекта является человек, чье имя в его названии не значится. Это продюсер Мирослав Гринишин. Именно ему 13 лет назад пришла идея создать предприятие, использующее имена двух популярных актеров. Сейчас в репертуаре компании 6 спектаклей.

Богдан Бенюк крайне неохотно говорит об экономической составляющей работы компании, предпочитая разговор о творчестве. Уверяет, что терпит убытки. Но очевидно, что убыточная компания не просуществовала бы столь долгий срок. Справедливости ради стоит отметить, что на этапе подготовки каждой новой постановки Бенюк обращается за помощью к меценатам. Ведь это самая дорогая составляющая театральной индустрии. На декорации, костюмы, техническое обеспечение и промо каждого нового спектакля, по данным "ВД", уходит порядка $100 тыс.

Но если эту сумму удается получить от меценатов, в дальнейшем спектакли приносят учредителям театральной компании чистую прибыль. И здесь разговоры об убытках уже выглядят не очень искренними. Как бы там ни было, коммерческие результаты компании Богдана Бенюка — тема крайне непубличная.

Между тем рынок, на котором работает его бизнес, только зарождается. По сути, театральная компания "Бенюк и Хостикоев" является в Украине единственной в своем роде. Достойных частных конкурентов у них попросту нет. "Мы думали, что после появления нашей театральной компании будет создано огромное количество других театральных компаний, — говорит г-н Бенюк. — Но не появилось ни одной. Дело в том, что это невероятно сложная работа". Не исключено, что в связи с оппозиционностью депутата его бизнесом в ближайшее время заинтересуются контролирующие органы, и страна узнает о реальных заработках актера.

  Насколько коммерчески успешным вы считаете компанию "Бенюк и Хостикоев" как бизнес-проект?

— Он не успешен. В нашей стране бизнес-проект, связанный с творчеством, не может быть успешным. Творчество всегда дотационное. У нас оно не может быть тем проектом, который приносит большие деньги. К нам приходит интеллигенция, учителя, то среднее звено, которое в Украине практически стерто. У них нет денег, поэтому зарабатывать на творческих проектах почти невозможно. Надо все-таки иметь источники финансирования.

  Какую из постановок вашей компании считаете наиболее успешной в коммерческом плане?

— Первая наша постановка — "Моя профессия — синьор из высшего общества" Скарначчи и Тарабузи. Была хорошо продумана рекламная кампания относительно создания этой постановки, где все роли играли те, кто составляет ядро семьи Анатолия Хостикоева. Первые жены, вторые, третьи, их мужья, дети — на этом строилась рекламная кампания, поэтому сам спектакль был очень успешен. Это была первая постановка, которую мы так рекламировали, но там просто сам менеджмент раскрутки спектакля был очень удачно продуман.

  Что вам мешает проводить такие же рекламные кампании для других постановок, чтобы они были коммерчески успешными?

— Для других спектаклей мы находим другие пути, потому что такой же проект, над которым работали наши родные, повторно уже делать нельзя.

  Кто в вашей компании играет роль первой скрипки?

— Все экономические вопросы решает Мирослав Гринишин. Я — президент компании, тот человек, который находит деньги. Анатолий Георгиевич — наблюдательный совет, который следит за тем, правильно ли работает президент и Мирослав Гринишин. А если честно, то, запустив постановку, мы потом тяжело работаем, чтобы ее раскрутить и сохранить. Слава Богу, что есть люди, которые нам помогают в финансировании этих постановок.

  Что это за люди?

— Это фармацевтическая компания "Дарница". Лично — Владимир Антонович Загорий, руководитель, а также его сын Глеб Владимирович. Они предоставили помещение для хранения наших декораций, помогают решать транспортные проблемы. Мы уже 10 лет дружим.

  Может ли сегодня, на ваш взгляд, театр в нашей стране быть прибыльным?

— Не может. У нас население бедное, нет среднего класса.

  Что нужно сделать, чтобы превратить театр в успешный бизнес-проект?

— Посмотрите на американские театры. Они не получают дотаций от государства. Все они муниципальные. У театра есть спонсор, который его содержит, и организация его совершенно другая, чем у нас. Работа наших театров организована неправильно, но это уже целая традиция, а традицию нужно менять на законодательном уровне.

Для этого мы и идем в Верховную Раду. Мы должны четко определить, сколько культура должна получать из госбюджета. Когда эта сумма будет фиксированной, дотация будет поступать на все культурные заведения — танцевальный ли это коллектив, или театр, или художественное объединение — не важно.

