• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Евгений Мельник: Оппозиционер во власти

После того, как волынскому бизнесмену Евгению Мельнику в очередной раз не удалось занять кресло городского головы Луцка, испытать политический фарт он
Реклама на dsnews.ua

После того, как волынскому бизнесмену Евгению Мельнику в очередной раз не удалось занять кресло городского головы Луцка, испытать политический фарт он решил на всеукраинском уровне. Сменив дислокацию с Луцка на Владимир-Волынский, теперь "свободовец" рвется в парламент при поддержке объединенной оппозиции. Правда, попасть в Верховную Раду ему будет непросто - в округе, где он баллотируется, оппозиционных кандидатов пруд пруди, а сам Мельник хоть и называет себя оппозиционером, одновременно умудряется работать в исполкоме Луцкого горсовета

Едва ли не главной проблемой избирательной кампании кандидата от объединенной оппозиции в городке Нововолынск стали обвинения в… применении админресурса. А дело все в том, что бизнесмен Евгений Мельник очень расчетливо выбрал помещение для своего штаба. Офис он арендовал в здании, в котором расположены местное отделение Пенсионного фонда, а также Управление социальной защиты населения исполкома Нововолынского горсовета.

Соответственно, поток людей здесь нескончаемый, да еще и как по заказу — сплошные пенсионеры и другие "социально незащищенные слои". Естественно, по пути в чиновничьи кабинеты они в изобилии встречают газетки и листовки с большими фотографиями Евгения Мельника. Оппоненты обвиняют его в очевидном нарушении Закона "О выборах", четко запрещающем агитацию в госструктурах. На что главный оппозиционер по округу с центром в Новоград-Волынском резонно возражает, что странно не иметь агитационных материалов в здании избирательного штаба.

Кстати, главными оппонентами оппозиционера Мельника являются вовсе не представители провластной Партии регионов, а… другие оппозиционеры. Формально выдвиженец партии "Свобода" договорился с "Батькивщиной" и "Фронтом Змин" о статусе "единого" (решающим аргументом стал опыт баллотирования в мэры Луцка, хоть и неудачный), на практике же в округе приходится конкурировать с кандидатами, использующими практически ту же оппозиционную риторику.

То есть, с защищающими украинский язык и винящими во всех грехах олигархов. Попытки договориться о снятии каких-то кан­дидатур в пользу Мельника продолжаются даже за несколько недель до выборов. Но это делает статус "единого кандидата от объединенной оппозиции" еще более виртуальным.

  Как проходили переговоры по определению вас единым кандидатом от объединенной оппозиции?

— Переговоры между "Батькивщиной", "Фронтом Змин" и "Свободой" шли очень тяжело. Это было непросто, поскольку идеологически "Свобода" сильно отличается от "Фронта змин" и "Батькивщины". Переговоры шли на уровне лидеров партий. Задача была одна — объединиться, а не бороться друг с другом. Все решалось по четкому и простому принципу — по одному округу должен идти только один кандидат от оппозиции.

Реклама на dsnews.ua

Такая была договоренность. Поэтому, общаясь с Олегом Тягныбоком, с другими нашими лидерами, я знал, что ВО "Свобода" какими-то округами жертвует во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске. Там некоторые округа отдали представителям "Батькивщины" и "Фронта Змин". Я же, как человек, который подчиняется принципам партийной дисциплины, спокойно принял предложение. Мне сказали, что это должен быть я, поэтому я не спорю, а иду, борюсь.

  Настрой замечательный, но уровень узнаваемости тут, во Владимире-Волынском, у вас минимальный, если сравнивать с Луцком, где вы баллотировались в мэры. Кто принимал окончательное решение по выдвижению вас кандидатом именно здесь?

— Решение принималось на всеукраинском уровне. Сначала кандидатуры утвердил политсовет ВО "Свобода", потом — Всеукраинский съезд "Свободы", а после — непосредственно Арсений Яценюк и Александр Турчинов.

  Все выглядит так, что округ, в котором вы баллотируетесь, "Свободе" достался по остаточному принципу. Вы работаете и живете в Луцке. Очевидно, что шансы победить там выше, чем во Владимире-Волынском. Не смогли договориться?

— Возможно, я не смогу до конца ответить на этот вопрос. Так сложилось, что существуют 225 мажоритарных округов. Из них — в 190 идут представители "Батькивщини", а в 35 баллотируются представители ВО "Свобода". На Волыни в четырех округах — Луцком, Гороховском, Маневицком и Ковельском — кандидатами в депутаты ВР баллотируются члены "Батькивщины" и "Фронта Змин". И лишь по одному — 19 округу — выбрали меня.

