• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ГОД В КАРМАНЕ

Расцвет карманных календарей пришелся на 1970-е годы, когда их стали выпускать гигантскими тиражами — до 3 млн экземпляров каждый. Купить календ
Реклама на dsnews.ua

Расцвет карманных календарей пришелся на 1970-е годы, когда их стали выпускать гигантскими тиражами — до 3 млн экземпляров каждый.

(1. Центральный совет по туризму и экскурсиям "продвигал" путешествия на теплоходах

2. "Противопожарный" календарик, сочетающий новогоднюю тему с социальной рекламой

3. Тематический праздничный календарик "поздравлял" своего хозяина с Новым годом целый год!

4. Дизайн и оформление самого календаря отличались от современного разве что языком и датировкой

5. Журналы активно рекламировались на календариках, среди них издававшаяся в Киеве "Пионерия"

6. Календарики с фотографиями известных киноактеров пользовались особой популярностью

Реклама на dsnews.ua

7. Дед Мороз летит один. Вид транспорта, которым добирается Снегурочка, покупатели дофантазируют сами

8. Календари не только информировали людей, но также выполняли социальную функцию

9. Многие календарики удачно сочетали коммерческую рекламу с новогодней тематикой

10. Календарик, рекламирующий государственный трехпроцентный выигрышный займ)

Купить календарики можно было в любом киоске "Союзпечати", почтовом отделении, книжном магазине. Заплати 3 коп. (иногда 2 коп.) и пользуйся целый год.

Многие граждане начали коллекционировать календарики — одни по сериям (например, артисты театра и кино, спортсмены), другие по определенной теме (виды Киева, герои любимых мультфильмов, автомобили, животные).

Портативные календари, размер которых, как правило, не превышал 6х9 см, пользовались особым успехом у молодежи. Мелкий шрифт не смущал юношей и девушек, зато преимущест­ва календарика были очевидны: он плоский, легкий, запросто помещается в портмоне или карман. К тому же сразу "виден" весь год, а не отдельный его месяц или день.

Старшее поколение предпочитало традиционный настенный отрывной календарь, чиновники любили настольный перекидной — с удобными полями для записи "напоминалок".

Сколько дней в неделе?

Карманные календари не являются изобретением советской власти. Они появились еще при императоре Николае II, однако во времена Гражданской войны их выпуск приостановили — стремительно меняющимся властям было не до календарей. А большевики возобновили печать календарей лишь в конце 1923-го.

На оборотной стороне превалировала политическая реклама — портреты членов Политбюро ВКП (б). Заказчиком этого издания выступила Деткомиссия ВЦИК, а тираж составил 600 тыс. экземпляров.

Позже оказалось, что календарики с политрекламой — дело опасное. Потому что после смерти Ленина (1924) члены Политбюро один за другим начали попадать в немилость. И обладателям календарей с изображениями "вышедших из моды" Л. Троцкого, Л. Каме­нева, Г. Зиновьева, Н. Буха­рина следовало как можно скорее избавиться от своих "сокровищ"… Ну а хранить, коллекционировать такие календари вообще было самоубийственным занятием — в случае обыска календарик с портретом "врага народа" автоматически становился вещдоком, за который вполне могли дать высшую меру.

Намного спокойнее было приобрести календарик с изображением популярного артиста — такую серию выпускало Русское театральное общество тиражом

30 тыс. экземпляров. Артисты становились "врагами народа" намного реже. Еще надежнее были календарики с торговой рекламой. Кстати, основным тогдашним рекламодателем являлся Табачный трест — его выпуски в 1920-е годы составили едва ли не большую часть всех выпускавшихся в СССР карманных календарей.

Первый блин не оказался комом. И уже на 1925 год подготовили карманный календарь, популяризировавший метрическую систему мер, на которую перешел Советский Союз. Календарь, изданный Государственной конторой "Госметр", содержал таблицу перевода русских мер — ведро, чарка, аршин и т. п. — в универсальные метрические. На тот же 1925-й выпустили карманные календари и другие организации: например, Электротрест (отражали начальный этап электрификации СССР) и Моссельпром (разные виды торговой рекламы под девизом, придуманным В. Маяковским: "Нигде, кроме как в Моссельпроме").

Академия художеств печатала карманные календари с репродукциями картин. В следующие годы их стали выпускать внешнеторговые организации — "Кавминэкспорт", "Международная книга" и прочие.

А затем выпуск подобной продукции прекратился. Дело в том, что в стране начались "календарные эксперименты". В 1929-м вместо "старого" календаря ввели советский, состоявший не из стандартных 52 недель, а из 72 "пятидневок" — в году отныне насчитывалось 360 дней, а еще пять считались праздничными.

Едва издатели освоили новую структуру календаря, как грянула очередная реформа — страна перешла на "шестидневку" с фиксированными днями отдыха, приходящимися на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца. В этой неразберихе составлять и печатать календари было делом неблагодарным. К тому же календарные реформы проводили прямо посреди года — ту же "шестидневку" ввели, например, с 1 декабря 1931-го.

К привычной семидневной неделе страна вернулась летом 1940 года. Однако широко развернуть выпуск карманных календарей и на этот раз не вышло — в июне 1941-го началась война.

Хобби на 10 миллионов

С конца 1940-х и вплоть до середины 1960-х карманные календари были однообразными и немногочисленными: на протяжении двух десятилетий около 80% ассортимента составляла продукция Госстраха, сберегательных касс и Аэрофлота, а также ежегодные выпуски издательст­ва "Искусство" (произведения классиков живописи).

