• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Николай Пашкевич о новых планах правительства по развитию производства энергии из возобновляемых источников

Публикация проекта обновленной Энергостратегии Украины до 2030 г. с уменьшенным втрое планом по доле возобновляемой энергетики в общем энергетическом
Реклама на dsnews.ua

Публикация проекта обновленной Энергостратегии Украины до 2030 г. с уменьшенным втрое планом по доле возобновляемой энергетики в общем энергетическом балансе Украины стала неприятным сюрпризом для участников рынка, экспертов и регулятора. Глава Госэнергоэффективности Николай Пашкевич в интервью "ДС" рассказал, что одной из причин конфликта между "альтернативщиками" и Минэнергоугля стала несогласованная государственная политика. Из-за противостояния ведомства Юрия Бойко с Минэкономразвития и торговли Украина может потерять миллиарды долларов инвестиций.

Как вы оцениваете темпы развития отрасли возобновляемой энергетики в течение последних двух лет?

Н.П. Мы видим постоянный динамичный рост сектора. В 2011 году было установлено почти 264 МВт мощностей возобновляемых источников, тогда как в 2010-м эта цифра составляла всего 146,5 МВт. Таким образом, сегодня установленная мощность всех альтернативных объектов составляет 411 МВт. Выработка электроэнергии на нетрадиционных станциях также растет. За первый квартал этого года она составила 47% объема, выработанного в 2011 году, — 155,6 млн кВт•ч, хотя за первые три месяца в строй введено только 0,85 МВт мощностей. По итогам последних двух лет объем электроэнергии, вырабатываемой с использованием возобновляемых источников, в три раза превысил показатели, достигнутые за годы независимости.

Уменьшается ли энергоемкость ВВП? Создается впечатление, что показатели не меняются годами.

Н.П. С 2000 по 2008 годы энергоемкость ВВП постоянно снижалась. В 2009 году был небольшой всплеск — на 2,4%, поскольку произошло падение самого валового продукта. В 2010 году сокращение энергоемкости восстановилось. В 2011 году во всех отраслях: и в коммунальном хозяйстве, и в металлургическом производстве, и в тепловой энергетике – энергозатраты снизились. Но они все еще на 20–30% выше среднеевропейских показателей.

В медиа все больше разговоров о сворачивании программ энергоэффективности, поддержки возобновляемой энергетики. Многие компании, например мусоропереработчики, не могут получить "зеленый" тариф. Означает ли это, что Украина отказывается от данной темы?

Н.П. Возможно, это впечатление связано с тем, что в 2012 году действительно пока ни одна новая компания не получила "зеленый" тариф от НКРЭ. С 1 января начала действовать норма, согласно которой при строительстве альтернативной станции для получения "зеленого" тарифа необходимо иметь 15% комплектующих, произведенных в Украине.

Реклама на dsnews.ua

Инвесторы эти требования готовы выполнить. Но получить тариф они не могут, поскольку порядок расчета местной составляющей еще не утвержден Кабмином. Затем правительство должно согласовать порядок выдачи сертификатов украинского происхождения товаров. Все это занимает время, но не мешает компаниям строить новые объекты. Я настаивал бы на введении такого принципа: компания должна задекларировать, что все ее оборудование соответствует требованиям для получения "зеленого" тарифа, и получить его. И если в ходе проверки выяснится, что компания обманула рынок и регулятора, с нее нужно взыскивать все неправомерно полученные доходы. Но пока такие инициативы в парламент не поступали.

Почему обновленная Энергостратегия существенно ухудшила перспективы для альтернативной энергетики?

Н.П. Я прекрасно понимаю задачи, стоящие перед Минэнергоугля, которое в основном и разрабатывало данную стратегию. Их цель — обеспечить стабильное энергоснабжение в объемах, необходимых растущей экономике. Причем сделать это они хотят с минимальными затратами и на тех активах, которые уже существуют: атомных станциях, пылеугольных энергоблоках, газовых блоках. Экономика будет развиваться, а спрос расти с нынешних 180 млрд кВт•ч минимум до 300 млрд кВт•ч к 2030 году. И обеспечить стабильные энергопоставки проще всего на существующей инфраструктуре, которая централизована и ориентирована на потребности производителя, а не потребителя. Понятно, что задача Минэнергоугля — загрузить работой шахты.

