• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Наринэ Мальцева: Намек от властей всегда звучал такой: "Будете просить деньги - не дадим работать"

Наринэ Мальцева открыла первую Вальдорфскую школу в Украине. В 1993-м она запустила ее в Одессе с группой единомышленников-родителей, которые искали а
Реклама на dsnews.ua

Наринэ Мальцева открыла первую Вальдорфскую школу в Украине. В 1993-м она запустила ее в Одессе с группой единомышленников-родителей, которые искали альтернативу общеобразовательной школе для своих детей. За минувшие с того времени 19 лет количество учащихся в ней выросло с 20 до 250 человек.

В интервью "ВД" экс-директор и соучредитель Вальдорфской школы "Ступени" призналась, что и по сей день не рассматривает свое детище как бизнес-проект.

Почему вы не рассматривали частную школу как бизнес?

— Нам было важно создать учебное заведение, в котором могли бы учиться в первую очередь наши дети. Мы рассматривали этот проект как некий вклад в развитие общества. В 1993 году наши программы прошли рецензирование в Одесском педагогическом институте, после чего областное управление образования выдало нам временное разрешение на образовательную деятельность, пока в 1995 году не была разработана форма лицензии, которую мы и получили. Этот документ был именным, я лично отвечала за выполнение лицензионных обязательств.

Я представляю, какими глазами смотрели на наши программы люди в Институте усовершенствования учителей или в пединституте. Но среди них нашлись те, кто поверили в наш юношеский энтузиазм и дали нам отеческий совет: "Делайте, что хотите, только не просите денег, и мы не будем вам мешать". Мы пожали плечами и сказали: "Хорошо, тогда мы сами".

У вас получалось?

— Мы каким-то чудом сумели арендовать помещение двух групп в детском садике. Не могу сейчас понять, как мы ухитрялись платить ту сверхвысокую арендную плату — около тысячи долларов в месяц. Учитель получал порядка $10 в месяц. Плата за учебу, по расчетам экономистов, должна была составлять около $20 в месяц, но родители платили 7 — бльшая сумма, по моему мнению, была просто неподъемной. Нам здорово помогали родители и мужья учителей, ведущие свой бизнес, — и финансово, и организационно.

Реклама на dsnews.ua

То есть школа все время балансировала на грани закрытия.

— В 1990-е годы люди то были на подъеме, то резко падали. Человек мог помочь нам однажды, когда имел такую возможность, потом ему помогали другие. Многих детей школа доучивала за свой счет, некоторые даже получали специальные стипендии, потому что возможностей оплатить их обучение у родителей уже не было. В настоящий момент у школы достаточно большие убытки — вследствие подорожания тарифов на тепло. Размер этой "дыры" в бюджете примерно сопоставим с той суммой, на которую школа льготирует отдельных учеников — это порядка 100 000 грн. Плата за обучение в "Ступенях" сегодня — около 1,6 тыс. грн. в месяц.

Выходит, что 1990-е годы школе удавалось выживать, а в относительно благополучные 2000-е с этим возникли проблемы.

— Финансовые "дыры" у школы были всегда. И мы всегда были в поиске источников их латания. Поначалу работали без зарплаты — кто мог. Проводили благотворительные ярмарки-продажи, вырученные деньги пускали на нужды школы. Немного помогали западные фонды, поддерживающие вальдорфскую педагогику, друзья из Германии, Голландии, Финляндии. Постепенно мы научились грамотно управлять расходами, и это дало свой результат. Но самым важным шагом стал проект выкупа здания заброшенного детсада в 1995-м у завода "Зонт".

Нам удалось составить очень грамотный проект поэтапного выкупа. Рассчитывали при поддержке зарубежных фондов получить беспроцентный кредит, но случилось чудо: мы получили деньги, завещанные сторонницей вальдорфской педагогики Ингрид Хельд на развитие школьной инициативы — 70 тысяч немецких марок. Этих средств хватило для первого платежа за здание. Проект выкупа был завершен в 2000 году, после чего мы провели капремонт, перестроили помещения садика под нужды школы.

Но на текущий момент содержание 2000 кв. м и 1 га территории для школы просто неподъемное.

О каких суммах идет речь?

— Самая большая статья расходов — плата за отопление. В 2012-м она составит свыше 190 тыс. грн. То есть эта статья за 10 лет увеличилась в 10 раз. Значит ли это, что плата за обучение также должна увеличиться в 10 раз? Для нас это неприемлемо. Для того чтобы выбраться из этой ситуации, мы начали проект утепления здания и установки альтернативных современных систем отопления и энергоснабжения (в том числе и солнечных батарей), что позволит значительно сэкономить средства.

Власти вам оказывали содействие?

— Намек всегда звучал такой: "Будете просить деньги — не дадим работать". Нас дважды пытались закрыть. Первый раз, на второй месяц после открытия, это попыталась сделать санэпидемстанция. Еще однажды у нас пытались забрать лицензию из-за ряда формальных придирок. Например, из-за несоответствия кадрового состава общепринятым нормативам: скажем, учителем математики работал человек, окончивший политехнический институт.

Читайте также:

    Реклама на dsnews.ua