• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Клим Братковский: Подделка пробирного клейма для драгметаллов - уже не преступление, а клевета - преступление!

Юрист еженедельника "Комментарии", специализирующийся на защите автор­ского и интеллектуального права, считает, что криминализация ответственности за
Реклама на dsnews.ua

Юрист еженедельника "Комментарии", специализирующийся на защите автор­ского и интеллектуального права, считает, что криминализация ответственности за клевету заставит людей замолчать. При этом больше всего от введения в действие закона пострадает государство — за все возбужденные дела придется платить из бюджета.

Насколько новый закон о клевете сужает права обычных граждан?

— Он не сужает права, он просто перекладывает с самих пострадавших от клеветы бремя доказывания вины в клевете на плечи прокуратуры. Показатели криминогенной обстановки вырастут в разы, ведь множество склочных людей будут подавать заявления о клевете. Нужно понимать, что возрастут расходы государства. Страдать будет и милиция, которой придется заниматься глупыми преступлениями вроде клеветы в то время, когда у них полно серьезных дел о кражах, грабежах и убийствах. Это нагрузка и на суды.

То, что обязанность доказывать наличие клеветы возлагается на милицию и прокуратуру, для человека, которого обвиняют в клевете, — плюс или минус?

— Это очень интересный вопрос. Теоретически прокурор должен поддерживать государственное обвинение в суде. Однако он может и отказаться. Дело в том, что закон относит клевету к преступлению частного характера, когда дело возбуждается исключительно по заявлению пострадавшего. Если в результате судебного рассмотрения прокурор убедится, что предъявленные лицу обвинения не подтверждаются, он должен отказаться от поддержки государственного обвинения.

Но все равно, уголовный процесс — это траты государства, ведь потерпевший ничего не платит за возбуждение уголовного дела. Нужно понимать, что уголовное преступление — это очень опасное для общества деяние. 11 лет оно таковым не было, а тут раз, и на тебе: проскочив структуру административных правонарушений, оно сразу же стало уголовным! Ведь совсем недавно произошла гуманизация уголовного кодекса. Много преступлений в хозяйственной сфере стали админправонарушениями. Подделка, к примеру, пробирного клейма для драгметаллов — уже не преступление, а клевета — преступление!

Что может послужить основанием для обвинений в клевете представителей бизнеса?

Реклама на dsnews.ua

— Если, к примеру, безосновательно заявить, что председатель тендерного комитета получил взятку и провел нечестный тендер, то можно ожидать заявления от него о клевете. Точно так же в ситуации, если у тебя был суд, и ты говоришь, что судья взял взятку и вынес решение не в твою пользу — это тоже можно будет расценивать как клевету.

То есть теперь люди будут бояться вообще что-либо сказать?

— Конечно! Далеко ходить не надо, вот в РФ общественная организация заявила, что в храме Христа Спасителя ведется незаконная торговля, а церковь обвинила председателя этой организации в клевете. И даже больше — теперь этого человека обвиняют в экстремизме. Хочу обратить внимание, что по новому УПК уголовное дело будет возбуждаться автоматически по заявлению "пострадавшего". Сейчас же, к примеру, следователь может в течение семи дней проверить факты и отказать в возбуждении уголовного дела, а с новым УПК такого не будет. В 100% случаев дело будет возбуждено, а это значит, что сразу же возникает вопрос о мере пресечения, начнутся допросы и так далее.

Для того чтобы наступила криминальная ответ­ственность за клевету, нужно доказать, что были затронуты честь, достоинство и деловая репутация человека. Насколько это проблематично для украинских судов?

— Все суды априори считают, что у человека есть честь, достоинство и деловая репутация. Это верно, однако они ее не оценивают на предмет ущерба от недостоверной информации. Есть люди бесчестные и недостойные, чья деловая репутация может быть порочной. А ведь это тоже следует оценивать, когда речь идет об оценке ущерба. Вот, Владимир Литвин говорил, что не подпишет закон о региональных языках, а подписал. Хорошая ли у него деловая репутация? Это, как говорится, вопрос риторический.

    Реклама на dsnews.ua