• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Руслан Крамаренко

В первые два дня после смены власти информация о состоянии государственных финансов ограничивалась лаконичным заявлением Александра Турчинова о "
Реклама на dsnews.ua

В первые два дня после смены власти информация о состоянии государственных финансов ограничивалась лаконичным заявлением Александра Турчинов о "полном отсутствии средств на едином казначейском счете". Местонахождение и. о. главы правительства, и. о. министра финансов, и. о. министра доходов и сборов, и еще целого ряда высокопоставленных чиновников прошлой команды оставалось неизвестным.

Вскоре выяснилось, что Сергей Арбузов находится на больничном, Юрий Колобов заявил, что находится на рабочем месте, а и. о. вице-премьера Александр Вилкул поручил Мининфраструктуры, Минрегионстрою, "Укрзализныце" и "Укравтодору" прекратить все платежи, кроме заработной платы.

Ключевые министерства и ведомства, а также местные бюджеты фактически перешли в режим финансирования первоочередных социальных выплат. Как долго Киев, имеющий самый большой местный бюджет, сможет функционировать в таких условиях, "ВД" рассказал заместитель главы Киевской городской государственной администрации по вопросам экономики, финансов и земельных ресурсов.

Какова ситуация с бюджетными выплатами в Киеве?

— Сейчас выплачивается только заработная плата бюджетникам, коммунальщикам, оплачиваются медикаменты и питание. Других платежей не делаем. Есть общий фонд, из которого оплачивается содержание бюджетной сферы и социальные выплаты, — идет финансирование под расчет, остатков на счетах нет, все, что приходит, сразу уходит. Но просроченной задолженности как таковой на сегодня нет.

В бюджете развития у нас 485 млн грн. (по состоянию на 24 февраля — прим. "ВД"). Мы делали годовую роспись, получали его по стране, т. е. в принципе бюджет развития еще не финансировали вообще. Сейчас есть потребность выплатить 50 млн грн. из бюджета развития на зарплату "Киевпасстрансу" (из-за долгов по зарплате среди водителей трамвайных и троллейбусных депо столицы назревала забастовка еще в конце прошлого года — прим. "ВД") и есть потребность выплатить около 50 млн грн. метрополитену за строительство метро на Теремки. Мы должны были получить кредит под госгарантии, но так его и не получили.

Есть задолженность перед ПАО "Киевметрострой" в сумме 460 млн грн. Поэтому сейчас мы должны заплатить 50 млн грн. метрополитену, который перечислит их "Киевметрострою", чтобы тот выплатил зарплаты.

Реклама на dsnews.ua

Это частное предприятие, с одной стороны, с другой стороны, у них с ноября есть задолженность по зарплате. Никаких других платежей пока не делаем. Насколько я понимаю, есть проблема с коррсчетом Госказначейства. У нас остатки на счетах есть, но существует проблема с наличием физического ресурса, который может выпустить Госказначейство.

С начала года активно звучали призывы к предпринимателям не платить налоги. Как это сказалось на поступлениях в городской бюджет?

— Если говорить о местных налогах (информации о том, как идут платежи по налогу на прибыль, НДС и всему остальному, пока нет), идет стабильная их уплата. Самое ощутимое влияние было в первые дни Евромайдана — произошел спад на уровне около 40%. Чем это было вызвано — не знаю, но затем ситуация стабилизировалась.

Как долго Киев может существовать в относительно стабильном режиме проведения выплат зарплат и первоочередных социальных расходов?

— Все, что касается выплаты именно заработной платы, то и конец года мы заканчивали в непростых условиях, и начало года было сложным. В принципе, все решается, хотя и в ручном режиме. Необходимо каждый день контактировать с Минфином, Госказначейством. Мы работаем в рамках различных краткосрочных займов, нам их своим распоряжением выделяет Министерство финансов.

Потом есть механизм списания, но с этим проблем, я думаю, не будет. Но, с другой стороны, надо понимать, что есть кредиторская задолженность за прошлый год. Бюджетная сфера должна заплатить 700 млн грн. за энергоносители, 120 млн грн. — за медикаменты, 100 млн грн. — питание.

Общая задолженность — на уровне 1 млрд. грн. Это без капитальных расходов, т. е. без каких-либо строек — то, что финансируется из общего фонда. Он достаточно сильно обрезан. Критику городского бюджета, в принципе, все видели.

Вы неоднократно, в том числе и в последнее время, напомнили депутатам о необходимости оставлять у города 100% налога на доходы физлиц (до 1 января 2011 г. он засчитывался в бюджет Киева в полном объеме, впоследствии — в размере 50% — прим. "ВД"). Если соответствующее решение будет принято в этом году, на что эти деньги пойдут?

— В этом году у города за счет НДФЛ забирается 8,5 млрд грн. Есть несколько моментов. Во-первых, у города есть кредиторская задолженность около 12 млрд грн. по евробондам, украинским облигациям и т. д. По ним мы выплачиваем почти 1,7 млрд грн. процентов — опять же из общего фонда. В этом году у нас есть погашение 3 млрд грн. А также среднесрочный заем — 3,5 млрд. грн.

Понятно, что есть несколько вариантов развития событий. Наверно, с одной стороны, было бы правильно погасить часть долгов, чтобы уменьшить объем выплат. Ведь и в следующем году у нас большое погашение — около $500 млн.

С другой стороны, можно пролонгировать их. Но когда выпускались еврооблигации, рейтинг Киева был ВВ+, а сейчас он снизился до преддефолтного ССС. Поэтому понятно, что ставки будут гораздо выше. Может быть, лучше оставаться с теми же долгами. Но я часть кредитного портфеля уменьшил бы, особенно в иностранной валюте.

Потому что у Киева $800 млн кредита. Был заложен один курс, сейчас по факту другой. Если делать выплату, то уже попадем на курсовую разницу. Поэтому я считаю, что город в принципе не должен иметь валютных кредитов, потому что валютной выручки нет.

Помимо курсового давления, кредиторская задолженность влияет и на стоимость оказанных городу услуг. Например, если мы платим за питание или медикаменты через два-три месяца после поставки, то понятно, что поставщик закладывает свои риски.

Еще одно направление, на которое могут пойти средства от НДФЛ, — энергосбережение. В Киеве много бюджетных учреждений, только школ и детсадов — более 1100. В прошлом году мы заплатили за энергоресурсы 1,1 млрд грн. Это тоже серьезная сумма. Если провести термомодернизацию, в будущем будем тратить меньше.

И это не везде должно быть утепление, замена окон и крыш, установка автономных котельных. На каждое заведение необходимо сделать энергетический паспорт, чтобы посмотреть, какие работы нужно провести, чтобы меньше тратить.

Об энергосберегающих программах говорят давно. Почему это не было сделано раньше, когда ситуация с бюджетом не была настолько критической?

— Все идет по остаточному принципу. Есть госбюджет, Киеву доводятся контрольные показатели. Вот сейчас мы видим, что в тех контрольных показателях, которые давал Минфин, не было денег даже на выплату надбавок, оплату медикаментов, энергоресурсов.

Когда выискиваются средства, чтобы за все это рассчитаться, денег не остается. Поэтому если говорить о том, на что могут быть потрачены дополнительные поступления от НДФЛ, то это энергосбережение. А пока этих денег нет, и говорить об этом не приходится.

17 февраля Киев досрочно погасил кредит в банке "Хрещатик". Зачем было так спешить, учитывая сложность ситуации с бюджетными поступлениями?

— Потому что, если бы город гасил этот кредит в сентябре, он заплатил бы процентов на 30 млн грн. больше. Если смотреть с позиции банка, то ему гораздо выгоднее, чтобы город эти деньги не платил заранее. Мы, таким образом, сэкономили. Это первое.

А второе — на начало года у нас был остаток денежных средств, а сейчас все идет под ноль. Поэтому приняли решение, что: а) экономим, б) закрываем долги, пока есть ресурсы. Потому что потом придется брать заем. Но судя по нынешней ситуации — есть проблема с его получением для погашения кредита.

Город ведет переговоры с банками о привлечении новых кредитов?

— Нет.

Снова актуален тезис о децентрализации налогообложения. Каковы резервы по увеличению поступлений в столичный бюджет, помимо налога на доходы физлиц?

— 16 млрд грн. — доходы, и то, что мы недополучаем, — НДФЛ. Все остальные города получают его в размере 100%, Киев — в размере 50%. 8,5 млрд грн. мы недополучаем за счет НДФЛ в этом году. В действительности же ситуация следующая. Всего в Киеве собирается налогов на сумму около 120 млрд. грн. Доходы государственного бюджета — 380 млрд грн.

У столицы есть три основных источника дохода: НДФЛ — 8,5 млрд грн., плата за пользование землей — 2 млрд грн. (хотя Минфин постоянно нам пишет, что должно быть 4 млрд грн.), и единый налог от предпринимательства — около 800 млн грн.

В законодательстве есть коллизия. В соответствии с Земельным кодексом, если земля не оформлена, можно платить 1%. Согласно Налоговому кодексу все должны платить минимум 3%. Очень много договоров специально не оформляют, чтобы платить меньше. Вот если оформить 100% земли, которая используется сейчас, то можно получить 4 млрд грн..

Когда мне подчинили департамент земельных ресурсов, я поставил задачу за два года оформить земельные отношения. На тот момент было оформлено 8% земли в Киеве, сейчас уже около 20%. Я уже подготовил проекты решения сессии, чтобы оформить 50% земли. Подчеркиваю, речь не о распродаже, а об оформлении отношений в тех случаях, когда земля уже используется. Это позволит увеличить доходы.

В Киеве нет того, что есть в других европейских городах, — налога на прибыль. Каждый город в Европе заинтересован в том, чтобы у него развивалось производство, предприятия получали прибыль, а город — налоги с этой прибыли. У нас же весь налог на прибыль уходит в госбюджет. Получается, город заинтересован в том, чтобы у него была дороже земля и выше заработная плата.

