• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Хозяйка площадки

Реклама на dsnews.ua
Свою новую организацию она называет "площадкой для мозгов", лелеет амбициозные планы на осенние выборы в парламент и даже не прочь поучаство

"Мама единого налога" Александра Кужель после скандального расставания с Сергеем Тигипко затеяла собственную политическую игру. Свою новую организацию она называет "площадкой для мозгов", лелеет амбициозные планы на осенние выборы в парламент, и даже не прочь поучаствовать в президентской гонке. Вот только заигрывать с бедными избирателями она пока не научилась, а других в Украине становится все меньше. Смирится ли она с ролью скромного представителя редеющего среднего класса либо пойдет на компромисс и протрубит популистские лозунги на деньги богатых спонсоров — станет известно в ближайшее время. А пока в формате своего политического проекта она, как всегда, оригинальна.

Офис экс-главы Госкомпредпринимательства Александры Кужель затерялся в неприглядной киевской промзоне. После того, как лидер "Сильной Украины" Сергей Тигипко выдворил бывшую соратницу из партийного штаба в центре Киева, нашей героине пришлось искать другое пристанище. По иронии судьбы, ее новый офис окружен кабинетами сотрудников страховой компании "ТАС", близкой все тому же Тигипко. Избавиться от его тени Кужель, которая еще в октябре прошлого года заявила о сложении полномочий заместителя главы "Сильной Украины", не может даже в интернете. На официальном сайте партии она по-прежнему значится замом Тигипко. Впрочем, сама Александра на подобные мелочи внимания не обращает, подчеркивая лишь, что многолетней истории политического сотрудничества с нынешним вице-премьером пришел конец.

Три месяца назад она взялась за создание собственного политического проекта "Громадянський опір". Одним из его принципиальных отличий стало отсутствие формального лидера. Правда, при первой же попытке "обкатать" данный формат на митинге чернобыльцев возле Кабмина, оказалось, что проекты без фронтмена люди понимают слабо. Тем не менее, Александра Кужель продолжает держать марку, нарочито дистанцируясь от управления собственным проектом. Причем делает это настолько успешно, что под вывеску "Громадянського опору" ей уже удалось заманить не один десяток других общественных лидеров, полагающих, что именно они и есть руководители объединения.

Не кажется ли вам, что в условиях, когда украинцы привыкли ассоциировать партии с конкретными фамилиями, ваш проект без лидера изначально обречен на провал?

А.К.: В "Громадянський опір" ежедневно приходит огромное количество руководителей гражданских объединений, которые сами создают общественные организации, включают в них два-три родственника и гордо зовут себя лидерами. За душой у этих объединений ничего нет, в активе — ни одного полезного дела. Эти самопровозглашенные лидеры сконцентрированы на собственной значимости. И это очень страшно. Мне фиолетово, придут такие лидеры в наше движение или не придут. Я предложила: "Ребята, смотрите, есть площадка "Громадянського опору". На ней предлагаю объединить две вещи — мозги и возможности".

Кто является спонсором вашей гражданской инициативы?

А.К.: Есть публичный счет, который открыт на имя Александры Владимировны Кужель. Сами понимаете, что нельзя было ставить
(в качестве получателя средств — прим. "ВД") ни одну организацию, потому что завтра ее закроют и счет заблокируют. Единственное, что могла поставить гарантией честности, — это собственное имя. Аудитором согласился быть Александр Кирш (шеф-редактор журнала "Бухгалтер" — прим. "ВД"), и это большая честь. Раз в квартал он будет делать аудиторское заключение, сколько поступило денег и на что они потрачены.

Реклама на dsnews.ua

Какая сумма уже собрана?

А.К.: Когда я недавно звонила, было 12 тысяч гривен. Мы ведь только стартовали. Наша команда, которая со мной уже более восьми лет, работает бесплатно.

Кто будет "лицами" "Громадянського опору"?

А.К.: Одним из координаторов движения являюсь я. На визитке пишу только свое имя, телефон и электронную почту. Потому что Александра Кужель — это имя, которое нельзя купить. Движению, конечно же, необходима мощная команда. Но лидеров не назначают, ими становятся.

