• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Санкции толкают российских "кошельков" ближе к хозяину

Олигарха Евтушенкова окрестили вторым Ходорковским, хотя к политике он никакого отношения не имеет
Фото: caspianbarrel.org
Фото: caspianbarrel.org
Реклама на dsnews.ua

"Если вы хотите понять, что будет происходить с российским частным бизнесом в ближайшие годы, следите за  компанией "Башнефть", - предупреждает  российский Forbеs. Можно добавить: а также за судьбой владельца ВАТ АФК "Система" и $9 млрд Владимира Евтушенкова. "Башнефть" была куплена им у сына экс-президента Башкирии Муртаза Рахимова в 2009 г. И на протяжении почти пяти лет эта сделка ни у кого не вызывала вопросов. За это время новый владелец создал вполне жизнеспособную вертикально интегрированную компанию, приносящую неплохую прибыль, несмотря на тот прискорбный факт, что в разрабатываемых ею месторождениях нефти осталось немного. Евтушенков никогда не лез в политику, а если его пытались склонить к подобному разговору, всегда демонстрировал полнейшую лояльность власти. Ему вполне хватало того, что он в рамках заданных правил игры может делать свои деньги.

Но чего-то он не учел. Когда весной этого года "Башнефтью" заинтересовался глава "Рос­нефти" Игорь Сечин, Ев­ту­шен­кову следовало немедленно согласиться на предложенные условия. Даже если они ему не нравились. Ведь сам же однажды говорил в интервью, что "государство всегда сумеет поставить тебя на место". Теперь, когда началось то, что Евтушенков называет "рей­дер­ским захватом", он на собственной шкуре может в этом убедиться: СКР внезапно (если можно так сказать после того, как Сечин не получил того, что хотел) занялся расследованием по хищениям в башкирском ТЭК, происходившим еще до покупки Евту­шен­ковым "Башнефти", все 71% акций компании, принадлежащих АФК "Система" - под арестом. Так же как и их владелец.  
Путин хранит лицо и отвечает отрепетированной в ходе украинской войны фразой, что он, мол, ничего не знает, ни во что не вмешивается - пускай суд разбирается, и вообще, "доказательств, что это Россия, нет". И никто не вступится за олигарха, которому, впрочем, ничего особенно и не угрожает, кроме потери "Башнефти", разумеется. Ведь Евтушенков, что бы ни писали о нем эмоциональные корреспонденты, совсем не "второй Ходорковский". Он не оппозиционер, а "человек системы". Просто не сориентировался в ситуации, не понял, что правила игры изменились, не успел сманеврировать. Возможно, его даже обуяла гордыня - ведь он был совсем приличным бизнесменом: вел вполне респектабельный бизнес, который, кстати, не задели санкции. Вот и утратил связь с реальностью, в которой "самый басманный суд в мире" может отправить тебя в Читу шить рукавицы, и никакие западные аудиторы не помогут.

Рейдерский захват "Баш­нефти" - сигнал всему российскому бизнесу о том, что правила снова поменялись. Так что с Ходорковским Евтушенкова все-таки кое-что роднит. Так же как с ЮКОСом, - это показательная порка для всех олигархов, которые думают, что 90-е случаются раз в 100 лет. Но главное, что в России никогда не любили богатых. А в период правления Путина на поддержку этой нелюбви было потрачено немало эфирного времени. Путину до сих пор ловко удавалось убедить свой народ в том, что любая диктатура, даже тирания - лучше, чем олигархия. Он, как фокусник из рукава, выдергивает из ряда российских олигархов того или иного и устраивает ему публичную порку. Народ ликует, видя унижение денежного мешка, и лишний раз убеждается в том, что власть - "на их стороне". А "Роснефть" тем временем получит то, что хотела, и, не исключено, практически бесплатно.

И совершенно неважно, какие политические взгляды у очередного олигарха, отправленного в экзекуторскую. Оппозиционных там уже давно нет. Остались только приближенные к августейшему седалищу и не столь приближенные. Так вот этим, вторым, приготовиться. Потому что у тех, первых, в результате санкций начинают худеть кошельки.

Кстати, это касается не только олигархов. Даже если у вас нет МТСа или нефтяной компании, еще не принадлежащей кремлевской клике, а есть, например, маленький свечной заводик в Самаре - это означает только то, что вами вряд ли заинтересуется лично Сечин. Но никаких других гарантий безопасности вашего бизнеса никто не даст. Конечно, президент Путин рассказывал с голубых экранов о том, что "санкции - это хорошо и полезно", что они заставят Россию провести реформы, переставить экономику на новые рельсы, сделать интенсивной и пр. Но реальный результат санкций для страны будет другим: немногочисленные толстые не похудеют, просто их станет меньше, когда они съедят тех, кто послабее. Многочисленные худые похудеют еще больше. Людей средней комплекции не останется вовсе. Как бы ни нравилось нам сравнение Путина с Гитлером, результат санкций в отношении России будет, скорее, таким, как в Иране, чем таким, как в Германии после Версаль-ского мира.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua