• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Кулинарный поединок

Реклама на dsnews.ua
После многотысячных декабрьских акций протеста против фальсификаций на выборах, выплеснувшихся на улицы российских городов, хозяева Кремля решили отвл

После многотысячных декабрьских акций протеста против фальсификаций на выборах, выплеснувшихся на улицы российских городов, хозяева Кремля решили отвлечь народ от внутриполитических проблем. Выбрав для этого давно проверенный способ – объединив нацию против внешнего "врага". Его роль в последние годы прочно заняли украинцы. Наряду с темой расширяющегося на восток НАТО, угнетения русского языка и бесконечного "несанкционированного отбора" газа из транзитной трубы, разговоры о некачественных продуктах питания, импортированных из нашей страны, являются излюбленной "страшилкой" кремлевских политтехнологов. Однако нынешний раунд противостояния может стать последним, в котором россияне выйдут сухими из воды. После вступления этим летом в ВТО Москве наконец придется аргументировано обосновывать свои обвинения не только перед "младшим братом", но и перед мировым сообществом.

Технология в действии

О действенности подобных методов лепить из соседа врага, свидетельствует социология. По данным социологов из "Левада-Центра", после любых газовых переговоров и торговых войн, отношение среднестатистических россиян к Украине ухудшается. Скажем, если сразу после оранжевой революции в марте 2005 г. количество положительных отзывов о нас у соседей составляло 71%, то уже в марте 2006 г. (после первой мясомолочной войны и затяжных газовых переговоров) таковых стало 53%, то есть в 1,5 раза меньше. После очередного газового противостояния в 2009 г. количество симпатиков Украины среди опрошенных россиян снизилось еще сильнее – до 41%. Не исключено, что похожего результата в Москве попытаются добиться и в этот раз.

История с "некачественными сырами" тянется еще с 2006 г. Тогда Россельхознадзор обвинил украинский пищепром в низком качестве мяса и молока. И полностью запретил ввоз животноводческой продукции из нашей страны. И это несмотря на то что претензии касались лишь товаров, транзитом проходившим через Украину из Польши. "В результате многочисленных нарушений российского ветеринарного законодательства при ввозе животноводческих грузов из нашей страны и при отсутствии со стороны ветслужбы Украины действенного контроля, сложилась реальная угроза заноса на территорию России острозаразных болезней животных и ввоза недоброкачественной продукции, опасной для здоровья человека", – заявили тогда в минсельхозе РФ.

В результате длительных переговоров контролирующих органов двух государств, некоторым производителям стали постепенно открывать границы. Окончательно претензии сошли на нет, как только Киев и Москва завершили газовые переговоры. С тех пор российские проверяющие практически не покидают заводы-экспортеры. В результате конфликта производство сыров снизилось на 74%, а в натуральном выражении доля российского рынка, составлявшая в 2005 г. до половины российского импорта, не отвоевана до сих пор.

"Пальма" первенства?

В ходе проверок молочных предприятий, "в нагрузку" к общим претензиям наших сыроваров обвинили еще и в использовании при производстве продукции пальмового масла, что якобы вводит в заблуждение потребителя, снижает вкусовые качества и может навредить здоровью граждан. Однако сами россияне активно используют пальмовое масло и его фракции в пищевой продукции. По данным российской Ассоциации производителей масложировой и мыловаренной продукции, в 2006 г., когда нашим сыроварам впервые вменили использование в производстве "вредных" добавок, сами россияне импортировали 330 тыс. т пальмового масла, в то время как Украина – всего 186 тыс. т. Структура импорта данного ингредиента и интенсивность его использования в пищевой промышленности обеих стран практически не меняется в течение последних семи лет.

Реклама на dsnews.ua

Претензии к пальмовому маслу снова были озвучены в конце 2011 г., с началом очередных переговоров по поводу цены на газ. Несмотря на то что наши соседи сами массово потребляют этот продукт в пищу, в СМИ разразилась истерика "экспертов" на тему его полезности. Например, специалисты Союза пищевых предприятий Санкт-Петербурга утверждали, что вред масла состоит в его излишней вязкости. "Попадая в желудок с другими компонентами, пальмовое масло в форме пластичной липкой массы прилипает к поверхности органов пищеварительного тракта. И тогда организму нужно тратить много энергии, чтобы его переварить", – заявили пищеведы в своем пресс-релизе. Странно, что "эксперты" опустили в своих "исследованиях" другой вопрос, на который еще летом 2011 г. дали ответ наши журналисты: за счет кого Украина ходит в лидерах по потреблению пальмового масла? На самом деле – за счет сингапурской Delta Wilmar, которая транзитом отгружает поставленное в нашу страну масло в Россию. Кстати, одним из соучредителей представительства компании в СНГ является Нижегородский масложировой комбинат.

Странное партнерство

"Пальмовая война" стала более понятным для обычных граждан продолжением другой претензии главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, касавшейся системы контроля качества пищевых продуктов в Украине. Согласно админреформе в нашей стране создана единая Госсанветслужба, которая будет контролировать как здоровье животных, так и пищу людей, для чего уже собран штат специалистов из соответствующих разрозненных ранее ведомств. И г-н Онищенко посчитал это угрозой безопасности украинских пищевых продуктов, настаивая на как минимум усилении контроля за их импортом, а как максимум – на закрытии границ.

Ответ Госсанветслужбы Украины был довольно странным. Первым его почему-то разместил на своем сайте Россельхознадзор – аналог наших санветконтролеров в России. Санитары выразили возмущение системой контроля продажи мяса в российской рознице. В частности, тем фактом, что на всех предприятиях, не имеющих собственных забойных цехов, контроль мяса проводит Роспотребнадзор, который некомпетентен в области обеспечения ветеринарной безопасности. Этот небольшой эпизод ярко иллюстрирует обострившееся противостояние двух структур: Роспотребнадзора и Россельхознадзора, от которых зависит возможное введение запрета на импорт пищепродуктов из Украины. В 2006 г. "крайние меры" по ограничению ввоза нашей животноводческой продукции в Россию санкционировал как раз Россельхознадзор. Не исключено, что, дабы досадить извечному конкуренту, в этот раз агроконтролеры встанут на сторону коллег из Киева.

Объективная проверка легко может доказать голословность заявлений о демпинге и вреде нашей продукции для российских желудков. Дело в том, что Украина уже достаточно давно поставляет в РФ сравнительно дорогие натуральные сыры. И делает именно потому, что на внутреннем рынке на качественный продукт ценой в 75–90 грн./кг очень небольшой спрос (пресловутое пальмовое масло идет в большинстве случаев на изготовление сырного продукта для внутреннего потребления). В нише дешевой продукции обосновались местные производители, а также белорусские поставщики, которым в 2010 г. было снято эмбарго на поставки "молочки" в Россию. Они сейчас лидеры импорта и покрывают 25% потребностей российского рынка в сырах. Мы закрываем по разным оценкам, от 12 до 17% потребностей российского рынка. Тройку крупнейших импортеров замыкают немцы – около 10% рынка.

Реально запрещать импорт украинского продовольствия россиянам нет смысла: государство остро нуждается в поставках продуктов питания. В 2008 г. РФ импортировала 46% всего продовольствия и сельскохозяйственных товаров (в том числе 75% потребляемого в стране мяса и 50% растительного масла), а в крупных городах доля импорта достигала 85%. Принятая россиянами в 2009 г. программа импортозамещения не слишком изменила ситуацию. В большом государстве, имеющем дефицит пахотных земель, в принципе невозможно выйти на 100%-ное обеспечение продовольствием.

Странно, что российские контролеры в этот раз предъявили претензии к постоянно контролируемым ими же украинским предприятиям. Именно российские чиновники являются де-факто последней инстанцией, пропускающей якобы "вредную" пищу на свой же рынок. И разговоры о том, что официально подпадающих под критерии контроля участников нашего рынка слишком много, попросту несостоятельны. Ведь количество заводов-производителей прямо пропорционально спросу на украинский сыр в РФ.

Стратегия победы

Бороться с агрессивными действиями россиян просто: на все предприятия нужно пускать проверки, публично обнародовать их результаты, соблюдать свои и российские стандарты качества и безопасности. Однако если торговая война избрана инструментом противостояния в политике – вряд ли все это поможет. Тем, кто готов воевать за долю на российском рынке до конца, очевидно, придется пойти по стопам Петра Порошенко, который построил в РФ свою фабрику "Рошен" (в Липецке), вице-премьера Бориса Колесникова, который возвел в Курске фабрику "Конти". Тем же, кто не чувствует в себе достаточно сил, чтобы бороться с нервными соседями, стоит переориентироваться на поставки в третьи страны. Например, на Ближний Восток, в Азию и Африку. Именно в этих регионах сегодня наиболее быстрыми темпами растет количество представителей среднего класса – самых активных потребителей пищевой продукции. В том числе среднего и высокого ценовых сегментов.

Конечно, данные рынки смогут поглотить далеко не все 62 тыс. т сыров, которые мы ежегодно поставляем нашим северо-восточным соседям. Но с точки зрения зарегулированности, они однозначно выигрывают перед Россией. В первую очередь из-за отсутствия каких-либо внекоммерческих политических интересов (за исключением разве что Китая и Японии). Говорить о том, что все поставки пищевой продукции в РФ (до трети экспорта) могут быть прекращены в пользу третьих стран, было бы самонадеянно. Но с точки зрения дальнейшего развития бизнеса, Россия, несмотря на свой огромный потребительский рынок, довольно рискованный торговый партнер именно в силу непредсказуемости политических претензий.

После вступления наших северо-восточных соседей во Всемирную торговую организацию (это произойдет не позже июля 2012 г.) двусторонние взаимоотношения в сфере торговли должны стать более упорядоченными. Во-первых, россияне уже не смогут безосновательно ограничивать импорт из Украины, не подтвердив свои претензии результатами проверок и не предупредив о своих намерениях не только Киев, но и Вашингтон (офис ВТО). Во-вторых, если выяснится, что такой запрет был исключительно дискриминационным (то есть пролоббирован российскими или другими производителями только ради вытеснения украинских заводов с рынка), такие действия можно будет обжаловать в специальном органе ВТО. А невыполнение его решений позволит нашей стране вводить адекватные санкции против других российских товаров. В-третьих, в рамках ВТО Киев может объединить вокруг себя группу других государств, ранее пострадавших от политически окрашенных действий России в сфере двусторонней торговли. Наличие в этом "пуле" Польши и стран Балтии усилит наши позиции в случае потенциального конфликта, а также умерит пыл россиян в желании использовать торговые войны для решения политических задач.

Не исключено, что к моменту обретения Москвой полноценного членства в ВТО, конфликт уже будет залажен. Ведь главная его политическая цель – снова сделать из Украины врага номер один – должна быть достигнута гораздо раньше, до президентских выборов, которые пройдут 4 марта.

Кремль попал в молоко

В канун президентских выборов в Кремле решили задействовать испытанную технологию по отвлечению внимания от внутренних проблем — поиск внешнего врага. Выбор прогнозируемо пал на Украину, газовые переговоры с которой у Москвы очень кстати зашли в тупик. Инструментом давления на несговорчивого соседа в очередной раз стал Роспотребнадзор во главе с неугомонным Геннадием Онищенко. В самом начале января Геннадий Григорьевич вдруг вспомнил о принятом еще в апреле 2011 г. положении "О государственной  ветеринарной и фитосанитарной службе Украины". Именно этому ведомству после реформы была передана функция контроля качества пищевых продуктов. Тем самым, по мнению г-на Онищенко, "людей в Украине приравняли к животным", поставив качество пищи под угрозу. Чтобы такая продукция не попала в Россию, чиновник предложил закрыть границы между странами.

В отечественном МИДе на это заявление отреагировали сдержанно, а в медиа и вовсе восприняли как чудачество экстравагантного клерка. Неинтересные рядовому гражданину перипетии с реорганизацией госорганов утонули в информационном потоке. Поэтому наши соседи решили усилить тему более понятными для обычных граждан сообщениями о низком качестве украинского сыра, поставляемого в РФ. Оно якобы резко ухудшилось именно под конец 2011 г., аккурат к разгару газовых переговоров. Претензии россиян давно известны нашим молочникам: им вменяют в вину добавление в сыры пальмового масла. Однако того факта, что украинские производители честно называют такой товар "сырным продуктом", в Белокаменной почему-то не замечают.

Кремль не в первый раз использует тему качества питания для решения своих политических вопросов. Молдова, Грузия, Латвия, Эстония и даже "братская" Беларусь вынуждены были неоднократно расплачиваться за политическую нелояльность к Москве. Сейчас Россия вышла на тропу войны в канун получения членства во Всемирной торговой организации. Если конфликт растянется до лета, когда соответствующий договор будет ратифицирован российским парламентом, шансы Киева победить в этом противостоянии будут выше, чем когда-либо.

Предприятия, попавшие под контроль Роспотребнадзора:

• ЗАО "Пирятинский сырзавод" (Сумская обл.)

• ОАО "Великобурлукский сыродельный завод" (Харьковская обл.)

• ОАО "Звенигородский сыродельный комбинат" (Черкасская обл.), • ОАО "Охтырский сыркомбинат" (Сумская обл.), • ООО "Гадячсыр", ООО "Техмолпром" (Гадяч, Полтавская обл.), • ООО "Производственное объединение "Молис" (Запорожская обл.), • ООО "Интер Фуд" (Винницкая обл.), • ЧАО "Хмельницкая маслосырбаза" (Хмельницкая обл.).

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Олег

Мальский

Партнер международной юридической группы AstapovLawyers

О способах разрешения торговых споров

До ратификации договора о вступлении во Всемирную торговую организацию парламентом любые ограничения импорта, если они будут введены, можно оспаривать исключительно в судебном порядке на территории РФ. Доказательства сторон должны быть научно обоснованны. Например, если ограничения будут введены только на основании того, что проверкой качества молочной продукции в Украине занимается ветеринарная служба, — это явно не научный аргумент.

Заявления о низком качестве продукции должны подтверждать лабораторные проверки. Если в ходе предметной проверки ветсанслужбами обеих сторон выяснится, что качество российской и украинской молочной продукции схоже, то ограничение импорта можно считать исключительно дискриминационной мерой и также обжаловать в суде. Однако даже если качество нашей продукции окажется ниже ожидаемого уровня, Москве необходимо доказать, что данное низкое качество продукции может привести к негативным последствиям для здоровья граждан.

Когда РФ станет полноправным членом ВТО, эти споры перейдут в орган по разрешению споров при организации. После того как недовольная сторона инициирует спор, может пройти до двух лет. А результатом рассмотрения дела может стать решение о запрете российской стороне применять дискриминационные меры. К сожалению, механизмы ВТО не предусматривают компенсации за уже понесенные убытки в связи с ограничением импорта.

Если же проигравшая сторона не выполняет обязательств, ее торговый партнер может в одностороннем порядке увеличить пошлины или ввести адекватные меры защиты своего рынка от нерадивого поставщика. При этом речь может идти не только об одной товарной группе. За дискриминацию сыра можно заблокировать импорт как косметики, так и металла. Объем запретительных мер должен быть адекватным сумме нанесенных убытков.

Игорь

Данилов

Адвокат, юрист практики торгового, антимонопольного и регулятивного права МЮФ Salans

Об индивидуальных подходах при контроле безопасности продовольствия

Даже после того, как Россия станет полноправным членом ВТО, претензии со стороны ее контролирующих органов к нашим пищевым товарам не исключены. Дело в том, что правила ВТО всячески мотивируют, но не обязывают ее членов использовать международные стандарты безопасности и методов оценки качества продукции. В случае с пищевыми продуктами организация подталкивает к использованию стандартов по пищевым продуктам, здоровью животных и растениям, одобренных Международной комиссией ФАО и ВОЗ. Использование членами ВТО таких стандартов является приоритетным, а исключения должны быть обоснованы с научной точки зрения. То есть в принципе при желании отдельные члены ВТО могут применять и свои стандарты. Они могут быть более жесткими или просто предусматривать другой набор процедур и проверок.

В двусторонних отношениях очень важно, чтобы экспортер смог доказать импортеру, что поставляемый продукт соответствует нормам страны-покупателя. Фактически Украина должна доказать, что в результате наших внутренних проверок мы не упускаем ничего важного из российских стандартов. Однако достигнуть согласия и перемирия на словах недостаточно. Соглашение ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах (SPS) предполагает заключение отдельного двустороннего договора. В нем должно быть прописано, по каким группам наших товаров какая система контроля будет считаться удовлетворяющей интересам россиян.

Москва с большой неохотой соглашалась на гармонизацию своего законодательства с правилами SPS и соглашениями о технических барьерах. Но в результате обязалась соблюдать все нормы и правила. Кремль согласился применять именно стандарты ВТО, а не свои собственные. Если украинские товары будут соответствовать стандартам ВТО, претензий быть не должно. На такие же условия согласились и члены Таможенного союза – Беларусь и Казахстан. Все претензии, выходящие за рамки этих стандартов, а также такие жесткие меры, как ограничение импорта, им теперь придется обосновывать научно. Члены ВТО должны заблаговременно предупреждать других членов организации о любых вводимых мерах и изменениях в области санитарного и фитосанитарного контроля. И давать возможность странам предоставить свои комментарии до их введения.

    Реклама на dsnews.ua