• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Щерба или Корсунский. Кем Зеленский заменит Климкина

Министерство иностранных дел Украины все же может возглавить кадровый дипломат, а не бывший глава Минфина
Реклама на dsnews.ua

Одно из ключевых ведомств украинского правительства - Министерство иностранных дел - после инаугурации Владимира Зеленского все-таки может возглавить кадровый дипломат. Кто именно сменит Павла Климкина, имеет огромное значение, поскольку Украина, напомним, еще не вышла из предвыборного цикла, а, следовательно, не остыл интерес (правда он всегда тлеет) к нам и со стороны России. