• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Николай Княжицкий: Говорящая голова (интервью)

Иногда, чтобы стать депутатом, нужно, чтобы против вас завели уголовное дело. Еще прошлым летом Николай Княжицкий был погружен в развитие телеканала T
Реклама на dsnews.ua

Иногда, чтобы стать депутатом, нужно, чтобы против вас завели уголовное дело. Еще прошлым летом Николай Княжицкий был погружен в развитие телеканала TVi, работал на нем "говорящей головой" и не подумывал о баллотировании в депутаты. Его появление в списках Объединенной оппозиции на выборах в парламент для многих стало сюрпризом. "Мне позвонили, и я согласился", — так описывает свой путь в большую политику сам Княжицкий. Признаваясь, что другой сценарий не гарантировал ему пребывание на свободе из-за уголовного дела с политическим подтекстом.

С получением депутатского значка темп жизни экс-гендиректора канала TVi Николая Княжицкого ускорился, события чередуются быстро, как картинка в телевизоре. Даже интервью "ВД" пришлось записывать дважды, ведь уже после Нового года Княжицкий не только возглавил подкомитет по вопросам телевидения и радиовещания, но и изменил мнение по поводу некоторых вопросов. Политик признается, что по ту сторону экрана здание под куполом выглядит совсем иначе.

Войти же в парламент, как это ни парадоксально звучит, новоиспеченному оппозиционеру помогла… власть. Полгода назад против него возбудили уголовное дело за якобы незаконное формирование налогового кредита в сумме 6 млн грн. на посту гендиректора канала. В связи с этим люди в погонах провели выемку на канале документов за последние четыре года. Кроме этого Окружной апелляционный суд Киева обязал телеканал выплатить 4 млн грн. налоговых долгов. Оказалось, что такой суммы у TVi нет, Княжицкий сразу же огласил всенародный сбор денег для помощи каналу.

Львиную долю суммы — почти 3 млн грн. — оплатила Объединенная оппозиция. Как заметил в то время директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, во всенародной помощи прослеживается пиар телеканала, так как "Николай Княжицкий мог просто попросить эти 4 миллиона у Объединенной оппозиции. Для этой политсилы такая сумма — не деньги. Но всенародный сбор средств красивее".

В итоге телеканал вовремя рассчитался с налоговиками. Правда, при этом растерял по ходу скандала большую часть своей телеаудитории. TVi в массовом порядке начали отключать от кабельных сетей. Княжицкий же на волне ажиотажа оказался в списках "Батькивщины" под высоким 11 местом.

  Недавно известный российский блогер высказал свое мнение по поводу массовой миграции украинских журналистов в политику. Мол, "да, они не станут тушками, не будут голосовать карточкой соседа, но они ничего не смогут сделать с неправильными законопроектами, ведь не справятся с боевым отрядом регионалов во главе с олимпийским чемпионом по борьбе Эльбрусом Тедеевым, их слив инсайда коллегам ни к чему не приведет, ведь его и сейчас сливают, только без толку". Вас не посещают такие же мысли?

— Я работал не только журналистом, но и был членом Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, руководил государственным телевидением, и потому у меня кроме журналистского есть очень четкое законодательное видение. Журналистской работой я занимался и продолжаю заниматься, и это скорее связано с просвещением. Но есть законодательная работа. Я не могу сделать больше в журналистике, потому что мой телеканал исчезнет, если не будет нормальной страны. И вся печатная пресса исчезнет, потому что нет системы нормального распространения. Мы вообще исчезнем.

Реклама на dsnews.ua

  Известно, что многих "списочников" "Батькивщины" утверждала непосредственно Юлия Тимошенко. Вы знаете ее личное отношение к вашей кандидатуре?

— У меня с ней очень хорошие отношения, я ее уважаю, считаю политической заключенной, хотя и не соглашался со многими вещами, которые она делала, когда была премьер-министром. Но сейчас считаю, что должен быть в той же полит­силе, что и она, просто чтобы ее поддержать. Она была у меня на интервью, мы с ней общались. Мне пересказывали люди, что где-то она про меня писала или вспоминала несколько раз, когда уже была в заключении. Но личного предложения мне не делала. Но насколько я понимаю, Арсений Яценюк все-таки лидер Объединенной оппозиции, потому очевидно, что это согласовано.

  У вас были условия, без выполнения которых вы не готовы войти в список Объединенной оппозиции?

— Не было у меня никаких условий, потому что я как гражданин в этой ситуации поддерживаю оппозицию. Я ни в одну другую партию не вступил бы. Яценюк как молодой политик мне нравится. Есть какие-то вещи, которые меня не устраивают, но, в общем, если сравнивать с другими политсилами, с этими людьми мне общаться приятно. Это на самом деле большая честь, и я даже не могу представить, какие условия мог бы им выставить.