Вы не раз заявляли, что основа демократии — это средний класс, на который вы будете опираться. По данным украинского омбудсмена, 90% населения живет за чертой бедности. Вы по-прежнему рассчитываете на средний класс?

А.К.: Да, в результате политики "покращення" произошло резкое снижение уровня жизни практически каждого украинца. Но хочу напомнить, что в 2003-м, когда меня уволили с поста председателя Госкомпредпринимательства, Мировой банк представил отчет, согласно которому в Украине к категории малого и среднего бизнеса относилось до 70% людей. Практически показатель соответствовал европейскому. Так что средний класс у нас был. И оранжевую революцию сделал средний класс. Сейчас политики все кинулись к предпринимателям, водят вокруг них хороводы, осыпают обещаниями. А мне смешно, потому что я точно знаю — предприниматель будет слушать, приходить на круглые столы, кивать головой, но проголосует только так, как сам решил.

У вас есть четкая дата, когда вы сможете сказать, что "Громадянський опір" окончательно создан?

А.К.: Мы планируем полностью сформировать местные отделения к концу марта. Я поставила задачу ребятам, что к апрелю мы должны выработать нашу общую платформу изменения Украины. Но они меня не слышат! Не слышат, что платформа обязательно должна быть общей.

Вы планируете возвращаться в парламент во главе этой команды?

А.К.: Моя принципиальная позиция — для того чтобы изменить страну, нужна команда единомышленников. Один в парламенте не воин.

Повелитель инфляции

В начале 1990-х младшему научному сотруднику Запорожского индустриального института Александре Кужель попалось на глаза объявление, круто изменившее ее жизнь. Компания "Акционерный центр "Восток", изготавливающая запасные детали для золотодобывающей промышленности России, проводила конкурс-игру в поисках новых сотрудников. Успешно пройдя конкурс, Кужель была принята на работу экономистом, а уже совсем скоро вошла в состав совладельцев компании, став ее финансовым директором. Сделать головокружительную карьеру Кужель помогла инфляция, превышавшая в то время 10 000% в год. Научившись играть на ежедневном повышении цен, наша героиня в течение несколько месяцев в разы увеличила доход компании. Дела "Востока" шли настолько хорошо, что в скором времени Кужель решила организовать собственный бизнес.

А поскольку любила все новенькое, занялась аудитом. Ее компания "Независимость" была одной из первых на рынке аудиторских услуг в Украине. В очередь к Кужель выстроились бизнесмены из ее родного Запорожья. Благо, опыт работы в режиме non-stop у молодой предпринимательницы был. Еще в конце 1980-х, в период работы в институте, по вечерам она подрабатывала на танцах и свадьбах, где на заказ пела песни. Те годы она вспоминает с особым трепетом: "Великолепная была халтура. На свадьбах мы получали когда 50, когда 80 рублей. Это были большие деньги".

Сейчас основной доход Александре Кужель, по ее словам, приносит госпенсия — 16,7 тыс. грн. ежемесячно. Хотя, по данным "ВД", члены ее семьи состоят учредителями в ряде компаний.

Насколько легко в 1990-х вам дался переход из наемных сотрудников в учредители собственного бизнеса?

А.К.: Когда я создала "Независимость", то аудиторские услуги предлагала всем участникам рынка. Тогда я совершила первую ошибку, от которой я предостерегаю всех — никогда не берите на работу друзей и родственников. Когда меня избрали депутатом Верховной Рады, то свою фирму я передала ближайшей подруге. Сейчас — ни фирмы, ни подруги. Она с печатью уехала в Израиль, украв у меня фирму. Поэтому ликвидировать фирму я до сих пор не могу.

После ухода из партии "Сильная Украина" не думали над тем, чтобы вернуться к аудиторскому бизнесу?

А.К.: Нет. Почему, как полагаете, моей подруге удалось украсть мою фирму? Потому что Кужель, когда ушла в парламент, с 1994 года ни разу не пропустила ни одного заседания экономического комитета Верховной Рады. Знаете, "дураков работа любит". Я даже не знала, что происходит с моим бизнесом, поэтому и упустила его. Сейчас, правда, порой даже жалею, что у меня нет "подушки безопасности" в виде своего бизнеса, на которую можно было бы облокотиться.

