• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Иштван Гайдош: Мистер Компромисс

Чтобы сохранять максимальное влияние, мэру закарпатского города Берегово нужно заручиться поддержкой береговчан, Киева и Будапешта. Поэтому береговски
Реклама на dsnews.ua

Чтобы сохранять максимальное влияние, мэру закарпатского города Берегово нужно заручиться поддержкой береговчан, Киева и Будапешта. Поэтому береговский голова Иштван Гайдош вынужден постоянно демонстрировать исключительное умение договариваться. Это своеобразная гарантия того, что до следующих выборов мэр не окажется в центре очередного компрометирующего скандала.

Один из самых влиятельных закарпатских венгров Иштван Гайдош в прошлом году во второй раз стал мэром приграничного города Берегово и продолжил работу в весьма причудливых условиях. Своим первым заместителем в мэрии политик вынужден был назначить… главную соперницу на выборах. Самое удивительное, что во время первой мэрской каденции Гайдоша Ольга Бизиля уже работала в его подчинении, но… была со скандалом уволена. Решение мэра Берегово повторно трудоустроить оппонентку своей "правой рукой" — из разряда жертв, приносящих выигрыш. Дело в том, что г-жа Бизиля — креатура известного выходца из Закарпатья Виктора Балоги, оказывающего серьезное влияние на политическую конкуренцию в регионе. Гайдош предпочел наконец заполучить в его лице союзника.

Главный оппонент Иштвана Гайдоша и его Демократической партии венгров как на местных, так и на парламентских выборах — еще одна венгерская организация — КМКС (Карпатское общество венгерской культуры — Karpataljai Magyar Kulturalis Szovetseg, на базе которого создана Партия венгров Украины). До недавних пор именно она считалась традиционным партнером Виктора Балоги в регионе. На внеочередных парламентских выборах-2007 благодаря экс-главе секретариата президента представитель КМКС, у которого не было шансов попасть в парламент самостоятельно, оказался в списке "Нашей Украины" под №99. С тех пор мало что изменилось: закарпатские венгры продолжают отчаянно конкурировать. В том числе и за влиятельных покровителей.

Вырвав у соперников поддержку Виктора Балоги, Иштван Гайдош обеспечил в горсовете Берегово лояльное к себе большинство. В  него вошли представители "Единого Центра", на выборах неожиданно получившего наибольшее количество мест (12 из 36), Демократической партии венгров Украины самого Гайдоша (10 мандатов) и Партии регионов с фракцией из восьми депутатов. КМКС и "Фронт Змин", набравшие по три мандата каждая, в горсовете Берегово оказались в оппозиции.


А вот чем Иштван Гайдош сейчас похвастать не может, так это поддержкой нынешнего правительства Венгрии. Дело в том, что обе венгерские партии, конкурирующие в Украине, имеют своих политических союзников в соседней стране. Действующий премьер Венгрии симпатизирует соперникам Гайдоша — КМКС. Жесткая конкуренция серьезно ослабляет влияние закарпатских венгров на общеукраинском уровне, но о том, чтобы объединиться, лидеры двух организаций даже не думают. В результате они оказались без своего лоббиста в Верховной Раде.

  Закарпатские венгры ощущают нехватку депутатского лобби в украинском парламенте?
— Частично мы компенсируем отсутствие представителя венгров в Раде тем, что в 2009 г. подписали договор о сотрудничестве с тогда еще кандидатом в президенты Виктором Януковичем. С нами работают представители еще двух национальных организаций: Вадим Колесниченко, возглавляющий Всемирный координационный совет российских соотечественников (нардеп-регионал — прим. "ВД"), и Иван Попеску, народный депутат от Партии регионов, представляющий румынское национальное меньшинство. Это сотрудничество в языковых, образовательных и прочих вопросах, касающихся жизни национальных меньшинств. Cогласен, что своего представителя в парламенте надо иметь. Мы сотрудничаем с представителями и румынского, и российского нацменьшинств, но они, и это естественно, в первую очередь решают свои вопросы.