"Есть вещи, которые надо делать ежедневно — оплачивать топливо, зарплаты… И как эти процессы вывести из политики, я не знаю"

Экономисты говорят о том, что правительству нужно принять ряд болезненных и непопулярных решений — от удорожания газа для населения до повышения тарифов на ж/д билеты. На городском уровне без непопулярных мер в этом году не обойтись?

— Любое повышение тарифов нужно проводить сразу вместе с реформой социальных льгот. С одной стороны, мы дотируем "Киевпасстранс" где-то на 600 млн грн. в год. Он собирает выручки 26 млн грн. в месяц, а 52 млн грн. каждый месяц получает из городского бюджета.

С другой, 29 категорий людей имеют право бесплатного проезда. Должно быть понимание, что нужно переходить на адресную помощь. А то получается: газ подорожает, а при сегодняшней системе субсидий кто больше платит, тот и больше льгот получает. Надо брать стандартный европейский механизм.

В ЕС человек в среднем получает €3-5 тыс. дохода. Те, у кого доход меньше, получают льготы, те, у кого доход больше — соответственно больше налогообложение. Система социальных льгот осталась со времен СССР. А сейчас работает прямая экономика. Разница в цене на тот же газ просто дотируется НАК "Нафтогаз Украины".

Та же ситуация и с городским транспортом. Если поднимать тариф на проезд, нужно менять систему сбора выручки, чтобы не возникало проблем, как бывает на станциях метро с жетонами. Должен быть прозрачный механизм. Необходимо разбираться с той же арендой на станциях, рекламой и т. д.

В общем, не все меры, которые непопулярны, повлекут за собой увеличение тарифов. Есть ряд мер, которые я давно отстаиваю, но определенное лобби в Киеве их блокирует.

Например, давно говорю, что надо убрать дублирующие маршруты, на которых курсирует социальный троллейбус и пять частных автобусов. Они перевозят основную массу людей, а троллейбус перевозит льготников. Нужно определиться: либо троллейбус, либо автобусы.

Основное требование Майдана — это борьба с коррупцией. В КГГА обсуждают с активистами план мероприятий по гражданскому контролю над расходованием бюджетных средств?

— В настоящее время нет. С одной стороны, вокруг этого вопроса началась политика. С другой, мы с января платим исключительно социальные выплаты и зарплаты и готовы всю историю этих выплат открывать и показывать. Ведь не секрет, что управление экономики и финансов все три месяца протестов работало — до момента захода протестующих в здание КГГА.

По сути, все платежи (260 тыс. грн. бюджетникам и 600 тыс. грн. киевлянам, которым положена матпомощь) проводились оттуда. Сейчас там работать невозможно: помещение занято. Поэтому я понимаю и разделяю нынешние политические процессы.

Но отдаю себе отчет в том, что это только политика. А есть вещи, которые должны происходить каждый день — надо платить за топливо скорым, зарплаты и т. д. И как эти процессы вывести из политики, я, к сожалению, не знаю. И тут даже не вопрос в должностях — люди поменяются, но кто-то все равно должен это сделать.

В Киеве звучат предложения сделать все расчеты КГГА публичными. Как вы к ним относитесь?

— Я готов согласовывать платежи с общественностью, можно поменять руководство КГГА. Но самое главное: финансовый департамент — это 130 человек, экономический – 140. Это женщины, которые на компьютерах набирают платежки, ведут множество финансовых баз, документов, это серьезный процесс, который должен двигаться, а не зависеть от политики. Мы не против публичного контроля. Надо думать, как объединить внутренние механизмы с политикой.

В конце прошлого года в КГГА объявило об очередной попытке уменьшить количество МАФов, в частности легальными предложили считать тех, кто оплачивает паевое участие в инфраструктуре. Не все предприниматели ранее считали нужным его платить. Каковы поступления от этой статьи?

— Киев собрал 70 млн грн. паевого участия МАФов. Но если выехать за 100 км от Киева, в любой областной центр, то нигде такого беспорядка с МАФами, как в Киеве, вы не увидите. Мое отношение к МАФам как киевлянина — я этого не понимаю.

Не думаю, что может быть собрано больше той суммы, которую мы собрали. При бюджете 20 млрд грн. эти 70 млн грн. наверное, не стоят того, чтобы город обрастал киосками.

Согласен, что МАФам возможно, нужны в спальных районах, там, где нет на первых этажах продовольственных магазинов. Но эта история с киосками на остановках продолжаться не должна. К счастью, я этим не занимался.

Какие из инфраструктурных проектов в Киеве, на ваш взгляд, все же будут реализованы в этом году?

— Мы так и не дождались денег на выполнение функций столицы. Есть и недостроенная школа на Русановке, ее можно было бы закончить. Не завершена реконструкция Почтовой площади, по которой идет основной поток транспорта, особенно сейчас, когда Майдан закрыт.

В программе есть много объектов. Но все подразделения сейчас, насколько я понимаю, нормально не функционируют. Не проводятся тендеры, конкурсы.

    Реклама на dsnews.ua