Опасные съемки

Несмотря на то, что Богдан Бенюк уже более восьми лет активно занимается политикой, "засветиться" в скандале он умудрился лишь раз. Поводом стал фильм "Кандагар", в котором наш герой сыграл роль бортинженера Романа Вакуленко. После того как в феврале 2010 года эта картина вышла на экран, выяснилось, что заказчик фильма — государственный телеканал "Россия", учредителем которого является российское правительство. Актера тут же забросали обвинениями, дескать, он — украинский националист, заместитель главы ВО "Свобода" — снялся в фильме за деньги правительства РФ!

В этой связи глава Прогрессивной социалистической партии Украины Наталья Витренко даже обратилась с официальным письмом к Министерству культуры РФ и телеканалу "Россия". В нем Бенюк был назван "продажным бандеровским холуем", также отмечено, что "для украинского зрителя лицо Бенюка — такое же лицо фашизма, как лица Гитлера и Геббельса, поэтому весь смысл и пафос фильма "Кандагар", в котором он играет члена экипажа, безнадежно искажается".

Отвечать на эти обвинения Бенюк не стал. Впрочем, он до сих пор молчит и о сумме гонорара, который получил за съемки в скандальной картине. И хотя шумиха вокруг той истории улеглась, весьма вероятно, что наш собеседник снова наступит на те же грабли. Вот только теперь он рискует оказаться в немилости уже не у Витренко и К°, а у избирателей ВО "Свобода", ведь мандат народного депутата ему подарили именно они.

  В ваш адрес звучали обвинения в том, что вы, такой ярый националист, снялись в российском фильме "Кандагар", заказчиком которого выступило правительство России. Как вам такие обвинения?

— Таким людям я могу ответить, что, кроме всего прочего, я еще снимался в немецком фильме за немецкие деньги, в чешском — за чешские, в белорусском — за белорусские. Такие моменты нельзя рассматривать узконаправленно, потому что обвинения, о которых вы говорите, вписываются только в определенную рамку. Мол, как же это так — снялся в российском фильме?! Но ведь мы говорим об искусстве.

Действительно, тот персонаж, которого я играл в фильме "Кандагар", в реальности украинцем не был. Но мы знаем, что этот сценарий написал Андрей Кавун. Не Арбузов, заметьте, а Кавун. Родом он из Львова и, когда писал сценарий фильма, специально ввел такой образ украинца, чтобы показать, что огромное количество людей, принадлежащих к нашей стране, находятся на выжидательной второстепенной позиции в России.

  Вряд ли российское правительство дало бы деньги на фильм, знай оно о вашей интерпретации его смысла. У вас не возникло внутреннего диссонанса?

— Самые громкие обвинения делают те, кто сам же и смотрит этот фильм. Если он собрал определенные средства и имел определенную раскрутку, то, очевидно, имел и некую художественную ценность. Если бы этого не было, о фильме давным-давно все забыли бы. Что же касается участия или неучастия в таких российских общегосударственных проектах наших актеров, режиссеров, операторов, то надо быть, конечно же, более внимательным, чтобы потом не попасть в ситуацию, когда появятся "энные особы", которые будут говорить то, что говорила Витренко. Но задайтесь вопросом: если бы эту роль играл не Бенюк, член ВО "Свобода", а кто-то другой, вспомнила бы о нем Витренко? Конечно же, нет. Тут просто была зацепка за то, что в этом фильме снялся именно я.

  Какой был гонорар за съемки в этом фильме?

— У меня не было финансового интереса. Когда я услышал, что в фильме будут сниматься Андрей Панин, Машков, Балуев, у меня как у актера появился невероятный интерес побыть на площадке вместе с этими звездами российского кинематографа и понять, на каком этапе "звездности" нахожусь я.

  И все же вы не ответили на вопрос о гонораре, или вам не платили?

— Платили, конечно же. Немного. Узнать о сумме гонорара очень легко. Существует большая каста продюсеров, которые работают на территории РФ, и они знают стоимость каждого артиста. И они никогда не заявят сумму гонорара больше той, которая у них записана в блокнотах. Так что на этом много не заработаешь.

  Теперь, когда вы стали народным депутатом Украины, в вопросах того, где, у кого и на чьи деньги сниматься, вам придется быть более осмотрительным. Как будете решать эту проблему?

