• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Михаил Черевко об особенностях строительства солнечных электростанций в Украине

В последние несколько лет мир переживает бум развития солнечной энергетики. Уже к 2020 г. стоимость солнечного тока будет значительно дешевле энергии,
Реклама на dsnews.ua

В последние несколько лет мир переживает бум развития солнечной энергетики. Уже к 2020 г. стоимость солнечного тока будет значительно дешевле энергии, выработанной на атомных и тепловых электростанциях. А к 2050 г. за счет гелиоэнергетики, согласно прогнозам Международного энергетического агентства, будет генерироваться 20–25% всей электрической и тепловой энергии в мире. О том, какую долю в этом объеме мирового производства сможет обеспечить наша страна и какие проекты будут реализованы в ближайшее время, "ДС" беседовала с генеральным директором представительства компании Activ Solar в Украине Михаилом Черевко.

Насколько благоприятны сейчас в Украине условия для развития гелиоэнергетики и какова перспектива развития этого рынка?

М.Ч. Солнечная энергия с каждым днем становится все более доступной и, следовательно, конкурентоспособной во всем мире. На сегодня в мире возобновляемая энергетика является одной из наиболее привлекательных отраслей для инвестиций. Хорошие перспективы для ее развития имеет и Украина. У нас высокий уровень солнечной активности, с 2009 года действует "зеленый" тариф, существует хорошая база для высокотехнологичного машиностроения и достаточно профессиональных инженеров и энергетиков.

Отрасль показывает высокую динамику роста, о чем свидетельствует ряд заявленных и реализованных проектов от Закарпатья до Луганской области. Перспективность отечественной отрасли возобновляемой энергетики подтверждает и большой интерес к ней со стороны международных финансовых институтов, которые рассматривают ее в качестве объекта для инвестиций.

Рынок фотоэлектрических установок в Украине может развиваться как в направлении более активного инсталлирования на крышах промышленных объектов и на частных домовладениях, так и в направлении реализации проектов с интегрированными солнечными элементами. К примеру, компания Activ Solar совместно с Diamond Aircraft уже создала собственный научно-исследовательский центр для проведения инновационных разработок продуктов и приложений для фотоэлектрической промышленности, в том числе позволяющих увеличить производительность солнечных модулей.

Однако основная проблема, сдерживающая развитие отрасли, — это сложность с привлечением средств для так называемого проектного финансирования.

Насколько остра сейчас конкуренция на рынке возобновляемой энергетики в Украине?

Реклама на dsnews.ua

М.Ч. Учитывая ничтожную долю всех видов альтернативной энергетики в энергобалансе Украины — менее 1%, рынку еще есть куда развиваться, перспектива просто огромна. В настоящий момент ключевые игроки рынка борются не за место под солнцем, а скорее конкурируют технологии, профессионализм и опыт компаний, их соответствие наивысшим мировым стандартам, в том числе и в способности привлекать финансирование под проекты.

Секрет успеха заключается в том, чтобы объединить все ключевые факторы для успешной реализации проекта: пригодную землю для строительства солнечной электростанции, точку подключения, стратегического инвестора, долгосрочное банковское финансирование на хороших условиях. Поэтому строить крупные объекты в Украине сейчас могут только компании, которые соответствуют высоким стандартам качества.

Сколько солнечных электростанций построила в Украине Activ Solar? Сколько средств было вложено в эти проекты?

М.Ч. На сегодня Activ Solar построила в общей сложности около 290 МВт солнечных мощностей на юге Украины. Этого достаточно, чтобы обеспечить потребности в электроэнергии 73 тысячам домохозяйств. Например, электростанция "Перово" покрывает днем пиковое потребление электричества Симферополя. Проекты строительства гелиопарков позволили привлечь 8,1 млрд грн. инвестиций, в основном это заемные средства от международных банков. Ни копейки бюджетных денег для строительства солнечных парков использовано не было, и ни один из наших проектов не реализовывался под государственные гарантии.

Когда окупятся ваши проекты?

М.Ч. Период окупаемости подобных проектов составляет 7–10 лет. Сумма вложений существенно зависит от качества модулей и инверторов. Можно, конечно, инсталлировать дешевое оборудование и сэкономить, однако в таком случае нет гарантий, что оно проработает 25 лет. А это для нас неприемлемо.

Activ Solar и другие девелоперы, например Sun Electra, Rengy Development, регистрируют множество связанных ООО для проектирования и реализации СЭС. Чем объясняется такая тактика?

М.Ч. Строительство промышленных объектов альтернативной энергетики множеством отдельных очередей — это нормальная общемировая практика, часть технологического процесса проектирования и строительства. Так как привлечь финансирование, найти стратегического инвестора, оформить банковский кредит и залог на небольшой проект проще, чем, например, на крупный 100-мегаваттный парк. Также отдельные очереди небольшой мощности легче вводить в эксплуатацию.