  Почему последние две избирательные кампании в ВР ваша партия пропустила?
— В 2006 г. поменялся закон о выборах, и мажоритарные округа отменили. В парламент можно было попасть только по списку, а наш самостоятельный список, как вы понимаете, скорее всего не набрал бы необходимый трехпроцентный минимум. Нужно учитывать, что в Закарпатье действуют две венгерские организации — наша, Демократическая партия венгров Украины, и КМКС.  И  тогда получилось так, что обе венгерские организации не могли объединиться и выдвинуть своего кандидата на проходное место от одной из влиятельных партий. В итоге мы шли с социалистами (15  место в списке), а КМКС — с "Нашей Украиной". Ни они, ни мы не прошли.

Реклама на dsnews.ua

  Есть ли у вас стратегия прохождения в парламент следующего созыва?
— Отсутствие одного венгерского лидера в Закарпатье — это серьезный минус. Для себя лично я еще не решил, буду ли я участвовать в парламентских выборах. Это очень тяжело. К тому же, еще есть чем заниматься на уровне Берегово.

  Правда ли, что в 2008 году тогдашний президент Венгрии Ласло Шойом приезжал в Украину к вам, а не к президенту Виктору Ющенко?
— Он тогда в принципе в Закарпатье приехал, встречался с руководителями национальных организаций, церквей. Побывал и в Берегово. У нас была своя программа. Встречался ли он с президентом Украины или нет, я точно даже не вспомню. Кажется, нет. Возможно, их встреча состоялась ранее, до приезда в Закарпатье.

  Сейчас вы общаетесь с высшим руководством Венгрии?
— Есть форумы высшего руководства Венгрии, куда приглашены обе венгерские организации, действующие в Закарпатье. Мы там представляем наше сообщество, поднимаем наболевшие вопросы.

  В чем заключается поддержка вашей организации со стороны венгерского правительства?
— Венгры Закарпатья чувствуют поддержку венгерского правительства в основном в сфере развития народных традиций, культуры, образования, но, к сожалению, эти программы сейчас реализуются в основном через другую организацию (КМКС — прим. "ВД"). Это подтверждает и тот факт, что сегодня право выдачи гарантийных писем на получение шенгенской визы, которые заменяют официальные приглашения, имеет только КМКС, а раньше — обе организации. На мой взгляд, со стороны министерства иностранных дел Венгрии это носит дискриминационный характер.

  С чем это связано?
— Это трудно объяснить. Видимо, вторая организация импонирует им больше.

  То есть, это обусловлено личными отношениями лидера КМКС с венгерским руководством?
— Наверное, да. На сегодня сотрудничество с ними более активно, нежели с нами.

  Это сказывается на численности вашей организации?
— В какой-то мере — да. Но, несмотря на это, сейчас в нашей организации — Демократическом союзе венгров Украины (общественная организация, на базе которой создана партия — прим. "ВД") — около 20 тысяч человек. 


  Из каких источников обеспечивается финансирование организации и партии?
— Что касается партии, то она функционирует только за счет членских взносов и местных спонсоров. А Союз, кроме этого, поддерживается и венгерским правительством.


Бизнес-планы
Визитная карточка Иштвана Гайдоша — проект строительства гиган­тского термалкомплекса Maximus на въезде в Берегово. Геологи утверждают, что почти весь Береговский район расположен на термальных водах. Но единственный оборудованный в Берегово термальный бассейн представляет из себя спортбазу "Закарпатье", построенную еще в советское время и контролируемую регионалами. Новый же проект впечатляет масштабностью — крытый аквапарк, несколько открытых бассейнов, четырехзвездочный отель и оздоровительный комплекс со статусом санатория. Все это планируется построить на территории площадью 14 га, на въезде в Берегово.


