• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Рафаэль Кузьмин о том, когда начнут падать цены на мобильную связь

"Если россияне, например, по внутренним тарифам платят в 1,5 раза меньше, то почему мы должны платить больше? Если мы добьемся от Киевстара и МТС сниж
Реклама на dsnews.ua

Антимонопольщики активно взялись наводить порядок на рынках потребительских услуг. Сейчас в АМКУ на рассмотрении находится ряд громких дел, результатом которых может стать снижение цен на услуги мобильных операторов, продукты и операции с пластиком, а также раскрыта вся правда о невероятно привлекательных "нулевых" потребительских кредитах. О ходе этих расследований "ДС" беседовала с первым заместителем председателя АМКУ Рафаэлем Кузьминым.

Сегодня у всех на слуху антимонопольное расследование, связанное с завышением тарифов мобильными операторами. Расскажите о его ходе.

Р.К. Есть два дела. Первое касается стоимости роуминга. Второе — необоснованного завышения мобильными операторами внутренних тарифов. Когда внутренние тарифы выросли на 40% и более (в прошлом и нынешнем годах), Антимонопольный комитет порекомендовал "Киевстару" и МТС их снизить. Компании не выполнили наших рекомендаций, поэтому мы возбудили дело.

Сейчас и "Киевстар", и МТС готовы к сотрудничеству с АМКУ. То есть готовы снижать стоимость внутренних тарифов до экономически обоснованного уровня, причем доказывать нам данное снижение, и, если это произойдет, мы не будем применять жесткие санкции по отношению к ним. Согласно закону штраф за нарушение антимонопольного законодательства может составлять до 10% годовой выручки.

Дело по роумингу на стадии завершения. Компании заявили о желании, во-первых, снизить стоимость роуминга, а во-вторых, доказать, что стоимость услуг будет доведена до экономически обоснованного уровня.

О каком уровне идет речь?

Р.К. Они должны обосновать. Я думаю, что, если мы добьемся снижения на 10–15%, это уже будет успех. Если операторы обоснуют, что смогут установить цены с сохранением прибыльности и всех инвестиционных составляющих до 20%, тогда это вообще будет отличным результатом. Но для нас важно, чтобы и дальнейшие повышения тарифов были экономически обоснованными. Чтобы это не происходило так: захотел — увеличил.

Реклама на dsnews.ua

Если россияне, например, по внутренним тарифам платят в 1,5 раза меньше, то почему мы должны платить больше? Операционная рентабельность у мобильных операторов от 50 до 85%, а кое-где и до 90%. Сами компании признают, что в определенные периоды рентабельность у них превышает 30–40%. Наши цифры взяты не с потолка, это аналитическая информация.

АМКУ анализирует цены других операторов? Например "Лайфа"?

Р.К. Конечно, анализируем. Если два ведущих игрока увеличивают цену, то и остальные вынуждены ее поднимать, чтобы сохранить тот уровень прибыльности, который сложился как среднеотраслевой, при равном качестве услуг.

Очень часто компании вводят в заблуждение потребителей своей рекламой. Вы анализируете рекламу?

Р.К. У нас есть специальное подразделение, которое занимается реализацией положений Закона "О защите от недобросовестной конкуренции". Если на рынке мы выявляем рекламу, которая вводит в заблуждение потребителя, то возбуждаем дело и наказываем подобные компании. К примеру, у нас в работе имеется много дел о недобросовестной рекламе на финансовом рынке, в частности, о выдаче тех же кредитов под 0%.

В 2011 году мы обязали ПАО "Универсал Банк" прекратить подобные действия, в текущем году Хмельницкое областное отделение АМКУ привлекло к ответственности за такое нарушение ПАО "Банк "Ренессанс Капитал".

На каком этапе находится расследование об антиконкурентных согласованных действиях крупных торговых сетей?

Р.К. У нас такое дело есть. Расследуем его и планируем завершить в конце ноября. За 2011 и начало 2012 года крупные розничные торговцы завысили цены на социально важные продукты. Мы не говорим сегодня о твердой торговой надбавке в 10%. Мы говорим о том, что зашел товар в торговую сеть с одной ценой, его расфасовали и продают уже с большими накрутками. Стоимость завышается от 15 до 60%.

Как реагируют торговцы на ваше расследование?

Р.К. Изначально они утверждали, что цены диктуют производители, но когда мы доказали, что именно торговые сети завышают их путем операционной, в том числе и расфасовочной деятельности, только тогда, на мой взгляд, они поняли, что мы обоснованно предъявляем претензии. Если они примут меры по снижению цен на социально важные продукты, мы сможем не применять жестких штрафных санкций.

Расскажите о начатом расследовании по поводу завышения тарифов Visa и MasterCard.

Р.К. Здесь ситуация аналогичная: затронуты интересы населения, и мы настаиваем, чтобы, во-первых, была снижена стоимость их услуг и, во-вторых, если в дальнейшем и будет повышение, чтобы оно было экономически обоснованным. В прошлом году к нам с заявлением обратилась Ассоциация членов платежных систем ЕМА, по результатам рассмотрения которого мы предоставили рекомендации Visa и MasterCard о снижении тарифов. Чтобы разобраться с этой ситуацией, мы проводим углубленное исследование.

