• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Леонид Ткачук: Такое впечатление, что украинцы в Приднестровье живут в какой-то резервации

Глава Союза украинцев Приднестровья убежден, что при пассивной государственной политике Украины ее граждане, живущие в непризнанной республике, вскоре
Реклама на dsnews.ua

Глава Союза украинцев Приднестровья

Леонид Ткачук

убежден, что при пассивной государственной политике Украины ее граждане, живущие в непризнанной республике, вскоре ассимилируются.

Чувствуется ли присутствие Украины в При­днестровье?

— Сейчас приднестровские украинцы остались без поддержки со стороны Украины, так как ею не принята госпрограмма помощи зарубежным соотечественникам. В прошлом году говорили, что есть концепция, но вот уже сколько времени прошло, а программы так и нет. Похоже, до сих пор согласовывается в чиновничьих кабинетах.

Какие инициативы Украины по урегулированию приднестровского конфликта были серьезно восприняты Приднестровьем?

— Не то чтобы Украина занимала пассивную позицию, ведь десять миротворцев выступают наблюдателями в переговорном процессе, посол и дипломаты встречаются с руководством Молдовы и ПМР. Но когда мы видим, кто приезжает из Москвы, в каком количестве и как часто, украинское присутствие не выдерживает никакого сравнения. Думаю, что Украина должна быть более активной, потому что это ее граница и здесь живут этнические украинцы.

Реклама на dsnews.ua

В чем, на ваш взгляд, причина пассивности?

— В том, что Украина на государственном уровне не имеет четкой стратегии поведения в отношении Приднестровья. Мы каждому министру иностранных дел пытаемся это доказать, они кивают, но проходит время, они меняются, и мы все то же толкуем заново. Я имею в виду, например, проблемный вопрос пересечения границы Украины для приднестровских украинцев. Обидно, когда ты не можешь попасть на родину.

Если бы для украинцев ПМР не было таможни, дорога до Одессы занимала бы полтора часа, а так приходится добираться туда 6-8 часов. Мы уже десятки раз говорили о введении зеленого коридора на одной из таможен в одесском направлении, ведь летом там колоссальное количество машин. Вроде бы меня поддерживали, понимали, но воз и ныне там.

На каком этапе находится решение вопроса с открытием избирательных участков в ПМР?

— Понимаете, проголосовать на двух участках (в Кишиневе, где расположено посольство, и Бельцах, где есть консульство) невозможно. Потому как один участок может принять в среднем 3-3,5 тыс. человек. А нас здесь 70 тыс. избирателей! Понятно, Украина не хочет добиваться открытия избирательных участков в непризнанной республике, чтобы не конфликтовать с Молдовой.

Но на заседании Украинского всемирного координационного совета мы пришли к выводу, что по ПМР украинский ЦИК может принять отдельное решение. Есть все юридические основания для открытия даже двух участков. Во-первых, в городе Бендеры дислоцируются миротворческие силы Украины, что уже само по себе может быть основанием для открытия участка. А во-вторых, в Тирасполе расположен Украинский дом — дипломатическая структура, находящаяся на балансе посольства. Рассматривались варианты создания участков в приграничных с Молдовой селах.

К селу ехать, предположим, 5 км, а к Кишиневу — 80. Я уже не говорю об изменениях в украинском законодательстве (согласно которым за границей избирательные участки создаются только при посольствах и консульствах — прим. "ВД"), хотя основания есть. На парламентских выборах целые колонны автобусов будут ехать в Кишинев, блокируя движение и создавая неудобства.

Как отвечают на ваши инициативы относительно избирательных участков дипломаты?

— "Действующее законодательство не позволяет открытие дополнительных участков в ПМР". Так мне сказал посол. В ЦИК нам твердят, что им необходимо соответствующее обращение МИДа. Никто не подает. А теперь для сравнения: на российских выборах в Госдуму и президентских выборах у нас было открыто 24 участка (решение об открытии участков было принято за несколько дней до выборов в Госдуму — прим. "ВД"). Мы живем среди других граждан и видим, как у них все это происходит. Такое впечатление, что украинцы Приднестровья оказались в какой-то резервации.

Как усилить украинские позиции в ПМР?

— Во-первых, за счет информационной политики. Можно увеличить трансляцию украинских телеканалов в ПМР. Сейчас их четыре, тогда как российских — полтора десятка. Во-вторых, образовательная политика. Приднестровские украинцы, поступающие в украинские вузы, делают это на общих основаниях. Но у нас ведь образовательная программа не адаптирована под украинскую, в ней отсутствуют многие предметы.

Кроме того, Украиной не признаются дипломы приднестровских вузов, тогда как Россией — без проблем. То есть нашим специалистам, чтобы работать в Украине, нужно провести легализацию документов в Молдове, а потом еще и здесь. В-третьих, можно активизировать и региональное сотрудничество, ведь у нас немало украинцев среди глав районных городских администраций, председателей поселков. Есть и в правительстве наши замминистры. Вариантов много, было бы желание.

    Реклама на dsnews.ua