А о том, что у нас огромное содержание серы в угле, ее почти невозможно отделить, и выбросы отрицательно сказываются на экологии, никто предпочитает не вспоминать. К тому же, если наращивать производство энергии из возобновляемых источников, необходимо строить сеть регулирующих тепловых станций. Это задача государства, поскольку закон о "зеленом" тарифе гарантирует компенсацию инвестору средств, потраченных на подключение к сети. Денег на это нет.

На чем основаны предложения довести к 2030 году объем возобновляемой энергетики до 12% в общем энергобалансе?

Н.П. Мы посчитали, сколько можно еще построить новых объектов благодаря действию "зеленого" тарифа. И вышли на такие цифры: вполне реально, что к 2030 году мы сможем заменять объектами возобновляемой энергетики как минимум два энергоблока атомных станций из четырех запланированных Кабмином согласно Энергостратегии. Общая мощность станций на альтернативном топливе должна составить около 17 ГВт.

Но кажется, что прогноз Минэнергоугля основан на том, что новые альтернативные станции строиться уже не будут. В таком случае инвестиции в возобновляемую энергетику больше не придут. Инвестору просто не дадут вкладывать деньги в эту отрасль.

Как это будет происходить? Местные советы перестанут выделять участки под ветропарки?

Н.П. Скорее всего, главными действующими лицами здесь будут облэнерго и подразделения НЭК "Укрэнерго", которые не станут выдавать технические условия для подключения к энергосистеме Украины. Основания будут одинаковые: система не готова принимать дополнительных участников. То есть вы сможете построить ветропарк или солнечную станцию, но при этом будете вы-нуждены производить энергию только для собственных нужд.

О каком объеме недополученных инвестиций идет речь?

Н.П. Сейчас сложно проводить подсчеты, поскольку технологии дешевеют, и неизвестно, сколько денег понадобится на их приобретение через пять лет. Да и эффективность повышается. Ранее, например, ветрогенераторы работали с отдачей не более 6–7% от установленной мощности, сейчас этот коэффициент достигает 30%. Мы надеемся получить до $5 млрд инвестиций в отрасль до 2015 года. Эти объемы можно сегодня считать фактически потерянными.

Украина является членом Европейского энергосообщества. Мы обязались довести объем выработки энергии из возобновляемых источников до 12% к 2020 году. Какие санкции могут последовать за невыполнение этих показателей?

"Как только вступят в силу наши ограничения, ЕС начнет проверять документацию на нашу электроэнергию. И если в себестоимости не будет фигурировать чистая энергетика, то ток будет импортироваться с большими пошлинами и станет неконкурентоспособным"

Н.П. Как таковых санкций по договору не предусмотрено. Но как только вступят в силу ограничения, ЕС начнет проверять документацию на нашу электроэнергию. И если в себестоимости не будет фигурировать чистая энергетика, то ток будет импортироваться с большими пошлинами и станет неконкурентоспособным. То же может со временем произойти и с украинскими товарами, которые поставляются на Запад. Если будет выявлено, что товар произведен с использованием "грязной" энергии, его тоже могут обложить повышенными пошлинами. Считаю, что невыполнение взятых обязательств — это отказ от евроинтеграционных процессов.

Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Н.П. Необходимо провести очень много работы. Например, районировать источники электроэнергии. Пусть лучше у каждого будет стоять мини-станция во дворе, чем огромная компания, локализированная в одном месте и передающая электроэнергию. Это позволит направлять электроэнергию непосредственно потребителю, минуя посредников. С этой задачей невозможно справиться, не внедряя возобновляемые источники энергии. Пока что у нас есть проект стратегии, его можно обсуждать и вносить изменения, что мы и собираемся делать.

Есть мнение, что чем больше мы будем производить возобновляемой энергии, тем дороже будет общий тариф.

Н.П. По нашим расчетам, пока Украина не будет производить экологически чистую энергию в объеме хотя бы 5% от общего энергобаланса тариф изменится несущественно. Дело в том, что средняя цена электроэнергии формируется на уровне окупаемости ее производства самым устаревшим тепловым энергоблоком. Пока "зеленые" электростанции будут выбивать эти блоки из энергосистемы (то есть вводить новые альтернативные станции, которые заменят ТЭС), общая цена будет стабильной. Ее, кстати, будет балансировать и постоянно снижающийся уровень "зеленого" тарифа. После того как закон завершит свое действие, возобновляемая энергия станет еще и дешевле традиционной. Поскольку инвестиции в альтернативные станции к тому времени уже окупятся и будут работать исключительно на покрытие себестоимости производства.

    Реклама на dsnews.ua