Но я родился во Владимире-Волынском. Нас было 12 детей, мой отец был врач, и моих братьев и сестер знают, поскольку они тоже врачи, так что практически во всех районах 19 округа живут члены моей семьи. Я уже 20 лет занимаюсь политикой, шаг за шагом представляю идеологию своей политической силы. Есть уверенность в том, что я не предам, не перейду на сторону правящей коалиции.

  Тем не менее, как раз бизнесмены, попадая в парламент, в два счета меняют политическую прописку. Разве не допускаете, что на кону окажется существование всего бизнеса, и сразу станете потенциальным претендентом на переход в команду правящей коалиции?

— Этого не будет. Уверен в этом на все 100%. Я объясню: в 1981 году мой отец — врач, кандидат медицинских наук — стал священником, и КГБ его уничтожил. Я рос на тех традициях, на том идеологическом убеждении, что построить Украину можно лишь тогда, когда ее удастся наполнить украинским содержанием, когда в основе украинского государства будут лежать национальные убеждения, христианская мораль. Разве можно предать память об отце?

  Наверняка были противники вашей кандидатуры со стороны самих оппозиционеров. Вы уже ощутили на себе давление завистников и их недобрый взгляд?

— Я хорошо понимаю, что есть люди с амбициями, которые хотели бы баллотироваться вместо меня. Я скажу больше, если бы предложили баллотироваться не Мельнику, а кому-то другому, я бы все равно ездил по округу и агитировал за "Свободу". Да, у нас существует жест­кий принцип партийной дисциплины. Это и отличает нас от остальных политических партий. Я не знаю, есть ли завистники, потому что уже вышел из того возраста, когда меня это могло бы задевать. Я вырос из коротких штанишек, поэтому не обращаю на это внимания.

  Ваш статус единого кандидата от оппозиции в 19 мажоритарном избирательном округе пытаются оспорить сразу несколько других претендентов на депутатский мандат. Они тоже называют себя оппозиционерами. Получается, вы не "единый кандидат"?

— Я единственный кандидат от объединенной оппозиции. Решение принято и утверждено, однако власть делает все для того, чтобы как можно меньше оппозиционных кандидатов прошло в Верховную Раду. У нас тут бывший глава районной организации "Батькивщины" в Иванычах называет себя оппозиционером, но ее уже исключили из партии. Другого кандидата тоже исключили, но только из фракции "Батькивщина" в областном совете, после того как он зарегистрировался самовыдвиженцем. Это Евгений Никитович из города Нововолынск. Еще есть Людмила Лазарено. Ее также исключили из "Батькивщины".

Из стоматологов — в строители

Попробовать себя в качестве бизнесмена Евгений Мельник решил еще во времена Советского Союза, когда работал врачом. В конце 1980-х вместе с полусотней коллег он организовал кооператив. Получилось нечто вроде частной стоматологической клиники. Благо, какой-никакой, но опыт ведения такого бизнеса в семье г-на Мельника уже был.

Дело в том, что его отцу еще в период застоя ввиду наличия у него 12 детей единственному из стоматологов СССР разрешили вести врачебную практику на дому. А потому во время создания собственного бизнеса молодому Евгению было, на кого равняться.

Впрочем, стоматологическую практику г-н Мельник давно бросил. Теперь его бизнес-интересы сосредоточены в сфере строительства, обработки древесины, а также оказании транспортных услуг. Автомобильный парк его компании "Укртрансзахид", совладелицей которого является жена г-на Мельника, насчитывает семь грузовых автомобилей.

Сегодня, по словам бизнесмена, эта компания занимается перевозкой грузов по двум основным направлениям — Польша и Германия. Однако в кризис данный бизнес практически перестал приносить доход. "Дело в том, что нам приходится конкурировать с польскими и немецкими перевозчиками, — говорит Евгений Мельник. — А ведь у них автотранспорт намного дешевле".

Впрочем, он уже пробует новые направления для развития собственного дела. Следуя модной тенденции, несколько лет назад создал предприятие "Экобуд", занимающееся строительством небольших деревянных домиков. Ставка была сделана на популярную в мире идею возведения недорогого, но экологически безопасного жилья.

Евгений Мельник считает это направление одним из самых перспективных. Правда, после кризиса. Сейчас деятельность этой компании практически остановлена. Строительный рынок нынче в глубокой депрессии. Возможно, именно поэтому в период избирательной кампании г-н Мельник о собственных активах предпочитает молчать.

  По всей стране бизнес кандидатов от оппозиции власть жестко прессингует, однако о вашем бизнесе ничего подобного не слышно. За счет чего удается держаться?

— На самом деле сейчас на меня заведено оперативно-розыскное дело. Налоговики "роют" на меня везде, где только можно. Направляют запросы в Сумскую, Полтавскую, Киевскую области. Сейчас ищут, за что можно уцепиться, чтобы начать прессинг. Даже вызывают предпринимателей, которые сотрудничали со мной пять лет назад.