Какие объекты планирует построить ваша компания в ближайшем будущем?

М.Ч. Планируем развиваться в Одесском регионе. Мы уже ввели здесь в эксплуатацию более 60 МВт солнечных мощностей. Как и Крым, область имеет высокий уровень солнечной активности в течение всего года. При этом не обладает достаточным и надежным энергоснабжением. Поэтому регион довольно перспективен. Компания также изучает возможность строительства солнечных электростанций в других регионах Украины, но с приоритетом в южных областях.

Бытует мнение, что якобы альтернативная энергетика развивается в ущерб сельскому хозяйству…

М.Ч. Это большое заблуждение. Для строительства солнечной электростанции подходят только площади, которые не используются в сельском хозяйстве. Хороший пример — построенные нами крупные парки "Охотниково" и "Перово" суммарной мощностью около 190 МВт, занимающие совокупно 360 га. Они расположены на территории бывшего известнякового карьера и на пустыре, где никогда ничего не росло.

Эта земля находится далеко от побережья, в степном Крыму. И теперь огромные территории, которые ранее никак не использовались, стали приносить пользу. Близлежащие населенные пункты обеспечены стабильным электричеством, а местные бюджеты получили высокие поступления от сдачи в аренду этой земли и налоговые отчисления.

С 2013 года, согласно готовящимся изменениям к Закону "Об электроэнергетике", "зеленые" тарифы для новых гелиостанций будут снижены. Насколько это повлияет на дальнейшее развитие данного вида энергетики в Украине?

М.Ч. То, что тарифы для новых станций будут уменьшаться, это нормально, ведь технологии и оборудование дешевеют за счет инноваций, следовательно, себестоимость падает. Кроме того, новый закон не просто снижает тарифы, он их больше дифференцирует, например, вводит тариф для частных домовладений, устанавливающих мощности менее 16 кВт, причем он выше, чем для крупных наземных станций. Это должно дать новый толчок развитию рынка малых станций.

В следующем году наша компания готова рассмотреть возможность реализации проектов строительства станций, смонтированных на крышах и фасадах зданий.

Не считаете ли вы, что "зеленый" тариф на ток, произведенный солнечными станциями, нужно дифференцировать (он будет выше там, где активность солнца ниже, и наоборот), чтобы отрасль развивалась не только в южных областях, но и в других регионах?

М.Ч. Солнечная активность в Украине очень хорошая, поэтому эффективность станций при правильном проектировании и использовании особенностей ландшафта будет достаточной, и нет необходимости вводить разный тариф в разных областях. Может появиться лишняя бюрократия. Но, несмотря на привлекательность всей территории, целесообразнее строить именно в тех областях, где есть соответствующие природные условия. Солнечные электростанции — в солнечных местах, ветряные — в ветреных, малые гидроэлектростанции — где есть горные реки.

Насколько проблематично сейчас получить в Украине "зеленый" тариф? С какими сложностями в этой процедуре обычно сталкиваются компании?

М.Ч. Одна из главных проблем — это определение местной составляющей. А вот сама процедура получения "зеленого" тарифа абсолютно прозрачна: порядок и перечень документов размещены на сайте НКРЭ. Менее чем за два года "зеленый" тариф уже получили 116 объектов, в том числе 27 солнечных электростанций.

С 2012 года в Украине начинает действовать новая норма закона о местной составляющей. Достаточно ли у нас комплектующих собственного производства, чтобы выполнить это требование?

М.Ч. Подобные нормы существуют не только в Украине, но и, скажем, в Канаде, Италии, Греции, Турции, Китае, Южной Африке и пр. Это разумный способ поддержки отечественных инноваций, местного сектора возобновляемых источников энергии, создания новых высокотехнологических производств, сопутствующих бизнесов. Это требование будет способствовать не только привлечению инвестиций в страну, но и созданию новых рабочих мест. Например, только проекты Activ Solar создали более 1,3 тыс. новых рабочих мест на этапе строительства, еще 1,2 тыс. — на производственной площадке завода полупроводников в Запорожье.

Солнечные электростанции, построенные нашей компанией в Крыму, спроектированы и установлены согласно новейшим уникальным технологиям мирового класса и имеют ничуть ни меньшее КПД, чем подобные объекты в других странах, например в той же Германии или Италии. При этом везде, где это было возможно, применялись украинские технологии, материалы и оборудование.

Бытует мнение, что эта норма снижает привлекательность инвестирования в украинскую "зеленую" энергетику.

М.Ч. Эта норма снижает привлекательность для спекулянтов-инвесторов, которые хотят быстро заработать и вывести деньги из страны. Но серьезные компании принимают эти правила. Сегодня многие производители после введения нормы о местной составляющей открыли свое локальное производство в Украине, например AEG, Siemens.

    Реклама на dsnews.ua