• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Председатель Госинспекции по контролю за ценами о том, почему все дорожает при нулевой инфляции

Два месяца назад правительство утвердило новые правила определения периодичности плановых проверок предприятий, торгующих товарами и услугами, цены на
Реклама на dsnews.ua

Два месяца назад правительство утвердило новые правила определения периодичности плановых проверок предприятий, торгующих товарами и услугами, цены на которые подлежат государственному регулированию. Цель новаций — ослабить вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. О том, как теперь поддерживается ценовая стабильность, "ДС" рассказал председатель Госинспекции по контролю за ценами Александр Киселев.

Александр Владимирович, какова сфера деятельности вашего ведомства?

А.К. Основная задача Госценинспекции — мониторинг и контроль стоимости товаров и услуг, цены на которые регулируются государством. Это цены на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину, плюс фармацевтика и тарифы на отдельные виды коммунальных услуг, железнодорожные и автобусные перевозки. Хотя перечень регулируемых цен следует корректировать: на мой взгляд, в нем должны найти отражение расходы на образование и коммуналку.

По итогам января–сентября Госстат зафиксировал дефляцию на уровне 0,6%. Цены не растут, значит, Госценинспекция может спокойно почивать на лаврах?

А.К. Данные нашего мониторинга показывают, что при относительной стабильности цен на хлеб, крупы и мясо этой осенью подорожали овощи. Так, по сравнению с началом года картофель стал дороже на 65%, морковь и свекла — более чем на треть, цена на капусту увеличилась на 20%.

Госстат и Госценинспекция для анализа изменения цен используют различающиеся кое в чем методики. Нас интересует ценовая динамика на товары и услуги, которые входят в сферу нашего контроля. Госстат же рассчитывает индекс инфляции как макроэкономический показатель, поэтому анализирует изменение цен во всех секторах экономики.

Хотя нужно признать: государственный контроль за ценообразованием за последний год стал более эффективным, действенным. С апреля этого года за инспекцией закреплены контрольно-надзорные функции. Мы получили право проводить проверки и уже приступили к этой работе.

Реклама на dsnews.ua

За последние три месяца проведено 70 плановых и 15 внеплановых проверок, по результатам которых принято решение о взыскании около 8,2 млн и 336 тыс. грн. соответственно. До этого, фактически полтора года, контроля за ценами в стране не было.

С какими ведомствами вы координируете свою работу?

А.К. Инспекция сотрудничает с Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ): мы делимся данными о том, как формируются цены. Но нас интересует не только то, как монополизм отражается на цене, мы проводим более широкий анализ, нас интересует влияние и других факторов изменения себестоимости — производственные и торговые издержки, использование займов. С другой стороны, мы фокусируемся на контроле цен на товары из закрепленного за инспекцией списка, а у АМКУ поле деятельности обширнее.

Хотя и по своей зоне ответственности мы завалены жалобами граждан. В этом году мы уже получили 1800 жалоб, что вдесятеро больше, чем в прошлом. Например, повысили стоимость железнодорожных билетов — поступают жалобы, на которые мы обязаны реагировать.

И вы будете проверять "Укрзалізницю"?

А.К. Да. Госценинспекция планирует проверку "Укрзалізниці". Проведем анализ, почему повысили тарифы на пассажирские перевозки. Узнаем, насколько это оправданно, есть ли там прибыль или жалобы железнодорожников на убытки обоснованны. Сейчас мы также планируем проверку крупных торговых сетей.

Инспекция просто обязана разобраться, что там происходит, ведь до 40% продаваемого в сетях товара входит в перечень ценового регулирования. И цены на эти товары за последние пару лет у них повысились на 30–40%. В письмах руководители крупнейших компаний-ритейлоров пишут, что у них одни убытки, СМИ же рассказывают о том, что капитализация торговых сетей растет с впечатляющей скоростью.

Контроль прибыли — это парафия Министерства доходов и сборов. Вы сотрудничаете с налоговиками?