  За что могут ухватиться налоговики?

— Проверяют, в первую очередь, не мои предприятия, а меня как физическое лицо-предпринимателя. Прессингуют также и другие предприятия, где есть хоть какая-то моя доля или моих родных. Проверка идет везде. Я молчал об этом лишь потому, что думал: они поймут, что я ни у кого ничего не украл и никому ничего не задолжал. Я плачу налоги как нормальный предприниматель.

  В прессе неоднократно писали, что у вас есть неплохие связи в Волынской областной прокуратуре. Почему вам до сих пор не помогли, чтобы эти проверки, о которых вы сейчас говорите, закончились?

— В Луцке я с 1986 года, и у меня действительно хорошие, чисто человеческие отношения со всеми местными политиками, бизнесменами, врачами. В том числе и с работниками прокуратуры. Да, я знаю их, но не обращаюсь за помощью, чтобы решать какие-то свои частные вопросы.

  Но ведь глупо не обращаться за помощью, если вы уверены, что ваш бизнес прессингуют незаконно. Или это не так?

— Я привык свои вопросы решать самостоятельно, через юридическую фирму. Если возникнет такая необходимость, то я официально буду обращаться в прокуратуру. Только официально.

  Как вы защищаетесь от нападок контролирующих органов?

— Я нанимаю квалифицированных юристов, которые могут точно подтвердить, что было сделано законно теми или другими проверяющими органами, а что — нет. Как только какие-то государст­венные контролеры начинают проверку, я сразу же привлекаю юридическую компанию, которая ведет сопровождение. Так и защищаюсь.

Засланный казачок

Несмотря на то что Евгений Мельник демонстративно дистанцируется от власти, подчеркнутый статус оппозиционера вовсе не мешает ему работать в исполкоме Луцкого городского совета. Этот пикантный момент в биографии нашего собеседника в своих целях без стеснения используют не только его политические оппоненты, но и соратники. Последние, пытаясь очернить Мельника в глазах партийного руководства, за глаза обвиняют его в сотрудничестве с властью.

И неспроста. В прессе то и дело появляются заметки о том, как на заседаниях исполкома наш герой, невзирая на партийный билет "Свободы", синхронно голосует с теми, кто сегодня на всеукраинском уровне представляет правящую коалицию. Впрочем, Евгений Мельник своей работы в исполкоме Луцкого горсовета нисколько не стыдится и даже откровенно рассказывает, зачем туда пошел.

  Как получилось, что вы, представитель оппозиционной "Свободы", оказались в исполкоме Луцкого горсовета?

— Я неоднократно баллотировался на должность городского головы Луцка. Меня как общественного деятеля, как политика все тут знают. Поэтому когда прошли выборы мэра Луцка, были разговоры о том, чтобы я стал одним из заместителей городского головы. Но в связи с тем, что должность городского головы получил представитель "Сильной Украины" — член правящей коалиции, данный вопрос был снят, поскольку партия "Свобода" находится в оппозиции.

После этого мне предложили стать членом Луцкого исполнительного комитета. Я не отказался, так как оппозиционной партии необходимо знать, что происходит в исполнительной власти, какие принимаются проекты, какие принимаются решения. Естественно, мы хотим быть в курсе всей этой бурной жизни города Луцка.

  Вы действительно считаете себя оппозиционером, находясь в исполкоме Луцка?

— Я хочу сказать, что нахожусь не просто в оппозиции, а в жесткой оппозиции к центральной власти. Но я член общины города Луцк и в оппозиции к ней не нахожусь. Исполком Луцка не является политическим органом. Это орган, который принимает те или иные решения, которые идут на пользу городу.

  …Или во вред, ведь исполком решает множество щепетильных хозяйственных вопросов…

— Но это не политические вопросы. На 99% это действительно вопросы хозяйственные. Например, что касается медицины, образования, дорог и так далее.

  При этом на заседаниях исполкома вы практически всегда голосуете синхронно со всеми, кто не то что в жесткой, даже в самой малой оппозиции к власти не находится. У вас из-за этого не возникает внутреннего диссонанса?

— Когда дело касается работы больниц, школ, садиков, или вопросов о выдаче разрешения для ведения предпринимательской деятельности, хозяйствования какого-то субъекта, голосовать "против"! Ведь я сам член общины и сам предприниматель. Если это не противоречит моим идеологическим убеждениям, конечно же, я голосую "за". Говорю вам откровенно, что сегодня практически не существует ни одного решения, которое шло бы вразрез с моими идеологическими убеждениями.

