• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Как Украине не отдать долги России

Если Киев наконец предъявит Москве в суде все убытки, нанесенные действиями РФ в Крыму и на Донбассе, то выплачивать огромные долги Украине будет Россия, а не наоборот
Фото: це.укр
Фото: це.укр
Реклама на dsnews.ua

Вчера между Украиной и Россией началась еще одна война – на этот раз кредитная. Об этом свидетельствует заявление министра финансов РФ Антона Силуанова о том, что Кремль ждет от Киева погашения $3 млрд взятого в конце 2013 года Виктором Януковичем займа не позднее декабря этого года. При этом представитель российских властей дал четко понять, что надеяться на реструктуризацию долга Украине не стоит. Не сложно догадаться, что команда Владимира Путина также сделает все возможное, чтобы ее позицию поддержали и другие держатели евробондов нашего государства. Что в итоге может толкнуть Киев на край новой экономической пропасти в ближайшие месяцы. Конечно Украине под силу нейтрализовать эти старания, если удастся заручится поддержкой руководства ЕС и США. Но более эффективным в кредитной войне с Москвой может оказаться другой инструмент – требование через суд компенсации всех убытков, нанесенных Россией оккупацией Крыма и части Донбасса.

Напомним, что по подсчетам Министерства юстиции, потери нашего государства от аннексии крымской автономии составили около 1,8 трлн. гривен или примерно $81 млрд. по актуальному на сегодня курсу. Еще десятки если не сотни миллиардов гривен Украина потеряла из-за оккупации части Донецкой и Луганской области. Установить точную сумму убытков пока нереально, поскольку война продолжается. Но уже сейчас очевидно, что $3 млрд., которыми Владимир Путин искусил Виктора Януковича отказаться от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, не идут ни в какие сравнения с теми убытками нашей страны, к которым привели его действия в последний год. Поэтому платить, и в разы больше, должна Украине Россия, а уж никак не наоборот.

Раз в Украине уже создано и функционирует Министерство информационной политики, то ему следовало бы занятся "кредитными контратаками" против России. Например, популяризируя идею взаимозачета упомянутых $3 млрд. с теми убытками, которые понесло наше государство из-за войны против российских террористических групп. С доплатой Москвой разницы, конечно.

Тем не менее, одной констатации этого, казалось бы очевидного факта, недостаточно. Особенно в свете все той же перспективы реструктуризации наших долгов по евробондам. А в этом случае, напомним, речь идет о $15,3 млрд., которые по действующему графику необходимо погасить до 2018 года. Банальный отказ Киева платить России по кредиту вызовет неодобрение у других кредиторов со всеми вытекающими для репутации Украины негативными последствиями. Поэтому проблему необходимо решать в судебном порядке к чему украинские власти начали готовиться еще осенью минувшего года.

В частности, о подготовке исков в Международный суд ООН, Европейский суд по правам человека и в международные арбитражные суды в ноябре заявлял министр иностранных дел Украины Павел Климкин. И то, что пока Киев не отчитался по поводу подготовленных исков не связано с промедлением отечественной бюрократической машины в этом направлении, а с самой процедурой подачи такого рода обращений. Например, правила подачи иска о нарушении Россией Конвенции о борьбе с финансированием терроризма (известно, что среди прочих Украина подает именно такой иск) предусматривает 6-месячный срок подготовки необходимых документов. 

Несложно спрогнозировать, что власти России за несколько дней до подачи Украиной упомянутого иска примут декларацию о не признании юрисдикции суда ООН. В свое время именно так поступили США, когда руководство Никарагуа решило пожаловаться на военное вмешательство Вашингтона в гражданскую войну на территории этого государства в 1984 году. Тем не менее, тогда Международный суд ООН выступил на стороне Никарагуа, признав, среди прочего, что принятая США декларация о не признании юрисдикции суда была направлена на избежание ответственности именно за вмешательство в конфликт на территории Никарагуа. Поэтому есть все шансы, что потенциальный демарш России в будущем судебном разбирательстве просто проигнорируют. Тем более, что Кремль, как и Украина, подписывал Конвенцию по борьбе с финансированием терроризма уже после распада СССР – в 1999 году, и никаких предостережений по этому документу никогда ранее не высказывал. 

Владимир Путин и Антон Силуанов

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, эта тема не так проста и ее подробное исследование лучше доверить профессиональным юристам. Но в целом, учитывая поддержку Украины со стороны мирового сообщества, можно надеяться на положительный исход такого судебного процесса против России. Кроме того, раз в Украине уже создано и функционирует Министерство информационной политики, то ему следовало бы занятся "кредитными контратаками" против России. Например, популяризируя идею взаимозачета упомянутых $3 млрд. с теми убытками, которые понесло наше государство из-за войны против российских террористических групп. С доплатой Москвой разницы, конечно. Или потребовав выдачи Виктора Януковича и других бывших высокопоставленных чиновников в обмен на отсрочку в выплатах Россией военных компенсаций Украине. 

Также можно напомнить Владимиру Путину, до сих пор скорбящему по распаду СССР, об одном очень интересном историческом эпизоде из хронологии развалившейся империи. Это отказ руководства СССР во главе с Владимиром Лениным признавать долги царского режима России. Позже, в 1919 году, когда на просторах страны советов еще полыхала гражданская война, Ленин заявил, в частности, Франции, что готов выплатить ей причитающиеся долги уже расстрелянного царя, если Париж заставит лидеров "белых" Александра Колчака и Антона Деникина прекратить сопротивление "красным". Этот пример можно привести Путину, попросив его заставить лидеров российских террористических групп уйти с Донбасса в обмен на "конструктивное решение кредитных проблем" в отношениях Украины и России.

    Реклама на dsnews.ua