Бронированные "санитары". Кто спасает раненых бойцов ВСУ на Донбассе

Боевые действия на фронте и усиление нашей армии идут параллельным процессом
Фото: zik.ua

На Донбассе происходит тягучая позиционная война, которая время от времени перерастает в ожесточенные артиллерийские дуэли и схватки диверсионных групп в серой зоне.

В тылу продолжается плановое выполнение Государственного оборонного заказа, на который в этом году в бюджете заложено рекордную сумму за все время существования Украины. В его рамках на днях научно-производственная компания "ВК Система" передала очередную партию бронированных медицинских машин МТ-ЛБ-С.

Принятый в 2015 г. на вооружение армии вариант легкобронированного артиллерийского тягача от малоизвестной васильковской частной фирмы, предназначен для сбора и вывоза раненых с поля боя. По сравнению с МТ-ЛБ внутренний объём корпуса машины существенно увеличен за счёт высоты десантного отделения. Также бронемашина оснащена оборудованием для оказания первой медицинской помощи (медикаменты, перевязочные материалы и жгуты, шины для иммобилизации, кислородный ингалятор КИ-4.02 и т. д.), лебёдкой с электроприводом и длиной троса 50 м (для вытягивания раненых через простреливаемые участки местности) и пятью носилками.

Экипаж бронемашины - два или три человека (командир машины, механик-водитель, а при необходимости санитар-носильщик). Машина может перевозить четырех тяжело раненных в положении лежа на носилках, восемь легко раненных в положении только сидя или четырех человек сидя и двух лежа. Время погрузки-выгрузки одного раненого на носилках составляет не более одной минуты.

Первые машины пошли в армию в 2016 г., получили крайне положительные отзывы, в результате был заключен масштабный контракт на переоборудование 120 бронемашин. Ныне в войсках их уже 40 единиц. Фактически они являются практически единственными бронированными "санитарами" на вооружении армии. Есть еще 13 "Саксонов" и санитарных вариантов БТР-4, однако они погоды не делают.

Основой же парка медицинских машин по-прежнему являются "старые добрые" "таблетки" УАЗ-452 (их в войсках около 400 единиц), 40 медицинских вариантов "Хамви" с кунгом BURTEK B4731 и относительная новинка - специализированные санитарные автомобили "Богдан"-2251, которых на сегодня поставлено с завода около сотни.

В последние месяцы с этими машины связано сразу несколько скандалов, которые раздувают журналисты самых разных изданий - "зрада" всегда лучше продается. Самым главным раздражителем является производитель, который якобы находится под контролем президента.

Однако в реальности это крайне необходимые для фронта в нынешнем его состоянии машины. Дело в том, что боевые действия происходят на Донбассе - одной из самых густонаселенных частей Европы.Здесь среднее расстояние между крупными населенными пунктами редко превышает 15-20 км и тут есть дороги - пусть не самого лучшего качества, пусть не везде с хорошим асфальтом, но в любом случае это дороги. То есть использование тех же МТ-ЛБ-С для эвакуации раненого или заболевшего в полевой госпиталь выглядит не совсем логичным. Гораздо более правильным выглядит нынешнее решение - эвакуация раненого с "нулевой" линии бронированными медицинскими машинами, а дальше эвакуация по обычным гражданским дорогам. Эффективность такого подхода уже доказана последними событиями, когда в строй возвращаются до 93% от общего количества пострадавших.

Да и потом. Мало кто разбирался в причинах массовых поломок "Богданов", о которых говорят военные. Так, из 50 машин, попавших в зону АТО, поломалось 20. Причем у 16 из 20 автомобилей отказала топливная система. Казалось бы, ответ очевиден - некачественная топливная система, однако по документации на Great Wall (а "Богданы," по сути, являются "отверточной" сборкой китайских машин Great Wall Wingle 5) может ставиться либо топливная система Bosch, либо Denso. В любом случае это именитые производители, которые производят топливные системы для всего мира, и это абсолютная гарантия качества. То есть проблема в "военном" дизеле, который бодяжат на каждом этапе, и эта проблема существовала, существует и, вероятно, будет существовать еще долго. Причем интересно, что "Богданы", которые катаются в тылу и заправляются на гражданских заправках по талонам такие проблемы не испытывают.

Говоря о медицинских машинах, нельзя не сказать о том пути, который прошла армейская медицинская служба с весны 2014 г. в целом. Как оказалось, сама структура не была готова к нагрузкам военного времени. Раненые попадали в руки военных врачей Харьковского военного госпиталя в течение шести-восьми часов с момента получения ранений. Доставлялись они как автомобильным транспортом, так и вертолетами. Были случаи, когда в начале транспортировки было четыре раненых, а привозили двух погибших.

После этого медицинские части прошли огромный путь. Ныне в зоне проведения АТО функционируют четыре мобильных госпиталя и десять передовых медицинских групп. Постепенно, но по плану происходит замена парка медицинских машин. Сейчас военные медики говорят о массовых поставках таких машин, о которых в 2014 г. могли только мечтать - например, передвижных рентгеноскопических установок или компьютерных комплексов на колесной базе. И такие аппараты на базе "КрАЗа" уже разработаны и средства на них заложены в бюджет Министерства обороны Украины.

Таким образом, можно говорить, что на пятый год войны создана реально работающая система медицинской эвакуации с поля боя и совместными усилиями как отечественных производителей, так и помощи американцев, качество оказания медицинской помощи нашим военным в зоне боевых действий значительно выросло.