— Я и сейчас осмотрителен. И всю ответственность осознаю. Вот, например, я народный депутат и выполняю определенный объем работы, а потом снимаюсь в кино, к примеру, играю "Сон в летнюю ночь" Шекспира. Интересно, там играет артист Бенюк или депутат Бенюк? Когда Верховная Рада станет полигоном украинского кино и там будут артисты, киношники, вот тогда нужно будет определиться — кто и где, а пока…

Помните, когда-то говорили, что в украинском парламенте может быть прорыв, только когда там будут работать одни юристы? Был период, когда были юристы — получился полный завал. Потом говорили, что экономисты должны быть, и так далее. Но ведь, люди добрые, когда ребенок рождается, у него что, на попе стоит печать, что он — будущий депутат, а потому имеет право заниматься парламентаризмом? Нет, конечно же! Человек достигает определенного уровня, вырастает из своих штанишек, и уже потом определяется, может он заниматься политикой или не может. Поэтому важно не то, что кто-то зашел в Раду, а то, какую работу он там будет выполнять.

  Если посмотреть на график гастролей вашей коллеги Таисии Повалий, которая прошла в парламент по спискам ПР, то окажется, что и после принятия присяги она (уже в статусе народного депутата) отказываться от концертной деятельности в России не собирается. Для вас, как для свободовца, такой проблемы тоже не возникает?

— Посмотрите на депутата Госдумы РФ Иосифа Кобзона. Ему это вредит? Я его воспринимаю в первую очередь как первоклассного певца. Потому и Таисии Повалий не надо отменять концерты. Депутатская деятельность — это одно, а концертная деятельность человека творческого — она прекрасная певица — это другое. Так же и я. В Раде я буду заниматься вопросами законотворческими как Бенюк-депутат, а когда буду сниматься в кино и играть в театре, я — Бенюк-артист.

Фанат футбола

Когда разговор заходит о досуге, Богдан Бенюк признается, что совершенно не умеет расслабляться. Говорит, что его главное увлечение — несколько часов сна между спектаклями во время гастролей. Вспоминает, как однажды даже пытался организовать семейный отдых у моря. Правда, из этой затеи ничего не вышло. Уже через три часа он удрал с пляжа. Причиной тому оказалось не только палящее солнце, но и неумение артиста плавать. И все же кроме желания отоспаться вне всяких пляжей, стен киностудии и театральных подмостков у Бенюка есть огромная страсть — футбол.

  Часто гоняете мяч?

— Не так часто, как хотелось бы. Когда тебе исполняется 60 лет, приходит понимание, что это уже не футбол. Это так — пасовать и ходить по полю. Сил бегать уже нет. При этом футбол я очень люблю. Правда, если учесть то, какое в нашей стране отношение к его развитию, охоту к этому виду спорта мне отбили.

  Настолько, что больше не играете?

— Играю, но я уже могу только пасовать. На воротах стою по сегодняшний день. И, между прочим, классно стою! Меня волнует другое. Когда сейчас ко мне приходят журналисты и спрашивают, например, о киевском футбольном клубе "Динамо", я начинаю им что-то рассказывать, а в конце меня зачастую просят что-то этому клубу пожелать. В таких ситуациях я отвечаю: "Кому?! Я же на украинском языке говорю — меня в этом киевском "Динамо" никто не поймет!" Да и вообще, о каком киевском "Динамо" мы говорим? Наибольшая трагедия футбола в том, что сделан акцент на развитии клубного футбола, а национальный никому не нужен.

  Какая ваша любимая футбольная команда?

— К сожалению, это не украинский клуб. Мне нравятся испанцы, "Барселона". Нравятся за дух, жажду командной игры, и за то, что они при любых условиях всегда все моменты отрабатывают до конца. Они умеют перебороть себя.

  Не было мысли, придя в парламент, попытаться организовать собственную футбольную команду из числа депутатов? Это могло бы помочь разрядить политическую обстановку в ВР.

— Не забывайте, что у меня есть театр, и политическую обстановку я буду разряжать другими вещами. В первую очередь связанными с искусством.

Перспективы

Мандат народного депутата гарантирует Богдану Бенюку доступ к парламентской трибуне, которую он, очевидно, превратит в площадку для продвижения праворадикальных идей. Учитывая, что актерского мастерства Бенюку не занимать, нет никаких сомнений, что именно он станет одним из главных спикеров партии "Свобода" в ВР.

Что же касается развития его театральной компании "Бенюк и Хостикоев", успех данного проекта всецело будет зависеть не только от умения г-на Бенюка совмещать работу в парламенте и в театре, но и от его лоббистских способностей. Если нашему герою таки удастся провести через Верховную Раду законы, направленные на поддержку театрального искусства, вполне возможно, что "Бенюк и Хостикоев" перестанет стесняться своей бухгалтерии.  

    Реклама на dsnews.ua