Во второй половине 1960-х в стране резко возросли международные торговые связи, повысился спрос на рекламные календари. И сразу же стала очевидной отсталость советской полиграфии. Внеш­неторговым организациям не оставалось ничего иного, как разместить заказы на карманные календари за границей: сперва в социалистических ГДР и Венгрии, а позднее в Финляндии, Австрии, Швейца­рии, Италии, Японии.

В результате в распоряжении советской номенк­латуры оказались календари, выполненные на качественно ином полиграфическом уровне: стереоскопические (объемные) и вариоскопические, они же "переливные" — с меняющимся в зависимости от угла зрения рисунком.

В конце 1960-х кремлевские идеологи сообразили, что карманные календари можно использовать в качестве дешевого агитпропа. Лидером массового выпуска стало издательство ЦК КПСС "Плакат", печатавшее их многомиллионными тиражами.

При этом продукция издательст­ва поражала бедностью мысли и техники исполнения — заказы, предполагавшие солидные гонорары, монополизировала группа художников, постоянно сотрудничавшая с "Плакатом" в области политической рекламы.

Однако механическое перенесение изобразительных средств крупного плаката в миниатюрное издание оказалось неэффективным — потерялось воздейст­вие на зрителя.

Не менее своеобразным был выпуск и видовых календарей. В них зачастую отражались одни и те же виды (например, в Киеве — Главпочтамт, красный корпус университета, дворец культуры "Украина", цирк) или памятники (Т. Шевченко, Н. Щорсу, Б. Хмельницкому, Неизвестному солдату) — список был однажды утвержден, а расширять его никто не стремился.

В 1970-е на карманных календарях начали размещать рекламу: от социальной ("Природа — не игрушка!", "Я — грамотный пешеход!") до имиджевой (производст­венное объединение "Киевский радиозавод", журнал "Україна") и торговой (Телевизоры "Славутич ц-208", "Автомобили с маркой ГАЗ").

Наиболее активным "календарным" рекламодателем являлся в те годы Госстрах. Точнее, Главное управление Гос­страха УССР. Его продукция, выпущенная издательством "Реклама", выходила с незатейливыми слоганами "Страхование жизни — в ваших интересах!", "Страхование детей — забота о детях", "Страхование к бракосочетанию" и про­чими. Новинкой в те времена стали карманные "вечные календари" — крутишь специальный круг с окошком и узнаешь любой день ХХ века.

В следующем десятилетии выпуск карманных календарей заметно увеличился. Расширилась их география, подскочили тиражи. Среди них появились исполненные на высочайшем полиграфическом уровне, особенно продукция московского полиграфического комбината "Восход". Календари киевской типографии "Радянська Україна" выглядели намного скромнее.

В стране как грибы начали появляться клубы коллекционеров карманных календарей.

К 1990 году такие клубы имелись почти в каждом райцентре. Их открытие и функционирование поощрялось властями, заинтересованными в росте продаж. Общее число "календарных" коллекционеров в СССР превысило 100 тыс. человек, и календари начали печатать сериями специально для них, расширив тематику с учетом их вкусов.

Расчет прост: каждый коллекционер приобретет как минимум несколько серий своей тематики, что обеспечит дополнительный объем продаж в размере двух-трех миллионов эк­земпляров. То есть выручка от такого народного хобби может составить около 10 млн рублей.

Календари под цензурой

До 1990 года в СССР существовала цензура: любая печатная продукция должна была обязательно получить разрешение цензора. Номер такого разрешения, так называемый "лит", печатался в выходных данных наряду с номером заказа. Эти требования распространялись и на карманные календари.

Цензор следил, чтобы на фотографиях не было нежелательных элементов: бывших культовых зданий, обшарпанных балконов жилых домов, бедно одетых прохожих, объектов, принадлежащих Министерству обороны или КГБ (даже если речь шла о библиотеке или футбольном стадионе этих ведомств). А также чтобы случайно не оказались рядом синий и желтый цвета флага УНР.

Фамилия фотографа или художника, оформившего календарь, также цензурировалась — работы мастеров, оказавшихся в опале, печатать было нельзя.

В черном списке пребывали эмигранты (в тогдашней терминологии "предатели Родины"). Те, кто лишь подал в ОВИР документы на выезд, тоже попадали под запрет. Даже если на их фотоработах был изображен обычный зимний лес.

В 1990 году цензуру на печать отменили. В Советском Союзе начался печатный бум. Карманные календари выпускались кем угодно и любой тематики, включая обнаженную натуру, — люди буквально дорвались до ранее запретного плода. Но все подобное быстро надоедает. Через пару лет эротические календари постепенно сошли на нет.

В декабре 1991-го Советский Союз распался. Однако календари на следующий год заказывались еще в 1991-м, поэтому большую их часть коллекционеры считают календариками советского периода.

В это время еще сохранялись общесоюзные связи — так, например, подавляющее число литовских календарей на 1992 год отпечатаны в Туле, а едва ли не половина эстонских календарей выпущены были с расчетом на реализацию их на территории России.

В целом за весь период существования СССР было издано около 100 тыс. вариантов карманных календариков разной тематики, размеров и способов оформления. По очень приблизительным подсчетам — точных данных до сих пор нет — их суммарный тираж превысил 70 млрд экземпляров.

    Реклама на dsnews.ua