Разве бизнес, которым занимаются члены вашей семьи, не годится на роль "подушки безопасности"?

А.К.: Ни я, ни моя семья никогда не занимались бизнесом. Мой муж всю жизнь проработал обычным врачом. Сейчас он работает экспертом в страховой компании. После того, как я вышла из "Сильной Украины", живу на пенсию. Мой младший сын, который живет с нами, также обычный наемный работник. Вообще, у нас в семье существует табу на вопросы, кем работает муж и сколько зарабатывает. Точно так же с детьми.

Под подозрением

Серьезнейший удар по репутации Александры Кужель пришелся на начало 2009 года, когда разгорелся скандал вокруг крупнейшего в Украине оптового рынка "7 километр" под Одессой. Госкомпредпринимательства во главе с Кужель инициировал передачу под свое управление государственного предприятия "Південь" (фактически контролировавшего часть рынка) с баланса Минобороны. Это произошло по решению правительства вскоре после отставки с поста министра обороны Юрия Еханурова. И вдруг трудовой коллектив "Півдня" обратился к президенту с заявлением об угрозе рейдерского захвата. Причем среди организаторов рейдерской атаки была названа Александра Кужель.
Ответ с ее стороны не заставил себя долго ждать. Она заявила, что Госкомпредпринимательства ликвидирован контрабандный центр, который действовал на территории "Півдня", и что обвинения в ее адрес — просто месть пострадавших дельцов.

В очередной информационной атаке в "рейдер-партнеры" Кужель записали главу партии "Родина" Игоря Маркова, с которым она, якобы, должна была поделиться половиной захваченного.

Шумиха вокруг предприятия не улеглась даже после того, как решение Кабмина о передаче "Півдня" в ведение Госкомпредпринимательства своим указом отменил тогдашний президент Ющенко, а сама Кужель ушла в отставку. Оказалось, что назначенный ею директор скандального предприятия Даниил Мизин нынче в бегах. Его розыском в рамках уголовного дела занимаются силовики, а преемник Кужель на посту Госомпредпринимательства Михаил Бродский недвусмысленно намекает, что Кужель наверняка знает, где нужно искать.

Инициатива по передаче предприятии "Південь" от Минобороны к Госкомпредпринимательства принадлежала вам?

А.К.: Да, инициатива принадлежала Совету предпринимателей при КМУ и Госкомпредпринимательства. Это был январь 2009-го. Сразу же после того, как меня вновь назначили главой комитета, ко мне обратились предприниматели рынка "7 километр". Они просили о помощи: директор "Півдня" собирал с них по $50 тыс. за продление договора аренды. Предприятие "Південь" было в подчинении Министерства обороны. Я обратилась к Еханурову, который тогда возглавлял Минобороны: "Юрий Иванович, это ваше предприятие, скажите директору, мол, Бог в душе есть? Кризис на дворе, люди же умирают, вешаются от отчаяния. Запретите поборы, дайте по рукам директору". Знаете, что мне ответил Юрий Иванович? "Я не могу вмешиваться в хозяйственную деятельность государственного предприятия". Я дар речи потеряла. Потом мы поднимали этот вопрос на Кабмине, писали письма, распоряжения, и вдруг Юрия Ивановича снимают. Остается заместитель министра Иващенко, который сегодня находится в СИЗО. Он говорит: "Кужель, я тебя Богом прошу, забери это предприятие в управление Госкомитета. Минобороны и рынок как-то совсем не сочетаются. Не хочу я с ним возиться". Я говорю: "Хорошо. Нет вопросов". Вот тут если бы я знала, чем это закончится…

Но ведь предприятие, исходя из публичного обращения его трудового коллектива к президенту, было прибыльным. Зачем же Минобороны от него отказывалось в вашу пользу?