  Вас упрекали в том, что своим переходом в парламент вы прячетесь от уголовных дел, которые против вас может открыть или возобновить власть?

— Я не ворую деньги, не граблю людей, не делаю ничего уголовно наказуемого. А то, что власть возбуждает уголовные дела несправедливо, что в нашей стране действует избирательное законодательство, что у нас преследуют оппозицию — об этом знает весь мир.

Если парламент может от этого защитить, и дать возможность и дальше критиковать эту власть — я ничего плохого в этом не вижу. Но это не может быть главной задачей человека, который идет в парламент, поэтому для меня законотворческая деятельность и перемены в стране намного важнее.

  Вы готовы инициировать законопроекты?

— Я считаю, что есть несколько основных, принципиальных вещей: прозрачность медиасобственности, антимонопольное законодательство медиа, общес­твенное телевидение. Если говорить о печатных СМИ, то мне кажется, что нужно сделать систему распространения, ведь очевидно, что печатные СМИ или вымирают, или им сложно выживать из-за интернета. Еще один аспект — у нас реклама распределяется не пропорционально, не так, как это делается в Европе.

Медиагуру

Николая Княжицкого можно смело назвать одним из корифеев отечественного медиабизнеса. В начале 1990-х он стоял у истоков создания информагентства УНИАН и телеканала СТБ, а после того как в 2002 году ему не удалось пройти в парламент по мажоритарному округу в родной Львовской области, он возглавлял и был совладельцем 9% компании "МедиаДом", владевшей телеканалом "Тонис" и "Газетой 24".

После того как ряд журналистов уволились из этих СМИ, одновременно обвинив владельцев в попытках ввести цензуру, Княжицкий в ноябре 2007 года также ушел из компании. При этом он объявил о рейдерском захвате своей доли со стороны председателя Партии Зеленых Украины Александра Костерина, основного совладельца "МедиаДома".

А уже с 2008 года новоиспеченный бютовец совместно с экс-сотрудниками "МедиаДома" при содействии российских олигархов Владимира Гусинского и Константина Кагаловского запустил новый проект — телеканал TVi (International Media Company). Княжицкий занимает должность главного директора канала. Однако вскоре между друзьями-олигархами завязался конфликт, переросший в дележ TVi. В этой войне Княжицкий занял сторону Кагаловского.

По словам политика, роль Гусинского в управлении каналом TVi заключалась в том, что он покупал для него фильмы через собственные фирмы по завышенным расценкам. В результате конфликта между акционерами Гусинский был вынужден покинуть состав учредителей в украинском проекте и фактическим владельцем ресурса стал Кагаловский. И все бы хорошо, если бы не помощь Фемиды, к которой прибегнул Гусинский.

Так, в августе прошлого года Верховный суд Нью-Йорка вынес промежуточное решение по конфликту вокруг телеканала TVi в пользу Владимира Гусинского. Суд решил, что телеканал TVi стоил почти $57 млн и компания Гусинского New Media Holding имеет право на $28,45 млн плюс проценты в качестве возмещения убытков. Также в судебном решении указано, что Кагаловский действовал совместно с Княжицким для того, чтобы "усыпить" Гусинского и размыть его долю в телеканале.

Буквально за два месяца до указанного решения американского суда в Варшаве состоялась пресс-конференция, на которой было заявлено о создании польско-украинского телеканала TVi Europe, зарегистрированного на имя Княжицкого. Однако глобальные планы создания при новом ресурсе дополнительной линейки из пяти каналов до конца не были реализованы. Княжицкий в этом обвиняет власти.

  В решении суда Нью-Йорка по иску Владимира Гусинского было указано, что вы вместе с господином Кагаловским размыли долю Гусинского. Это так?

— Я точно ничего не размывал. Если бы меня в чем-либо обвиняли, любая из сторон в деле, например, господин Гусинский, вызвала бы меня свидетелем. Или это произошло бы еще в какой-нибудь форме.

  Как владелец Константин Кагаловский отнесся к вашему отходу от руководства телеканалом?

— Ну, я не могу сказать, что он был очень этому рад, потому что считал, что я должен возглавлять канал. Но он не возражал и был благодарен тем политическим силам, которые меня пригласили, особенно когда на канал и на меня лично оказывали большое давление. Поскольку он человек трезво мыслящий и адекватный, то принял это.

  Насколько финансово ударил по TVi вынужденный переход на спутниковое вещание?

— Если бы мы были в эфире, то имели бы свои 5% рынка и вышли б на самоокупаемость. Когда у нас забрали все частоты, выйти на самоокупаемость стало очень сложно. Мы пошли в кабель, где у нас было 90% покрытия. Перед выборами Нацсовет дал указание нас отключать, и мы потеряли 6 млн зрителей. Для нас это очень много. Вполне очевидно, что это ударило по нашим рекламным поступлениям.