Как комитет борется с картельными сговорами?

Р.К. Мы предлагаем следующее: предприятия, которые добровольно сообщили о своем участии в картельном сговоре, будут освобождаться от ответственности. Напоминаю, что за участие в картельном сговоре компании грозит штраф до 10% от годового дохода. Чтобы избежать штрафных санкций, она должна первой заявить о наличии сговора и предоставить по этому делу информацию. Соответствующий документ зарегистрирован в Минюсте 7 сентября и вступит в действие после официального опубликования.

Назовите уровень монополизации в украинской экономике.

Р.К. У нас 60% всех рынков конкурентные, а 40% либо жестко монопольные, либо это субъекты естественных монополий. Например коммунальное хозяйство.

Есть ли смысл приватизировать госмонополии?

Р.К. Это решает государство. Опыт Англии, Америки, Японии говорит о том, что из всех рынков субъектов госмонополии остается до 10%. Предприятия остальных отраслей находятся в частной собственности, и там развита конкурентная среда. На определенном рынке хозяйствующий субъект за счет инновационной составляющей, справедливой конкурентной политики может достичь монопольного положения. Но это не является нарушением. Главное, чтобы новые хозяйствующие субъекты могли свободно входить на этот рынок и работать.

Сейчас в Украине происходит приватизация пакетов акций обл- и горгазов, которые принадлежат "Нафтогазу". Участников не так много. Самым активным является компания "Газтек" Дмитрия Фирташа. То есть Дмитрий Фирташ движется к монополии?

Р.К. Да, идет приватизация этих предприятий, но они на региональных рынках и так являются монополистами. Для АМКУ проблемы не существует. Для нас неважно, в чьей собственности находятся данные компании. Мы как контролировали их деятельность, так и будем контролировать в дальнейшем. Если они станут злоупотреблять своим монопольным положением, мы их будем наказывать.

Почему, по вашему мнению, в этих конкурсах участвует так мало предприятий?

Р.К. Потому что, приобретая данные компании, инвестор обязан менять старую инфраструктуру на новую. Появление на этом рынке малых и средних предприятий невозможно. Они не потянут такие преобразования ни финансово, ни технологически. Поэтому здесь появятся только крупные игроки, у которых есть на это средства.

Расскажите о ситуации на рынке внутренних авиаперевозок. Львиную его долю занимает альянс "Украинская авиационная группа", который объединяет авиакомпании группы "Приват" Игоря Коломойского.

Р.К. Мы дали согласие на согласованные действия всех предприятий альянса. Он вправе проводить единую технологическую политику. В определенный момент альянс, на наш взгляд, необоснованно завысил цены на внутренние рейсы. После сотрудничества с нами они были снижены до экономически обоснованного уровня. Тем не менее альянс осуществляет около 30% убыточных рейсов: это его обязательство.

За низким качеством обслуживания, в котором альянс часто упрекают, вы также следите?

Р.К. За этим мы следим в той степени, в которой ущемляются права потребителей. Если затерялся багаж клиента, то за это должны нести ответственность и компания, и аэропорт. Если качество обслуживания в целом влияет на цену авиабилета, то мы будем рассматривать данный вопрос. Допустим, качество обслуживания по перевозке багажа низкое, а в структуре цены билета оно высокое. Тогда, если у нас появится подобная жалоба, мы будем ее рассматривать и расследовать. Утверждать же, что альянс является монополистом на рынке, мы не можем.

Да, говорят, что за всеми этими предприятиями стоит один собственник. Но это нигде не прослеживается документально: компании альянса являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, они решили проводить совместную технологическую политику, и нет оснований признавать, что за ними стоит один собственник, который монополизировал отрасль.

А рынок розничной торговли нефтепродуктами конкурентный? В Украине работают только два завода: "Укртатнафта" и Шебелинский ГПЗ. Остальное — импорт.

Р.К. Это сложно структурированный рынок. Здесь присутствуют четыре крупных игрока. С ними мы ведем работу каждый квартал. Кроме нас, работает и учетно-аналитическая группа Министерства угля и энергетики. Пока я могу сказать, что цена на топливо экономически обоснованна и тенденции к завышению цен на АЗС не наблюдается.

После введения заградительных пошлин на импорт, которые анонсировал министр Юрий Бойко, цены вырастут?

Р.К. Нужно осторожнее относиться к заградительным пошлинам. Мы выступали против пошлин, потому что они способны привести к дефициту топлива на рынке. Крупнейшие операторы могут отказаться от определенного объема поставок в случае повышения цен, спровоцированного введением заградительных пошлин на импорт. Наша задача — чтобы такого дефицита не было.

Если с Кременчугским заработает на полную мощность и Лисичанский НПЗ, если конечная их продукция не будет по качеству уступать, например, топливу белорусского Мозырского НПЗ, мы сможем говорить о реализации программы импортозамещения. Если такая ситуация не наблюдается и в ближайших прогнозах она нереальна, тогда нет смысла в протекционистских мерах в отношении нашей продукции. Мы можем такой протекцией создать дефицит на рынке, а в конечном итоге будет страдать потребитель.

    Реклама на dsnews.ua