• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Непростимулированные

У России и Украины в сфере энергопотребления много общего. В обеих странах тарифы на энергоресурсы для населения низкие. Как следствие, у граждан нет
Реклама на dsnews.ua

У России и Украины в сфере энергопотребления много общего. В обеих странах тарифы на энергоресурсы для населения низкие. Как следствие, у граждан нет стимула экономить, они крайне мало осведомлены о том, как и с помощью чего можно уменьшить потребление ресурса. А если к этому добавить еще и отсутствие должного контроля над соблюдением стандартов энергоэффективности при строительстве новых зданий, то картина вырисовывается довольно грустная.

В 2009 году, с вступлением в силу закона об энергосбережении, в России был введен обязательный энергоаудит для организаций, чья деятельность в той или иной мере финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. До конца 2012-го все эти структуры, а также крупные потребители энергоресурсов, поставщики тепла, энергии и воды должны провести энергетическое обследование и в дальнейшем повторять его не реже, чем раз в пять лет.

В результате такого обследования собственник объекта получает информацию о том, что представляет собой его предприятие с точки зрения энергопотребления. По сути, это первый шаг на пути проведения энергосберегающих мероприятий, он позволяет оценить масштаб экономии и определить приоритетность проведения работ.

Экономия денег и административное давление — вот два ключевых стимула, которые должны запустить процесс экономии ресурсов, именно для этого и принимался соответствующий закон.

Но, как часто бывает, по мере реализации благой идеи начали возникать сложности.

Проблемой в России стало низкое качество проведения энергоаудита. Законодательство ориентирует предприятия (большинство из которых являются распорядителями бюджетных средств) при выборе энергоаудитора в первую очередь учитывать стоимость работ. То есть определяющим критерием является не квалификация, опыт предыдущих обследований или наличие приборного парка, а именно ценовой параметр. В итоге часто возникают ситуации, когда в энергопаспортах, выдаваемых по результатам обследования, перечень энергосберегающих мероприятий мало того что неточен, да и еще, что называется, написан "под копирку": для абсолютно разных объектов прописывается совершенно одинаковый набор работ! Вплоть до того, что предлагается одно и то же оборудование с одной и той же стоимостью, хотя очевидно, что оно не может быть одинаковым.

Реклама на dsnews.ua

Планировалось, что за качество энергетических паспортов будут отвечать саморегулируемые организации (СРО), членство в которых сделали обязательным для всех без исключения энергоаудиторов. СРО должны были готовить всю нормативную методическую базу и регистрировать паспорта, соответствующие этой нормативной базе в своем реестре. Внесение в реестр СРО должно было быть своеобразным "знаком качества".

К сожалению, зачастую СРО (а их в России на сегодняшний момент более 140) вносит в реестр паспорта, составленные "на салфетке", только чтобы член не перебежал в другую СРО и продолжал платить членские ежемесячные взносы.

Если энергоаудит будет проводиться "для галочки", то и дальнейшие меры не дадут ожидаемого эффекта экономии. Ведь самый быстрый и простой способ продемонстрировать частному сектору и общественности серьезность намерений правительства и подтвердить значимость энергоэффективности для страны не на словах, а на деле, — внедрить ее в зданиях бюджетной сферы.

Надо четко отдавать себе отчет в том, что энергоаудит сам по себе не повышает энергоэффективность. Очевидно, что если мы проводим такое обследование, то следующим, логичным шагом должна стать реализация инвестиционных проектов в энергосбережение. Но их осуществление в силу ряда причин затруднено.

Многие положения закона об энергосбережении требовали разъяснений. Но сегодня, спустя два с лишним года после принятия закона об энергосбережении, можно с грустью констатировать, что проведенная за счет государства большая и дорогостоящая информационная кампания не привела к успеху. Руководителям разного уровня все равно приходится "с нуля" объяснять положения законодательства и убеждать, для чего им необходимо переходить к энергосберегающей политике. Причем стимулов это делать у властей на местном уровне нет. Как ни странно, причиной тому — наличие в бюджете денег, которое останавливает процесс частно-государственного партнерства, к примеру, в виде внедрения энергосервисного контракта. Руководителю бюджетной организации гораздо выгоднее "поплакаться" и выбить деньги из бюджета на мероприятия по энергосбережению, чем начинать реальную работу по внедрению энергосервисного контракта. Он получает деньги из бюджета и... все останавливается. Вместо прямого выделения бюджетных средств на подрядные работы было бы эффективнее воспользоваться более гибкими и косвенными рычагами поддержки энергосервисного бизнеса.

Основная ошибка России состоит в том, что энергоаудит не ориентирован на дальнейшую реализацию инвестиционных проектов. Возможно, задумка была именно в этом, но пока проведение энергоаудита оторвано от инвестиционного процесса. Если Украина изначально будет ориентироваться на то, что энергоаудит—­ это первый шаг реализации инвестпроектов в энергосбережении, то все встанет на свои места.

Ремир Мукумов, генеральный директор ОАО "Энергосервисная компания Тюменьэнерго"

    Реклама на dsnews.ua