• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Кто снимает сливки с берегов?

В конце февраля Кабмин выделил почти 44 млн грн. на восстановление разрушенных зимними штормами набережных Ялты, Алушты и Гурзуфа
Реклама на dsnews.ua

В конце февраля Кабмин выделил почти 44 млн грн. на восстановление разрушенных зимними штормами набережных Ялты, Алушты и Гурзуфа. Власти АРК говорят, что на устранение последствий стихийных бедствий необходимо в несколько раз больше. Но сколько бы средств не поступало на укрепление берегов, пляжи лучше не становятся. Деньги попросту распыляются теми, кто отвечает за их распределение и наживается на сдаче в аренду пляжей и инженерных сооружений.

Чиновники раздувают сметы

Протяженность Черноморского побережья Крыма составляет 715 км, из которых техническими сооружениями укреплено только 87 км. Как утверждают в МЧС автономии, пятая часть пирсов, бун и прочих объектов защиты, построенных еще до обретения Украиной независимости, уже полностью разрушены, еще треть находится в аварийном состоянии.

Власти полуострова с завидным постоянством твердят, что на восстановление оставшихся и строительство новых объектов хронически не хватает средств, и просят в столице огромные суммы, ссылаясь на возможность срыва очередного курортного сезона. К примеру, после февральских штормов, разрушивших набережные большинства приморских населенных пунктов и смывших в море пляжи, в Ялте и Алуште убытки оценили сначала в 16 млн грн., но спустя некоторое время аппетиты чиновников увеличились и желаемая сумма выросла по меньшей мере вдвое.

В Крымском республиканском предприятии "Противооползневое управление" настаивают, что на устранение последствий стихийных бедствий необходимо как минимум 260 млн грн. и выделенные Кабмином 43,7 млн грн. никак не спасут ситуацию.

Бюджетные средства на укрепление берегов тратятся постоянно, но, судя по последствиям зимнего разгула стихии, это не дает ожидаемого эффекта. Например, Гурзуф за последние два года получил от Кабмина 120 млн грн. На Форос, где расположены государственная дача Президента Украины, виллы отечественных и российских политиков и бизнесменов, в 2011 г. перечислено 95 млн грн., на Алушту — 60,7 млн грн.

В том, что такие деньги тратятся безрезультатно, виноваты отнюдь не волны, которые смывают практически все, что делают подрядчики, выигрывающие тендеры на строительные работы. При сложившейся системе управления береговыми территориями и защитными сооружениями по-другому и быть не может.

Реклама на dsnews.ua

Специально созданная в прошлом году рабочая группа, в которую вошли сотрудники Противооползневого управления, Фонда имущества, управления МЧС и Рескомзема, так и не смогла определить, сколько именно объектов расположено вдоль берега и кому они принадлежат.

Все инженерные сооружения и насыпные пляжи создавались еще до развала СССР, а позже оказались на балансе ведомственных здравниц (в том числе и российских), местных органов власти или вовсе бесхозными (принадлежность 67 объектов в пределах Большой Ялты, Судака и других населенных пунктов установить так и не удалось). В собственности АРК, по данным аудиторов, находятся лишь 124 берегоукрепительных сооружения из 237 выявленных. Их контролирует Противооползневое управление.

Не менее запутана и система финансирования берегоукрепительных работ. Деньги на них выделяются из нескольких источников (государственного, республиканского и местного бюджетов), причем не по какой-либо определенной программе, а совершенно хаотично: Кабмин может выдать определенную сумму для какого-либо курорта отдельным постановлением.

К примеру, в прошлом году средства на укрепление берегов в районе Фороса были изъяты из бюджета Минфина и переданы Минрегионстрою. В Гурзуфе работы велись за счет государственной субвенции АРК. Нынешнее же восстановление набережных Ялты, Алушты и Гурзуфа финансируется из резервного фонда украинской казны.

За отдельные проекты платят местные власти или коммерческие структуры, претендующие на земельные участки в населенных пунктах. Распоряжаются деньгами также различные структуры, поэтому точно подсчитать, сколько средств и на что именно потрачены, весьма проблематично. К тому же финансы зачастую идут вовсе не на защиту берегов.

Так, за бюджетные деньги, выделенные в прошлом и позапрошлом годах Гурзуфу, были отремонтированы участки набережной, прилегающей к оздоровительному центру "Жемчужина Крыма", созданному на базе Международного молодежного центра "Гурзуф" и санатория "Пушкино". В приватизации этих рекреационных объектов СМИ неоднократно обвиняли премьер-министра Украины Николая Азарова, который данную информацию отрицает.

Борьба за разбитые набережные

Хотя крымчане постоянно жалуются на то, что содержание берегов обходится слишком дорого, за контроль над береговой линией и защищающими ее от волн сооружениями ведется постоянная борьба. Например, власти Симеиза, также пострадавшего от зимних штормов (смета восстановительных работ составляет 73,6 млн грн.), пытаются заполучить в коммунальную собственность разрушенную городскую набережную, которая принадлежит Противооползневому управлению.