Сейчас главная достопримечательность этой местности — одиноко стоящий супермаркет "Барва" Виктора Балоги. Конечным сроком возведения аквапарка считается 2012 г. Но пока на его месте остается пустырь. Вдохновители проекта объясняют внушительную задержку с началом строительства экономическим кризисом и затруднениями швейцарских инвесторов. Скептики уже окрестили аквапарк предвыборной фишкой мэра, временно отложенной до следующей избирательной кампании, но Иштван Гайдош утверждает, что сооружение аквапарка вот-вот начнется. Весной он даже отправился обсуждать этот проект в Киев: на встрече присутствовали министр МЧС Виктор Балога, посол Венгрии в Украине Мигай Байер и предприниматель Золтан Бабяк — собственно, и представляющий проект термалкомплекса в Украине.


Официально он значится директором компании с швейцарским капиталом Global Project Invest Lampertsas, созданной специально под строительство аквапарка и гостиничного комплекса. Швейцарские инвесторы якобы готовы вложить в строительство ?40 млн. Сам же Золтан Бабяк — политический соратник Иштвана Гайдоша (депутат горсовета от Демократической партии венгров), некоторое время являвшийся бизнес-партнером отца мэра Берегово. По данным "ВД", до 2006  г. Ференц Гайдош был соучредителем турагентства Club Thermal Peregium, владельцем и руководителем которого сейчас остается Золтан Бабяк.


Впрочем, сам Иштван Гайдош известен и в Закарпатье, и в Киеве в качестве основателя и руководителя оказавшейся в центре "премикс­гейта" компании "Нуминатор" (переработка древесины). Это одно из бюджетообразующих предприятий Берегово. По итогам прошлого года компания перечислила в городской бюджет 468 тыс. грн. налогов. Правда, как утверждает мэр Берегово, его заслуги в этом уже нет.

  Пресса до сих пор продолжает приписывать вам контроль над компанией "Нуминатор". В настоящий момент вы либо ваши родственники владеете долями в этом бизнесе?
— "Нуминатор" был создан в 1993 году. Я пять лет руководил им, до 1998-го, когда меня выбрали главой райсовета. Потом им руководил мой партнер. А в дальнейшем и родственники реализовали свои доли. Я ушел из бизнеса и на сегодня не имею к нему никакого отношения.

  Кому из родственников вы передали свою долю в компании?
— Супруге и отцу (Ирина и Ференц Гайдош — прим. "ВД"). Но потом они их продали.

  Родственники работали под вашим руководством в бизнесе?
— Нет, когда я руководил "Нуминатором", мои родственники там не работали. На тот момент я был директором и соучредителем, а с 1998  года партнер (местный бизнесмен Леонтин Эрдевдий — прим. "ВД") взял на себя управление компанией.

  Как завязались ваши с партнером деловые отношения?
— Мы  родом из одной местности, учились в одной школе.


  На ваш взгляд, дружба не мешает ведению бизнеса?
— Нет, если правильно расставлять акценты.

  В прошлом году журналисты газеты "Комментарии" оценили ваше состояние в $95 миллионов. Насколько ошиблись?
— Я считаю, что эта статья была провокационной. А сама  информация, к сожалению, не соответствует действительности.

  Интересно вам было бы вернуться в бизнес?
— Сейчас я занимаю должность городского председателя, потому что за меня проголосовали избиратели. Может, через четыре-пять лет я и вернусь, если понадобится, в бизнес. Время покажет...


128 скандальных статей
Тема, о которой не любит вспоминать Иштван Гайдош, касается скандала, разгоревшегося 25 февраля 2005 г. В этот день закарпатская газета "Трибуна" опубликовала статью, ставшую точкой отсчета знаменитого дела о "Премиксе". Журналист писал о том, что с 1998 г. на Береговщину незаконно завозили из Венгрии тысячи тонн опасных промышленных отходов. Экспортером оказался венгерский филиал транснационального концерна ELTEХ, производящий полимерные материалы и декоративные изделия из дерева и пластика. Венгерское отделение концерна продавало украинской фирме под названием "Озон", зарегистрированной в Берегово, отходы производства полимеров. Причем в итоге те оказались просто разбросанными по Береговщине. Мешки с надписью "Премикс" действительно были обнаружены в нескольких населенных пунктах.