А.К. Безусловно, обмениваемся информацией с Министерством доходов и сборов, привлекаем к проверкам милицию и прокуратуру. В этом году практически все наши проверки проходят совместно с работниками прокуратуры.

К чему привлекать для проверок силовиков?

А.К. Благодаря такому сотрудничеству эффективность проверки повышается. Кроме того, сейчас Госценинспекция очень тесно сотрудничает с Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ. Инспекция должна выдавать заключения об экономической обоснованности тарифов по каждому многоквартирному дому — а таких в стране 240 тыс. Но в этой сфере ужасная неразбериха.

Например, в Киеве из почти 12 тыс. многоквартирных домов у более чем 8 тыс. нет полноценных технических паспортов. Зачастую неясно, какова площадь придомовой территории, нет точных данных об общей и жилой площади домов, просто в паспорте дома указано "не определено".

В таких условиях у ЖЭКов появляются широчайшие возможности для манипулирования тарифами. При нынешнем штате в 150 человек у Госценинспекции нет возможностей пресечь это. Нужно увеличивать количество сотрудников. По нашим расчетам, до 4 тыс. человек. Но я на это даже не надеюсь, буду рад и тому, чтобы утвердили штат в 1200 человек.

Но с тарифами для домов могут разобраться местные власти, к тому же они лучше знают их техническое состояние.

А.К. Если поручить это дело местным властям, проявятся "местечковые особенности". Ко мне как-то обратился мэр одного из городов с вопросом, как идут дела с утверждением тарифов на вывоз мусора. Потом выяснилось, что компания, которая оказывает эту услугу, принадлежит его куму, и его интерес стал понятен.

Государственная политика в отношении тарифов на коммунальные услуги должна строиться по единому алгоритму, чтобы избежать существенных различий в подходах к формированию расчетов тарифов. Именно поэтому процесс проверки экономической обоснованности стоимости комуслуг централизован и вменен в обязанности Госценинспекции.

Но пока и работа Госценинспекции вызывает нарекания. В своих недавних выводах Счетная палата указывает, что инспекция "не владеет всей информацией о ценовой ситуации в регионах".

А.К. Так ведь к какому выводу пришла коллегия Счетной палаты? Ходатайствовать перед Президентом и премьером об увеличении численности инспекции. При нынешнем количестве работников мы физически не можем быть везде, где наше присутствие требуется и прописано законодательно и нормативно.

В октябре Госценинспекция оштрафовала "Киевмлын" на 5,5 млн грн. за завышенные цены на муку. Известно, что это предприятие связано с "Киевхлебом", который как раз сейчас ведет острую конкурентную борьбу за киевский рынок хлеба с компанией "Кулиничи" народного депутата Владимира Мисика. Злые языки говорят, что штраф связан с этой борьбой.

А.К. Никакой связи с разбирательствами этих компаний на рынке нет. Дебаты между инспекцией, "Киевмлыном" и "Киевхлебом" длятся с лета прошлого года, когда "Кулиничи" еще не вышли на киевский рынок. В столице недостача хлеба социальных сортов, то есть с простой рецептурой по невысокой цене.

Я устал слушать истории о том, какие проблемы у хлебопеков с кредитами, логистикой и т. п. Что касается "Кулиничей", то предприятие резко пошло в гору, они построили новый завод. Думаю, положенная доля социальной нагрузки у них появится.

Месяц назад вы пообещали сообщить результаты проверки ценообразования на внутренних авиарейсах. Почему на них так высока стоимость билетов?

А.К. Дело в том, что авиаперевозки пока не входят в перечень услуг, которые проверяет Госценинспекция. Но мы обязательно разберемся, почему билет из Киева в Одессу дороже, чем из Баку в Киев, и почему авиаперелет из Киева в Луганск стоит столько же, сколько из Женевы в Лондон и обратно.

Хотя я прекрасно понимаю, какой силы сопротивление может быть оказано такой инициативе теми, кто заинтересован в том, чтобы этот рынок не регулировался. Надеюсь, государство даст право на контроль и этой сферы и мы сможем разобраться, почему же так дорого летать.

    Реклама на dsnews.ua