А.К.: Это предприятие и рынок находились через забор. По рынку проходила улица Розовая, пролегавшая по территории, которая в то время принадлежала Министерству обороны. На этой улице стоят контейнеры очень богатых людей, которые сидят в парламенте. Аренда контейнера в месяц стоит минимум $5 тыс. По закону прибыль от договоров аренды они обязаны были перечислять Министерству обороны. И действительно, все перечисления делались, но каждый раз, как бы невзначай, допускалась ошибка в счете и деньги возвращались обратно. Если говорить прямо, это был великолепный контрабандный центр. Туда заезжала машина с контейнером, она исчезала в складах, разгружалась, а потом товар перебрасывался на рынок. Вот почему за это предприятие была такая драка.

Как вы отнеслись к тому, что вашу инициативу по передаче предприятия из Минобороны в Госкомпредпринимательства Ющенко тут же отменил?

А.К.: Он не имел права этого делать. Есть решение суда, которым президентский указ был признан незаконным. Кстати, когда Госкомпредпринимательства приняло в управление это предприятие, на нем висела уйма долгов. И первое, что выставили государственному предприятию, — банкротство. (После смены руководства компании "Луганская угольная компания" подала иск о признании "Півдня" банкротом. Однако в итоге обанкротить предприятие не удалось — прим. "ВД"). Ко мне обращались люди, которые предлагали $2 млн только за то, чтобы назначить туда своего человека на должность замдиректора.

И вы, естественно, отказались…

А.К.: Конечно, ведь это госсобственность. Я сказала, что никогда в жизни себе этого не позволю. И, слава Господу, он меня хранит. Потому что это бандиты.

Среди людей, которые якобы были заинтересованы в дележе "Півдня", называют руководство партии "Родина". Вы ведь вели с ними переговоры, не так ли?

А.К.: Это неправда. Мы с Марковым (глава партии "Родина" — прим. "ВД") пересекались только по "Трудовой Украине". Они все хорошо знают Кужель. Со мною договариваться о каких-либо схемах бесполезно.

После того, как предприятие оказалось в вашем ведомстве, что вы планировали с ним сделать?

А.К.: Наши предложения мы официально представили в Кабмин. Первое, что мы предложили, — создать на его территории выездной государственный таможенный пункт. То есть не все контейнеры разгружать в порту, где всегда не хватает места, а завозить часть контейнеров и растамаживать грузы "в белую", официально. Второй вариант — построить там бизнес-инкубатор в виде высотного здания по примеру аналогичных предприятий в Южной Корее. И третий вариант — продать эту землю на аукционе. Согласно официальным оценкам, ее стоимость составляла минимум $6-8 млн.

Директор "Півдня" Сергей Мизин, которого вы назначили, находится в розыске. Какие риски видите для себя, если правоохранительным органам удастся его задержать?

А.К.: Они все думают, что могут меня "достать" по этому предприятию и сделать послушной. Не могут! Потому что я им действительно не управляла. Вопрос заключался в другом. Когда мы выиграли суд по липовому банкротству, получилось, что мы якобы получили доход и у нас, естественно, формально возник НДС. А дохода же мы ни копейки не получили и НДС у нас никакого не было. Получалось, что выйдя из одного банкротства, мы автоматически попадали в новое. Вот они директора как раз на этом и хотели подловить. Я обратилась к Виктору Шейбуту (на тот момент — руководитель налоговой милиции Украины — прим. "ВД"): "Вы же видите, что ни копейки не украдено и никакого НДС нет?! Все вложено в государственное предприятие!" А он мне: "Нет, надо было тебе его обанкротить". Но позволить себе такие вещи я не могу. Банкротство — это самый распространенный на сегодняшний день способ рейдерства. Насчет Мизина скажу лишь, что сейчас в отношении него открыто уголовное дело и человека просто травят.

С песней по жизни

Имя Александры Кужель прочно связано с имиджем заядлой тусовщицы. До недавнего времени она не пропускала ни одного мало-мальски важного светского мероприятия. Правда, теперь старается избавиться от амплуа светской львицы, и даже свое участие в показах моды объясняет исключительно заботой об отечественных дизайнерах. "Это не гламурная тусовка, а часть работы по развитию малого и среднего бизнеса. Ведь, чтобы поддержать дизайнера в период его становления, нужно у него что-то заказать". Впрочем, есть в жизни Александры Кужель то, от чего отказываться она не собирается ни при каких обстоятельствах — это общение с семьей и авторская песня.