Истинный состав "Премикса" по запросу Береговской межрайонной прокуратуры изучала областная санитарно-эпидемиологическая станция. Но ничего вразумительного сказать не смогла: технический уровень лаборатории не позволил установить перечень химических веществ, входящих в порошок. Зато ГП "Национальный центр обращения с опасными веществами" установило, что в мешках находилось химическое вещество третьего класса опасности.
Первой жертвой первой же скандальной публикации о мешках с опасным веществом стал Иштван Гайдош. Именно его, ссылаясь на влиятельность в регионе, назвали покровителем Береговских озонаторов. В качестве доказательства журналисты приводили тот факт, что центральный пункт по переупаковке венгерского "сырья" находился в Берегово на территории… ООО "Нуминатор". Когда разгорелся скандал, Иштван Гайдош был народным депутатом. Он всячески открещивался от этой компании, хотя из его нынешнего интервью "ВД" следует, что в то время соучредителем "Нуминатора" оставался его отец. Центральные и даже зарубежные СМИ подхватили резонансную тему и провели собственные расследования, в которых зачастую среди прочих фигурировала и фамилия Гайдоша. По подсчетам источника "ВД" в окружении мэра Берегово, с момента первой публикации в прессе "премиксгейту" было посвящено 128 статей. Впрочем, наш собеседник не претендует на всеохватывающие подсчеты.


Добиться вывоза "Премикса" обратно в Венгрию не удалось из-за упразднения фирм, которые значились официальными продавцом и покупателем препарата (подробнее — см. "Недооцененная страна", "ВД" №8 с. г.). В итоге из природоохранного фонда Минприроды на утилизацию были выделены 10,3 млн грн. Тендер министерства на утилизацию "Премикса" выиграло польское ООО  "Сарпи", которое до конца текущего года вывезет и утилизирует в Польше опасный препарат.

  Во время громкого скандала вокруг фирмы "Озон" утверждалось, что она выгружала вещество "Премикс" на территории "Нуминатора"…
— Неправда. Это происходило на соседней фирме.

  Что это за фирма?
— Это бывшая транспортная организация райпотребсоюза.

  Какое отношение она имела к "Нуминатору"?
— Никакого, кроме того, что находилась рядом.

  В то время "Нуминатором" еще владели вы и ваша семья?
— Нет, я уже не был владельцем. Ни к "Нуминатору", ни к фирме "Озон", ни к этому "Премиксу" никакого отношения я не имел. Это были провокационные статьи против меня, когда я был народным депутатом. Время показало мою непричастность ко всему этому скандальному делу, я имею на руках решение суда. 

  Скандал гремел несколько лет, а вопросов до сих пор больше, чем ответов. Вам известно, кто был заказчиком тех, по вашим словам, провокационных статей?
—  Нет. Но если надо, я узнаю… Хотя, честно говоря, это меня и не интересует.

  Расскажите о решении суда.
— В январе 2006 года решением ужгородского горрайонного суда вся тиражируемая информация о якобы моей причастности к фирме "Озон", в том числе к ввозу и размещению на территории Украины "Премикса", а также ряд других критических суждений по этому поводу, были определены как безосновательные, не соответствующие действительности и наносящие вред моей личной репутации. Я долго не реагировал на системные и целенаправленные, к тому же явно заказные попытки дискредитировать меня в СМИ, но терпению пришел конец, когда одна из газет, ссылаясь на ранее опубликованную информацию в других СМИ, по сути, аккумулировала всю эту "грязь" с "Премиксом" и в преддверии выборов целенаправленно распространила тираж среди жителей Береговского региона. Именно тогда я принял решение подать иск. В результате суд, рассмотрев доводы сторон, вынес вердикт, о котором я уже сказал. Может этот факт, а может и то, что у моих недругов закончились "аргументы", остановил провокационное "колесо", тем более, что решение суда имеет преюдиционный  характер, иными словами, является обязательным для гипотетически иных судебных споров. В целом я не хотел бы снова поднимать ту до обидного неприятную для меня тему, хотя благодарен и с уважением отношусь к журналистам, которые в 2006 году, не исключаю, что вопреки воле заказчиков, остановили безосновательно пустую и некорректную провокацию против меня.

