• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Эрик Сванидзе о новациях и недостатках УПК

Перед тем, как попасть на подпись Президенту, УПК был проанализирован европейскими экспертами. О новациях и недостатках документа в интервью "ДС&
Реклама на dsnews.ua

Перед тем, как попасть на подпись Президенту, УПК был проанализирован европейскими экспертами. О новациях и недостатках документа в интервью "ДС" рассказал эксперт СЕ по борьбе с жестоким обращением и безнаказанностью, соавтор отчета Эрик Сванидзе.

Согласно отчетам СЕ и ЕС новый кодекс полностью соответствует европейским нормам права. Что позволило заслужить такую оценку?

Э.С. Прежде всего это состязательность сторон в ходе судебного процесса. Защита и обвиняемый получили практически такие же права, как и сторона обвинения — в том числе по представлению доказательств. Увеличились возможности защиты обжаловать действия следствия и обвинения.

Усилился судебный контроль над предварительным следствием. Все эти принципы европейские конвенции вкладывают в понятие справедливого суда. Помимо этого, кодекс эффективнее защищает право на неприкосновенность личности, предоставляя суду право избрать для подсудимого альтернативные меры пресечения.

Решение об обязательном применении залога, который только в исключительных случаях может быть "перекрыт" содержанием под стражей, — это очень смелое решение. Институт судебных заседателей — хотя в несколько модифицированном виде — это тоже серьезный шаг в направлении независимости суда. Очень важное новшество — это отказ от института возбуждения уголовного дела.

Каким образом это улучшит положение подследственных?

Э.С. Ранее период доследственных проверок практически никак не контролировался. Именно в это время со стороны правоохранителей допускалось наибольшее количество нарушений. Не допустить их призвана еще одна важная норма — о создании специального органа, который будет заниматься расследованием злоупотреблений должностных лиц правоохранительных органов.

Реклама на dsnews.ua

Это положение фактически предвосхитило решение Евросуда по правам человека в деле "Каверзин против Украины", опубликованое на этой неделе. В нем суд фактически прямо потребовал от Киева принять эффективные меры по борьбе с безнаказанностью за жестокое обращение со стороны представителей органов правопорядка.

И создать как раз такой спецорган. Суд ссылается примерно на 40 своих решений по подобным делам против Украины и указывает, что еще порядка 100 решений могут быть приняты (эти дела сейчас на рассмотрении суда).

Защиту в уголовном процессе сможет вести только специально лицензированный адвокат. Скептики считают: таким образом часть адвокатов можно искусственно отсечь. Почему вы оценили эту норму позитивно?

Э.С. Допуск к защите любого юриста с дипломом — это не выход из положения. Мы должны подумать о том, чтобы обеспечить квалифицированную защиту для человека, которого вовлекли в уголовный процесс. Должны существовать правила допуска в эту профессию. По этому пути идут в большинстве стран.

Другое дело, что правила лицензирования должны быть прозрачными и четкими, профессиональные организации юристов должны быть независимыми.

Могут ли неточности в формулировках повлиять на применение закона?

Э.С. Все шероховатости можно исправить благодаря проведению тренингов и разъяснений. Такие документы, как УПК, неизбежно потребуют обкатки на практике. Совершенно ясно, что многие из положений кодекса будут дорабатываться. Еще никому не удавалось принять столь сложный и детальный закон в идеальном виде.

Но еще раз повторю, что положения закона соответствуют нормам европейского права и решениям Европейского суда по правам человека. Кодекс — это детально разработанный рамочный документ.

Но главное — его имплементация, применение и разъяснение отдельных положений, которые в самом документе, возможно, недостаточно ясно прописаны. Но статей такого рода эксперты нашли около 15 — это очень немного для подобного документа.

    Реклама на dsnews.ua