  Определенное время вы числились как соучредитель TVi Europe. Вы до сегодняшнего дня совладелец канала?

— Я регистрировал этот юридический субъект, а потом передал все права господину Кагаловскому. Потому мне в TVi Europe не принадлежит ничего.

  Канал TVi Europe регистрировали в Польше исключительно для защиты от украинских властей?

— Разумеется, никакой другой причины не было. Кроме того, мы хотели сотрудничать с Польшей, что сейчас активно реализуем, работаем со многими польскими общественными институциями, работали с Министерством иностранных дел, с польским Фондом кино, с польской киноматекой, которая предоставляла нам фильмы.

  Насколько в Украине медиабизнес прибылен?

— Если сравнивать медиабизнес с PR, где я также работал, то PR намного прибыльнее. Там есть клиент, ему расписывают бюджет, ставят маржу своей прибыли. Ничего сложного нет, если клиент согласился, то прибыль пиарщика уже заложена в предлагаемый медиаплан. Что касается СМИ, то это не полноценный бизнес. Для тех же печатных СМИ у нас нет развитой системы распространения, у нас недостаточно развит интернет по сравнению с другими странами, он часто используется для пропаганды, а не информации, поэтому самые крупные медиахолдинги являются убыточными.

Это сложный бизнес, но вместе с этим медиа — это больше чем коммерция, это эмоция, открытие. Для людей, которые это любят, даже в сложных условиях таким бизнесом заниматься крайне интересно. Хотя украинские медиа еще долго нельзя будет сравнивать с европейскими, в первую очередь из-за того, что они не защищены от любого давления со стороны власти.

"Кассетные" страсти

За несколько месяцев до старта парламентских выборов общественное движение "Честно" представило результаты оценки всех потенциальных народных депутатов. Среди таких критериев как "отсутствие фактов нарушения прав и свобод человека", "неизменность политической позиции относительно волеизъявления избирателей", "непричастность к коррупционным действиям" или "прозрачность задекларированных доходов" Княжицкий отметился одним нарушением.

Так, движение заметило, что во время работы на ICTV в 2000-2002 гг. журналист засветился активной борьбой против свободы слова. В частности, "Честно" указало, что он приложил руку к распространению на канале знаменитых "темников" эпохи президента Леонида Кучмы. "Был зачислен в число тех, кто использовал в своей работе так называемые "манипулятивные технологи" подачи информации... оперирование одновременно правдивыми и неправдивыми фактами, подтасовки фактов под заведомо выстроенную концепцию", — было указано в резолюции движения.

Также в ней зафиксировали, что Княжицкий, работая на подконтрольном зятю президента Виктору Пинчуке ресурсе ведущим в ток-шоу "Свобода слова", однобоко освещал "кассетный скандал" в пользу Кучмы.

Однако впоследствии Княжицкий написал аппеляцию, где указал, что в указанный период уже не работал в сфере журналистики и вообще никакого отношения к "темникам" не имел. Опровержение приняли, однако неприятный осадок от истории остался, так как его экс-коллега по TVi Богдан Кутепов рассказал о том, как Княжицкий разрешил этот вопрос тем, что "слал координаторам движения "Честно" перепуганные СМСки о своей святости".

  Незадолго до парламентских выборов движение "Честно" засчитало вам несколько нарушений, вспомнив истории десятилетней давности, обвинив вас в использовании "темников". Затем "обвинения" сняли. Почему?

— Я написал апелляцию, после чего и сняли нарушения. Они нашли какие-то старые публикации, где говорилось, будто я использовал "темники", и этим ограничивал права человека. Я им предоставил бесспорные данные о том, что когда существовали "темники", я вообще не занимался журналистикой. Еще до того, как появились "темники", я прекратил заниматься журналистикой и начал снимать кино. Я не мог их использовать, поскольку не работал ни в СМИ, ни в органах власти.

  Также "честновцы" упомянули, что вы в начале 2000-х, будучи ведущим передачи "Свобода слова" на ICTV, занимались обеливании имиджа Леонида Кучмы в "кассетном скандале", одновременно однобоко критикуя Николая Мельниченко.

— Думаю, Мельниченко — трагическая фигура. Но, по моему мнению, во время работы у Кучмы он нарушал закон. Я всегда так считал. Думаю, что подслушивание кого-либо, неизвестно с какими намерениями, с непонятной мотивацией, вызывает очень много вопросов. Полагаю, что Мельниченко действовал не самостоятельно. При этом лично я считаю, что хотя Николай нарушил закон и присягу, человек он неплохой. Просто оказался в сложной ситуации, в чем-то дал слабину, и это вынудило его делать то, что он делал.

