• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Павел Розенко: Государство не прогнозирует развития рынка труда в Украине

Бывший заместитель министра труда и социальной политики, эксперт по вопросам социально-трудовых отношений говорит, что за 20 лет ни одно правительство
Реклама на dsnews.ua

Бывший заместитель министра труда и социальной политики, эксперт по вопросам социально-трудовых отношений

Павел Розенко

говорит, что за 20 лет ни одно правительство не изучало перспективу развития рынка труда.

Обладает ли государство объективной информацией о потребностях рынка труда?

— Государству известно о том, что нужно рынку труда, поскольку работодатели дают в центры занятости информацию о вакансиях на предприятиях. Но проблема в том, что государство не прогнозирует развития рынка труда в Украине и, соответственно, потребности его в кадрах. А раз так, то, очевидно, планировать государственный заказ в вузах оно не способно.

В чем причина?

— Каждое правительство у нас занято "тушением пожаров", не говоря уже о том, что за 20 лет независимости у нас сменилось полтора десятка составов Кабмина. Помимо этого, по моим оценкам, 90% украинских компаний, в первую очередь малого и среднего бизнеса, не работают на долгосрочную перспективу. Государство нестабильно и непрогнозировано, поэтому составление долгосрочных программ бизнес считает нецелесообразным.

Реклама на dsnews.ua

Кроме того, само правительство признает, что приблизительно 40-50% рынка труда находится в тени. По расчетам Международной организации труда, сегодня мы имеем приблизительно 19-20 миллионов работающих граждан. Выплачивают пенсионные взносы — а это наиболее объективный показатель легального труда — 14 миллио­нов. То есть мы имеем приблизительно пять миллионов людей на теневом рынке труда.

Работающие на теневом рынке компании, как правило, недолговечны. Независимо от этого, там есть большой спрос на рабочую силу. По оценкам разных экспертов, на теневом рынке труда ежегодно выплачивается заработных плат на сумму 160 миллиардов гривен. Это приблизительно треть существующего фонда оплаты труда.

Как формируется госзаказ после того, как вузы передают свои пожелания управлениям образования областных администраций?

— Потребность в госзаказе передается от местных управлений образования в Минобразования, где каждому из ректоров предстоит защитить свою заявку, потому что желания вузов, как правило, превышают возможности государства. Потом поле битвы переходит в Минэкономразвития. И после договоренности Минэкономразвития и Минобразования формулируется постановление Кабмина, которое проходит согласование в Минэкономразвития, Минфине, Минсоцтруда и Минюсте.

То есть видя, что информация в этом документе не соответствует потребностям рынка труда, то же Минсоцполитики, знающее хотя бы текущее состояние этого рынка, может не согласовать этот документ…

— Для этого нужна политическая воля — в период избирательных кампаний такие вещи не делаются. Два с половиной года для реформирования системы госзаказа уже потеряны. Надежда — на 2013-2014 годы. Если за это время не будет проведена реформа госзаказа, то в 2015-м, снова-таки, никто делать этого не будет.

На мой взгляд, в процессе формирования госзаказа должно быть три активных участника: организации работодателей, Министерство экономики и Министерство труда и социальной политики, а не вузы и МОН. Но, по большому счету, нынешняя система госзаказа выгодна чиновникам, в первую очередь Министерству образования.

Все наши попытки на заседаниях правительства поставить вопрос о том, чтобы все-таки связать госзаказ и рынок труда, нарывались на эмоции разных министров образования, которые угрожали студенческими бунтами, народным недовольством и так далее. Надо отдавать себе отчет, что безболезненно процесс реформирования этой системы не пройдет. Безусловно, многие специальности и вузы утратят госзаказ, но, с другой стороны, украинский рынок труда получит специалистов, нужных ему, а не чиновникам или ректорам.

    Реклама на dsnews.ua