Сверхзадача порохоботов. Почему переможная повестка дня может победить зрадную

Сейчас сверхзадача порохоботов не в том, чтобы победить зраду, а в том, чтобы отстоять монополию Порошенко на все перемоги
Фото: УНИАН

Изучая посты ботов, можно оценить степень инфицированности общественного сознания различными мифологемами. А рассматривая этот процесс во времени, можно определить, когда именно обществу подбрасывались те или иные дискуссионные темы, когда эти темы начинали доминировать и когда сходили на нет, уступая новым, свежеподброшенным темам.

Выводы при этом получаются весьма нетривиальные — такие, о которых не говорит (и зачастую даже не имеет представления) почти никто из записных политологов и экспертов. Например, смена общественных настроений вообще слабо зависит от объективных факторов, даже таких крайне важных, как события на фронте, а сильно зависит от того, с чего и на что переключается общественное внимание — с помощью, в частности, и таких инструментов, как социальные сети.

Вспомним первый год после революции. Захват Крыма Россией и вторжение ее на Донетчину и Луганщину, наглые нарушения Путиным первых и затем вторых минских договоренностей — все это не привело к деморализации украинского общества, а, наоборот, сплотило и мобилизовало его. Украинские блогеры и прочие пользователи соцсетей воевали главным образом с российской пропагандой и обслуживающими ее ольгинскими ботами, ну и заодно давили фейковую "русскую весну", лезшую через "Одноклассники" и "ВКонтакте". Также и украинское общество, при всех различиях в своих политических предпочтениях, на парламентских выборах поддержало партии революционного лагеря, благодаря чему в Верховной Раде была создана пятипартийная коалиция, насчитывавшая более 300 депутатов.

Однако к осени 2015-го в общественном сознании произошел надлом. Внимание украинцев переключилось с российской агрессии на внутренние темы, и этот период продлился до конца 2017-го. За это время парламентская коалиция успела ужаться до двух фракций (БПП и НФ), а некогда единый революционный лагерь распался на множество враждующих и конкурирующих группировок. Да и союз БПП и НФ сохранился только внешне (обе эти партии не были заинтересованы в досрочных парламентских выборах и предпочитали делить власть в рамках совместного правительства). Украинские блогеры в это время капитально перессорились между собой. Тогда же они и стали массово применять друг к другу обидные термины, причем "зрадофилы" и "порохоботы" были еще не самыми колкими (по сравнению, например, со "зрадо.бами" и "пецяботами"). Но что хуже всего — борьба друг с другом затмила войну с общим врагом.

В последние полгода наблюдается иная картина. Зрадо- и порохоботы поотправляли друг друга в черные списки и почти перестали дискутировать друг с другом, а замкнулись каждый в своем собственном уютном мирке единомышленников. Кроме того, они обособились друг от друга и в обсуждаемых темах. Для зрадоботов приоритетными остаются внутриполитические темы, с непременным противопоставлением, с одной стороны, власти, с другой — ветеранов АТО, волонтеров, активистов, антикоррупционеров и т. п. А порохоботы сосредоточились на военной теме (переход от АТО к ООС, новые вооружения для нашей армии) и на победах на внешнеполитических фронтах (включая безвиз, выигранный у "Газпрома" Стокгольмский арбитраж и ожидаемый Томос об автокефалии).

В социально-экономической проблематике они тоже тематически обособились. Зрадоботы сконцентрировались на низком уровне жизни, росте цен и тарифов, злоключениях переселенцев, а порохоботы — на позитивной динамике (рост ВВП, реальных пенсий и зарплат, возводящиеся повсюду новые производственные объекты, небывалые масштабы автодорожного строительства). Короче говоря, вместо прежних схваток по любому вопросу теперь каждый занят своим делом: одни спокойно себе разрабатывают темы, богатые зрадой, а другие — перемогой.

Разгадка произошедшей перемены проста. Раньше суть сражений в информпространстве, включая соцсети, сводилась к тому, выйдут ли люди на улицы свергать власть. Соответственно, зрадофилы вбрасывали максимально неудобные для власти вопросы, а порохоботы подыскивали в ответ аргументы, доказывающие, что зрада тут крайне преувеличена и, наоборот, преуменьшена перемога. Но в начале нынешнего года всем основным игрокам в Украине (включая западные посольства и кремлевскую креатуру) стало ясно, что экстремальные варианты смены власти (новый майдан, внеочередные выборы) маловероятны и нужно сосредоточиться на очередных выборах президента и парламента.

В ходе избирательной кампании каждая сторона старается навязать обществу собственную, выгодную для нее повестку дня. И главная борьба сейчас идет именно за это. Зрадоботы нагнетают значимость тех вопросов, по которым можно предъявить множество зрад, тогда как порохоботы пытаются переключить внимание общества на те направления, по которым имеются очевидные перемоги.

Впрочем, это не означает, что война между ботами прекратилась. Она продолжается, но приняла иную форму. Поскольку теперь конкурируют повестки дня, то каждая сторона старается не только раздуть собственную повестку дня, но и одновременно сдуть чужую. Для этого есть два традиционных способа: высмеять и опорочить.

Например, порохоботы потешаются над антикоррупционерами (Артемом Сытником, Сергеем Лещенко, Виталием Шабуниным, Дмитрием Гнапом) и вдобавок выискивают доказательства их связей с Россией и с "семьей" Януковича. Со своей стороны, зрадоботы издеваются над достижениями Порошенко и мотивами его борьбы, к примеру, за Томос об автокефалии. Так, Михаил Ткач из программы "Схемы" задался вопросом: а сколько у Онищенко пленок с президентом? Чтобы знать, сколько единых поместных церквей может быть основано в Украине.

Конечно, численно сейчас в соцсетях преобладают любители зрады. Так же и в общественном мнении. Но в бюллетенях будут стоять не перемога и зрада, а фамилии Порошенко и его конкурентов. И сейчас сверхзадача порохоботов не в том, чтобы победить зраду, а в том, чтобы отстоять монополию Порошенко на все перемоги: наращивание мускулов украинской армии, шаги к интеграции в НАТО и ЕС, становление единой поместной церкви, экономический рост и т. д. Чтобы боты конкурентов Порошенко вели непримиримую войну на поле зрады, а порохоботы могли всех их обвинять в намерении лишить Украину ее перемог.

Сейчас, понятно, было бы опрометчиво делать прогнозы о результатах выборов. Но стоит отметить одно наблюдение. Порохоботов сейчас в несколько раз меньше, чем зрадоботов, но в несколько раз больше по сравнению с юлеботами и ботами любых других конкурентов Порошенко. А боты, повторим, это срез общества.