• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Сергей Гребенюк: Даже насильника можно посадить под домашний арест или отпустить на поруки, а более безобидных экономических преступников - нельзя

Адвокат, старший юрист юридического бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" считает, что новый УПК во многом сужает поле для злоупотр
Реклама на dsnews.ua

Адвокат, старший юрист юридического бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры"

Сергей Гребенюк

считает, что новый УПК во многом сужает поле для злоупотреблений с залогом. Однако это не означает, что судей лишили соблазнов.

Многие эксперты указывают на то, что действующий УПК в части применения залога в качестве меры пресечения имеет под собой коммерческую основу. В реальной юридической практике происходит именно так?

— Глобально я готов в некоторых аспектах поддер­жать этот тезис. Когда вышел так называемый закон о гуманизации (касался декриминализации экономических преступлений и вносил ряд изменений в действующее законодательство, в том числе и УПК — прим. "ВД"), юристы тут же его окрестили законом о монетизации. И он действительно способствует наполнению бюджета.

Поясню на примере. Что волнует бизнес больше всего? Например, статья 212 УК — уклонение от уплаты налогов. В случае если налоговая инспекция подозревает вас в данном преступлении, она тут же передает материалы в налоговую милицию, а та, зная, кто директор и бухгалтер, тут же возбуждает уголовное дело против должностного лица. В этот момент возникает ситуация, когда необходимо избрать меру пресечения.

Но! Если по общим преступлениям у нас есть целый перечень таких мер, то по экономическим — возможен только залог или арест. Выходит, что к подозреваемому по любому виду преступления теоретически можно применить любую меру пресечения. Даже к насильнику можно применить, например, подписку о невыезде или отпустить на поруки. Что же касается экономических преступников, которые, по моему мнению, являются далеко не самыми опасными, то альтернатива практически отсутствует. Или ты платишь залог, или тебе придется сидеть в СИЗО. Все, несмотря на порой неподъемные суммы залога, предпочитают его заплатить, как вы понимаете.

Реклама на dsnews.ua

Отсутствие такой альтернативы, по сути, и есть та самая коммерциализация Кодекса, не так ли?

— Представьте крупную компанию с оборотом несколько сотен миллионов долларов, где вы являетесь, скажем, бухгалтером. Любое ваше неверное с точки зрения налоговиков действие может привести к тому, что вас тут же заподозрят в уклонении от уплаты налогов. Скажем, на сумму в один миллион гривен. На основании ныне дейст­вующего законодательства принимается решение, что в течение пяти дней вы должны внести залог, а его размер не может быть меньше суммы ущерба.

В данном случае — этого самого миллиона гривен. Но где бухгалтер возьмет эти деньги?! Об этом история умалчивает. То есть фактически залог за него должна внести корпорация, иначе на период следствия он будет сидеть в СИЗО. Вот здесь, на мой взгляд, очень большой перегиб.

Какие вы видите возможности для злоупотреблений в действующем уголовном процессе в той его части, которая касается применения залога в качестве меры пресечения?

— На сегодняшний момент в Украине все нормативно-правовые акты в обязательном порядке проверяются на коррупционную составляющую. Бухгалтер крупной международной компании с несколькими высшими образованиями, имеющий заключения авторитетной аудиторской компании о том, как надо платить конкретный налог в конкретной ситуации, не есть преступник. И зачастую уже по материалам дела видно, что никто от уплаты налогов не уклонялся.

И следователь, и судья понимают, что его нельзя бросать за решетку, но закон построен так, что выбора просто нет. Кстати, ситуация, которую мы обсудили, уже будет невозможна в таком виде после вступления в силу нового УПК. Законодатель отказался от жесткой привязки размера залога к сумме ущерба. Поэтому, что касается залога в целом, то хочется верить, что конструкция, заложенная в новом УПК, будет работать, а коррупция будет сведена к минимуму.

    Реклама на dsnews.ua