Он слишком поздно рассказал об этом. По его словам, он слышал про все эти нарушения и раньше. Почему же он тогда ничего не говорил? Тем удивительней его нынешняя история. Его связывают то с Березовским, то с российскими спецслужбами, то с одними, то с другими, то он пленки дает, то не дает. Все это очень непрозрачно. А когда история непрозрачна, она дает основания для манипуляций.

  В разгар скандала в студию программы приглашались такие люди, как адвокат Генрих Падва, активно защищающий Кучму. Это разве не свидетельствует об однобокости освещения этой ситуации?

— Начнем с того, что Генрих Падва — интеллигентный человек, один из самых лучших и порядочных адвокатов России. Когда-то не я, а мой коллега Дмитрий Киселев брал у него интервью. Тогда этот блестящий, сильный, профессиональный адвокат сказал очень конкретные и толковые вещи Киселеву, который многое в свою очередь говорил неправильно.

Что касается меня и Падвы, то я его приглашал из совсем других соображений. Когда был арестован Константин Григоришин, Суркис с Медведчуком с ним воевали, мое PR-агентство помогало Григоришину. Я пригласил Падву, чтобы он помог в конфликте.

  Виктор Пинчук давал вам и коллегам по передаче конкретные установки по освещению скандала с пленками Мельниченко?

— В принципе, в ходе "кассетного скандала" было решено, чтобы мы выходили ежедневно в эфире. Однако что и как говорить, нам никто не приказывал.

  Не так давно, когда Мельниченко обвинил Тимошенко в причастности к убийству Щербаня, оппозиция сразу заявила, что он таким образом пытается отомстить ей, ведь недавно напрашивался быть ее адвокатом. Как вы считаете, чего хочет Мельниченко?

— Трудно сказать, он манипулирует все время то одним, то другим. То он против Тимошенко, то он за нее. Я думаю, что он ведет себя неправильно.

Львиное сердце

Николай Княжицкий коренной львовянин, и как патриот города Льва при любой возможности старается посетить свою малую Родину. Здесь у него живет мама, да и друзей осталось достаточно. Однако главный повод на несколько дней окунуться в атмосферу местных кафе, узких улочек и площади Рынок — книжный фестиваль во Львове.

  На книжных фестивалях во Львове регулярно бываете?

— Да, кстати канал TVi много лет является их спонсорами. И я несколько лет вел оттуда программу. Я думаю, Александра Коваль делает большое дело. Я ее в этом поддерживаю, и вообще поддерживаю инициативных людей, которые каким-то образом двигают интеллектуальную жизнь в Украине. Даже если у них разные взгляды. Таких личностей у нас в Украине немного. Упомянутая Александра Коваль, также Андрей Халпахчи, который делает фестиваль молодежи, Виктория Тигипко, организовывающая Одесский фестиваль.

  Какие книги вы привезли с фестиваля?

— Честно говоря, не помню. У меня их так много, что не запоминаю, где и когда покупал. Хотя вот запомнились последние подарочные книги. Недавно Семен Глузман подарил свою книгу воспоминаний. А перед тем мне подарил книжку польского философа Колаковского "Похвала непоследовательности" Ярослав Грыцак, который писал к ней предисловие.

  В начале 2000-х вы начинали писать книгу. Почему о ней не слышно?

— Да, у меня была такая идея. Мой отец прожил ровно столько, сколько просуществовал Советский Союз — от 1917 до 1991 года. Всю жизнь он вел дневник, мечтал что-то написать, но, к сожалению, не получилось. У меня остались его воспоминания, по ним я хотел что-то написать, но пока не реализовал эту идею. Кстати, также хочу издать книгу по мотивам моих интервью, показать украинцам людей, которые талантливее меня. За годы моей работы у меня в эфире было много интересных личностей. Хочется, чтобы записи этих бесед просто не потерялись.

Перспективы

Новому депутату в рядах оппозиции реализоваться всегда очень сложно. Планы Николая Княжицкого добиться принятия ряда законопроектов для либерализации рынка СМИ в нынешних политических условиях имеют крайне мало шансов. Единственная публичная возможность у парламентария проявить себя в борьбе с властью — драки и провокации — также не подходят нашему герою. Многое будет зависеть от его умения найти хоть какие-то компромиссы с представителями Партии регионов, хотя бы в рамках Комитета по свободе слова.

Ну а бизнес-активы Княжицкого до президентских выборов имеют шансы выжить только при условии мощного дотирования. Депутатский статус и природная коммуникабельность наверняка помогут решить эту проблему успешно. Хотя на новые лицензии телеканалу TVi, по всем понятным причинам, рассчитывать не приходится.

    Реклама на dsnews.ua