• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Мир на Донбассе: Как власть видит амнистию для боевиков

С какими предложениями по амнистии для участников боевых действий на Востоке может выйти на встречу в нормандском формате украинская сторона
Реклама на dsnews.ua

Разблокировка Минского процесса, которая состоялось после согласования так называемой "формулы Штайнмайера", заставляет украинскую власть выработать механизмы имплементации в украинское законодательство постулатов Минских соглашений. Среди них и особый статус Донбасса, и проведение там выборов, и разведение войск.

А еще одним из ключевых и болезненных пунктов соглашений является так называемая амнистия для участников боевых действий, которая предусмотрена 5-м пунктом Минских соглашений. Дословно она звучит так: "Принятие и введение в действие закона, запрещающего преследование и наказание лиц, участвовавших в конфликте".

Каково видение этого закона с украинской стороны и что будет ждать амнистированных "ополченцев" - разобрало Depo.ua.

Амнистия - понятие относительное

Первым моментом, который нужно отметить, является однозначность записанной в Минские соглашения нормы о прощении боевиков с запретом преследовать и наказывать лиц, которые "принимали участие в конфликте". В эту формулировку можно вложить очень широкий смысл: от амнистирования тех, кто добровольно сдаст оружие - до амнистии реальных убийц, которые захватывали и пытали мирных жителей и украинских военных.

Можно предположить, что боевики, которые представлены в минской группе главарями "Л-ДНР", будут настаивать на широкой амнистии с включением в список всех без исключения участников конфликта. И их в этом вопросе, очевидно, поддержит Россия.

А вот конкретная позиция украинской власти и ее красная линия пока неизвестны.

На сегодняшний день мы имеем заявление председателя Верховной Рады Дмитрия Разумкова двухмесячной давности о том, что он не допускает амнистии для боевиков. "Если мы говорим об амнистии для боевиков, людей, которые замешаны в военных преступлениях, я думаю, что другого варианта быть не может, никакие амнистии в данном плане не распространяются ни в Украине, ни за рубежом", - сказал Разумков.

Таким же категоричным оказался и министр иностранных дел Вадим Пристайко, который три недели назад провозгласил, что украинская сторона не видит возможным проводить полную амнистию. "Полной амнистии не предусматривает никакая работа нынешней дипломатии", - заявил Пристайко.

Появление в риторике представителя властной команды словосочетание "полная амнистия" свидетельствует, что существует определенная градация определения амнистии. Поэтому, если власти заявляют, что не согласна на полную амнистию, то это означает, что она согласится на "неполную". Но о рамках такой амнистии ни Пристайко, ни Разумков не говорят.

Обошел этот вопрос в своем программном обращении относительно "формулы Штайнмайера" и минского процесса в целом также и президент Владимир Зеленский. Он сосредоточился преимущественно на вопросе особого статуса Донбасса и проведении там выборов, но ни словом не коснулся амнистии.

Очевидно, что этот вопрос должен стать очередным компромиссом. Но каким видит компромисс Зеленский - сегодня неизвестно. Хотя иметь хотя бы общие очертания перед встречей в Париже, где соберутся Меркель, Путин, Макрона и сам Зеленский чтобы формализовать договоренности по Донбассу, емк очень важно.

Амнистия "от Новинского"

Единственное, чем можно сегодня оперировать в вопросе будущей амнистии - два законопроекта в Верховной Раде. Один подали депутаты из обоймы Рината Ахметова (первый автор - Вадим Новинский). Второй - из фракции "Оппозиционного платформы - За Жизнь" Виктора Медведчука.

Оба эти видения можно было бы считать одиозными произведениями пророссийских сил и не принимать во внимание. Но определенной легитимности им предоставил факт, что в Офисе Генерального прокурора эти проекты приняли к обработке. Как понятно из приведенного бывшим нардепом Сергеем Ивановым письма за подписью Руслана Рябошапки, последний принял рекомендацию руководителя парламентского комитета по вопросам правоохранительной политики Дениса Монастырского проработать оба эти проекта законов.

Конечно, фактом остается то, что еще ни один проект, поданный депутатами ОПЗЖ или депутатами условного Оппоблока в этом созыве не приблизился к принятию ни на миллиметр. Но внимание к этим документам со стороны представителей властной команды свидетельствует о том, что эти проекты могут взять за основу в вопросе амнистии. Тем более что авторство оппозиционеров позволит команде Зеленского хотя бы частично переложить ответственность за такую ​​"зраду" с себя на других.

Оба документа являются почти идентичными и предусматривают, что участники событий в ОРДЛО освобождаются от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных более чем двумя десятками статей Уголовного кодекса. Среди них, в частности, и такие преступления:

- посягательство на территориальную целостность Украины,

- финансирование насильственного свержения конституционного строя, препятствование деятельности Вооруженных сил Украины,

- разжигание национальной, расовой или религиозной вражды,

- препятствование деятельности журналистов,

- разрушение объектов электроэнергетики,

- незаконное завладение и обращения с оружием,

- умышленное уничтожение или повреждение объектов жилищно-коммунального хозяйства,

- повреждение путей сообщения и транспортных средств, объектов магистральных или промышленных нефте-, газо-, конденсатопроводов и нефтепродуктопроводов, линий связи,

- массовые беспорядки,

- хулиганство,

- вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность,

- передача или сбор сведений, составляющих служебную информацию, собранную в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны,

- нарушение государственной границы и контрабанда,

- уклонение от призыва,

- надругательство над государственными символами,

- захват государственных или общественных зданий или сооружений,

- угроза или насилие в отношении государственного или общественного деятеля, должностных лиц и журналистов,

- самовольное присвоение властных полномочий или звания должностного лица,

- сокрытие преступления.

В законопроектах оговаривается, что под его действие подпадают только граждане Украины и только те, чьи действия не повлекли смерть потерпевшего (потерпевших) и не повлекли средней тяжести или тяжкие телесные повреждения. Под амнистию попадают все, кто совершил преступления из списка с 28 февраля 2014 по день вступления в силу данного закона.

Касается он и тех, кто уже является осужденным, и тех, кто находится под подозрением, и тех, кого только разоблачат позже. Но обязательным условием попадания под амнистию является прекращение преступных действий до момента вступления этого закона в силу.

Если на нормандской встрече будет согласован такой вариант и Верховная Рада его примет, это вероятно вызовет большое возмущение. Ведь это будет означать, что и украинские военные, защищали страну в течение этих лет, и их противники из бандформирований "Л-ДНР" окажутся фактически в одинаковом положении. Хотя и без таких перегибов как предоставление бандитам статуса участника боевых действий и бесплатного проезда в общественном транспорте (но в будущем и этого исключать нельзя).

Впрочем, кажется, это далеко не главная проблема, с которой столкнется украинская власть после "нормандской встречи" и перехода к имплементации ее договоренностей в реальную жизнь. Конечно, если встреча нормандской четверки вообще состоится.

Автор: Антон Коломойцев

    Реклама на dsnews.ua