  Наверняка, не только идеологическими, но и бизнес-убеждениями. А иначе как вы объясните тот факт, что после первого провального голосования за то, чтобы вашему однопартийцу-бизнесмену дали разрешение на работу ночного клуба, вы лично убеждали каждого члена исполкома в отдельности тут же вернуться к рассмотрению данного вопроса и таки проголосовать "за" со второй попытки?

— Я уже 20 лет занимаюсь предпринимательской деятельностью. Неоднократно меня хотели нагнуть, сломать, а бизнес уничтожить. Но я закалялся, шел вперед, работал и не обращал на это внимания. Считаю, что условия для развития малого, среднего и даже крупного бизнеса должны быть одинаковы для всех. А здесь сложилась ситуация, когда хотели закрыть давно работающий ночной клуб, который арендовал один бизнесмен, кстати,не имеющий отношения к "Свободе", а неподалеку, в каких-то 200-300 метрах, открыть аналогичный клуб, принадлежащий провластному чиновнику.

Но чтобы помочь развиваться новому клубу, первый захотели закрыть. Получалось, что за счет закрытия одного заведения хотели создать тепличные условия для другого. Это несправедливо. За последние 20 лет разные контролирующие органы приходили и пробовали закрыть мой бизнес, поэтому я знаю, как это — вложить большие день­ги, скажем, 50, 100, 200, 300 тысяч долларов, а потом какому-то чиновнику вдруг взбредет в голову закрыть его ради развития другого!

Лыжник со стажем

В свои 56 лет Евгений Мельник ведет активный образ жизни. Кроме систематических занятий плаванием, он регулярно играет в волейбол. Перебрасывать мяч через сетку готов по 5-6 часов кряду. Причем к этому виду спорта уже успел привить любовь всей семьи. Именно она — главный источник душевного равновесия политика. Ну, а релаксирует наш герой зачастую в парилке. Евгений Мельник — известный в узких кругах банщик. Говорит, что систематическим субботним походам с друзьями в парилку уже десятки лет.

Впрочем, есть у нашего собеседника хобби, перед которым все остальные увлечения в его глазах меркнут. Это — катание на лыжах. Любимым спортом он занимается уже тридцать лет.

  Какими успехами можете похвастаться в катании на лыжах?

— Своих детей я ставил на лыжи, когда им было всего два года! Поэтому у нас в семье все очень хорошо ездят. Настолько хорошо, что младший сын начал мне разные сальто показывать, после чего в прошлом году у нас были проблемы с его поломанной ключицей.

  Сами не пробовали подобные трюки выполнять?

— Нет-нет… Я уже вышел из того возраста, когда нужно было начинать этим заниматься.

  А какие ваши любимые трассы?

— По своей натуре понимаю, что люблю больше сложные трассы. Мне нравится преодолевать стихию. Нравится побеждать, потому что в душе я постоянный борец.

  На каких горнолыжных курортах нравится кататься больше всего?

— На лыжах я начал ездить еще в те времена, когда еще не был построен наш Буковель. Поэтому приходилось кататься на трассах в Тисове, потом ездил в Закопане в Польше, в Кринице, в Инсбрук. Теперь же в Буковель чаще всего езжу. Поскольку туда можно добраться за пять часов, то для нас лучшего места не найти.

  Вам ближе катание в семейном кругу или же в шумной компании бизнесменов и политиков?

— Самое большое удовлетворение приносит время, когда я катаюсь с женой, дочкой, сыновьями. Бывает, конечно, ездим с друзьями. Тогда тоже очень здорово. Это и бизнесмены, и политики. Причем мы никогда не берем какие-то шикарные люксовые условия, а снимаем обычно двух-трехкомнатную квартиру. Так дешевле. Понимаете, это уже люди состоявшиеся, но мы вспоминаем те времена, когда были студентами. В одной комнате нас может шесть человек спать. Несмотря на возраст, мне это очень нравится.

  Где берете снаряжение?

— Что-то в Польше покупал, потому что там дешевле, что-то у нас докупаю. Но моему снаряжению уже пять-семь лет. В этом вопросе я абсолютно не слежу за модой. Главное, чтобы покупка была выгодной, а само снаряжение — удобным.

Перспективы

Будущее Евгения Мельника в политике всецело зависит от его способности обвести вокруг пальца оппонентов, выдающих себя за представителей объединенной оппозиции. Решив эту проблему, шансы попасть в парламент у нашего героя будут огромными, ведь он баллотируется в округе, где оппозиция традиционно имеет наибольшую поддержку избирателей.

Если же народного доверия для победы на выборах окажется недостаточно, Евгений Мельник с головой окунется в бизнес. Переключиться с политики на предпринимательскую деятельность особого труда не составит. Ведь переписывать компании на родственников он не спешит. Как всякий бизнесмен, любящий во всем порядок, это дело Евгений Мельник оставил на самый крайний случай — на случай победы в избирательной гонке.

    Реклама на dsnews.ua