Они обвиняют балансодержателя в скупости: за последние 20 лет в реконструкцию прибрежной зоны не было вложено ни копейки. В Противооползневом управлении, которое на законных основаниях (согласно постановлению Совмина АРК от 11 марта 1997 г. "О мерах по инженерной защите берегов Черного и Азовского морей и территорий") сдает в аренду ценную территорию и сооружения, в ответ жалуются на безденежье.

Официально от арендаторов они получают всего около 60 тыс. грн. в год, а только подготовка проектно-сметной документации реконструкции стоит 300 тыс. грн. Похожая ситуация и в Феодосии. Участки тамошней набережной общей протяженностью около 270 м находятся в республиканской собственности, а власти города хотят владеть ею безраздельно. Сколько же в действительности и кому платят коммерсанты за право зарабатывать на курортниках в самых бойких местах, — тайна, бережно хранимая всеми заинтересованными сторонами.

На пляжах, бунах и причалах, сданных в долгосрочную аренду, размещаются магазины, рестораны, ночные клубы. Периодически правоохранители, обнаружив на гидротехнических сооружениях капитальные строения, требуют их демонтировать, но от этого ничего особо не меняется.

Деньги арендаторов — далеко не единственная статья нелегальных доходов владельцев прибрежных объектов. Неплохо наживаться они могут и при распределении бюджетных средств, которые выделяются на строительные работы. Ведь в особом контроле их качества никто не заинтересован. Это удобно для компаний, участвующих в тендерах на освоение казенных денег.

Право проводить реконструкцию набережной и берегоукрепительных сооружений в Гурзуфе, которая проводилась в 2010–2011 гг. и стоила 120 млн грн., а также в Алуште (2011 г., 60,7 млн грн.) выиграло ООО "Стандарт-Строй", имеющее отношение к депутату Севастопольского горсовета от Партии регионов Андрею Григорову. В конце февраля нынешнего года на восстановление разрушенных штормом набережных в этих же городах из госказны было выделено еще около 10 млн и 18 млн грн. соответственно.

Пока крымские чиновники, местные власти и коммерсанты в меру своих возможностей зарабатывают на укреплении берегов, те уходят в море с пугающей скоростью. Проектная площадь всех искусственных пляжей ЮБК составляет 113 га, однако сейчас она сократилась до 80 га. Ученые говорят, что если ничего не предпринимать, то через пять–семь лет от них вообще ничего не останется.

Точечная защита отдельных участков особого эффекта не даст. Необходимо провести мониторинг геологических процессов, происходящих на всем побережье Крыма, и на основании полученных данных разработать комплексную программу инженерной защиты территорий. Но, похоже, такой документ появится не скоро, поскольку лишит высоких и стабильных заработков целый ряд лиц, заинтересованных в сохранении нынешнего положения вещей.

Железобетонная защита

Впервые об угрозе исчезновения крымских пляжей заговорили полвека назад. В 1969 г. Совет Министров СССР принял постановление "О неотложных мерах по защите берегов Черного моря от разрушения и рациональному использованию территорий курортов Черноморского побережья". С того времени и началось массовое возведение железобетонных сооружений в прибрежных зонах. Но эффект от таких конструкций оказался сомнительным.

Пляжи между бунами сохранялись, но только при условии их искусственной подсыпки (за год море съедает до 40% гальки), а вот соседние с ними береговые территории стали еще быстрее исчезать. Кроме того, не менее трети бун примерно через пять лет выходили из строя, и их необходимо было ремонтировать.

Поэтому ученые предложили изменить стратегию защиты побережья: вместо бун создавать так называемые искусственные рифы: специальные конструкции в воде на некотором расстоянии вдоль берега, которые спустя некоторое время зарастают водорослями и известковыми отложениями и служат не только защитой для берега, но и пристанищем для морской живности. Примерно через три года после установки образуется наносной пляж шириной 20–25 м.

К тому же рифы сравнительно недорогие. Если на строительство традиционных укрепительных сооружений для участка протяженностью 1 км необходимо потратить в среднем 15 млн грн., то рифы обойдутся как минимум вдвое дешевле. Подобные методы защиты применяются во многих странах мира, к примеру, государственные программы по строительству рифов действуют на Каймановых островах, в Испании, Объединенных Арабских Эмиратах.

В Украине первая попытка создать искусственный риф закончилась скандалом. Весной прошлого года частная компания, арендующая часть одесского пляжа "Аркадия", начала монтировать такие сооружения. Но местные власти запретили им вести работы, поскольку бизнесмены не получили все необходимые согласования.

В Крыму риф-боллы устанавливают представители некоммерческого благотворительного фонда развития подводных экологических программ "Искусственные рифы". Дайверы-энтузиасты, чтобы оживить морское дно, затопили несколько бетонных конструкций в районе Массандры и поселка Черноморский. Стоимость одного такого риф-болла с установкой, по их подсчетам, составляет всего 500 грн.

    Реклама на dsnews.ua