Кто должен быть рядом с вами, чтобы ваша душа "запела"?

А.К.: Когда я приняла решение не идти вместе с Тигипко в Партию регионов, у меня была депрессия. Ко мне на три дня приехали мои подружки по институту, с которыми мы дружим уже 41 год. Мы лепили вареники, гуляли по Киеву, песни пели… Только вот это — настоящее, ради чего стоит оставаться самим собой. Еще настоящее — это самое дорогое для меня время, когда собирается вся наша семья. Внучки бегают, гитара звучит, мерцает огонек костра.

Кроме вас в семье еще кто-то увлекается авторской песней?

А.К.: Старший сын на этом вырос. Он постоянно ездил со мною на фестивали. В то время я была президентом Клуба авторской песни Запорожья. У него и сегодня в машине звучит Симаков, о котором вы, наверное, и не слышали. Это уникальный бард. Когда Димка (старший сын — прим. "ВД") был маленький, Симаков, выйдя на концерт, сказал такие слова: "По просьбе мальчика 11-ти лет, я пою философический кан-канчик". Забавно, что в этой песне звучали такие слова: "Лучше быть желанным импотентом, чем постылым жеребцом".

Никита, мой младший сын, — совершенно другой. Когда он включает свою любимую музыку, я прошу его надеть наушники, потому что сама этого слушать не могу.

Пробовали сами писать песни?

А.К.: Один раз был порыв, когда умер папа. Мне тогда всего 21 год был. На руках — маленький ребенок. Когда папы не стало, а я осталась в этой взрослой жизни с мамой, которая всю жизнь была обласкана папой, и не боец, в тот момент я вдруг поняла, что мои качества, заложенные отцом, — честность, моральная чистоплотность, доброта — никому в этой жизни не нужны. Тогда хотелось написать песню и сказать: "Папа, ты мне дал те ценности, которые в твоей жизни были очень важными, но ты их придумал для другой страны". Правда, я так и не смогла ничего написать... Зато спеть так, чтобы заставить вас плакать, могу. Если, конечно, сама так прочувствую.

Перспективы

Политическое будущее Александры Кужель во многом будет зависеть от ее результатов на парламентских выборах ближайшей осенью. В том, что она пройдет в парламент по мажоритарному округу, сомнений нет, но смогут ли отличиться тем же соратники по "Громадянському опору" — большой вопрос. Скорее всего, уже после выборов Кужель опять окажется перед необходимостью присоединиться к одному из партийных проектов, политически и финансово более мощному.

Планирует она попробовать свои силы и на президентских выборах. Но очевидно, что перспективного политического имиджа далеко недостаточно для победы или хотя бы более-менее достойного результата. Здесь без поддержки хоть кого-то из украинских миллиардеров не обойтись. Для этого Кужель нужно будет пойти на ряд компромиссов. А на них она готова идти далеко не всегда. Тигипко подтвердит.

Бизнес-проекты членов семьи Александры Кужель

Компания
Сфера деятельности
ЗАО "Аудит-центр"
 Аудиторские услуги
ОАО "Рутченковский завод "Гормаш"  
Производство оборудования для добывающей промышленности и строительства
ЗАО "Евромикс"   
Производство строительных материалов
ЗАО "Акционерный центр Восток"    
Производство оборудования для добывающей промышленности
и строительства
ООО "Интерагропром"  
 Оптовая торговля
ООО "Фирма "БНТК"  
 Оптовая торговля
ООО "Центрвостоктранс"  
Оптовая торговля
ООО "Продукты Украины"  
 Операции с недвижимостью
ООО "Авиаль Сич"   
Туризм

Источник: исследование "ВД"

Станислав Мирошниченко ("Власть денег" N1-3, 20-26.01.2012 г.)

    Реклама на dsnews.ua