  На ваш взгляд, "Нуминатор" оказался в центре этого скандала вследствие политической или  коммерческой конкуренции?
— Думаю, политической, потому что в это время я к бизнесу отношения уже не имел.


   В каком году вы и ваша семья полностью вышли из компании "Нуминатор"?
— Я в 1998 году, моя жена — в 2002-м, а отец — в 2005-м.


Боксер с винной коллекцией
Иштван Гайдош — кандидат в мастера спорта по боксу. Когда-то он активно увлекался этим видом спорта, но сейчас лишь изредка боксирует с грушей. Бокс в его жизни постепенно заменили тренажеры. Занимается на них мэр Берегово ежедневно, причем прямо у себя дома. Отдых предпочитает умеренно-активный: зимой катается на лыжах в горах, а летом — на водных лыжах.


Ну а береговчан, украинских и зарубежных туристов мэр города приучает отдыхать на ежегодном винном фестивале. Этой весной в Берегово, претендующем на статус винодельческой столицы Украины, прошел одиннадцатый фестиваль вина, организованный при поддержке виноделов. Иштван Гайдош не без гордости утверждает, что город на этот хмельной праздник не тратит ни одной бюджетной гривни — мероприятие финансируют исключительно бизнесмены, заинтересованные в популяризации вин Береговщины. Ну а в доме нашего героя, естественно, хранится небольшая коллекция вин.

  Вы относитесь к поклонникам этого напитка?
— Я люблю вино и являюсь рыцарем ордена Святого Венцела, который зарегистрирован у нас в Берегово.

  И как можно стать рыцарем?
— Надо помогать виноделам.

   Вы говорите о финансовой поддержке?
— И финансовой, и моральной. В 2001 году  мы начали проводить в городе международный фестиваль вина. Организатором стал орден Святого Венцела. С тех пор он проходит ежегодно. В этом году уже 11-й провели. За два дня на праздник съехалось 25 тысяч человек: из нашего и соседних районов, областей, наведываются гости из-за границы. Так мы делаем рекламу нашим виноделам.

Сколько членов у ордена Святого Венцела в Берегово?
— В этом году мы начали принимать в него и женщин. Всего у нас 28 рыцарей, в их числе — семь женщин.

Что общего между политикой и боксом?
— Бокс — это индивидуальная борьба, а политика — командная игра. Политика больше похожа на футбол, потому что в обоих случаях играет команда. А в боксе нужно рассчитывать только на себя, потому что ты один на один с соперником.


Перспективы
В ближайшее время Иштван Гайдош будет вынужден ответить на вопрос: стоит ли баллотироваться в парламент следующего созыва? И если да, то как? С одной стороны, отсутствие парламентского лобби ограничивает возможности закарпатских венгров влиять на большую политику. С другой, шансы на объединение усилий двух венгерских партий в Украине стремятся к нулю. Скорее всего, если они и будут участвовать в избирательной гонке, то снова в качестве конкурентов. Возвращение мажоритарной системы дает обоим политсилам возможность выставить своих игроков в т. н. "венгерском округе", куда девять лет назад входил Береговский район, без дополнительных "списочных" договоренностей с более крупными партиями. Впрочем, даже если закарпатские венгры решатся попробовать свои силы на мажоритарке, а не по спискам, их шансы будут напрямую зависеть от еще одного игрока — "Единого Центра", уверенно набирающего силы на Береговщине.

В бизнес наш герой возвращаться пока точно не планирует. Это может случиться не раньше завершения его мэрской каденции либо возможной парламентской. Тем временем бизнесом в семье Иштвана Гайдоша, очевидно, продолжит заниматься его супруга Ирина.

    Реклама на dsnews.ua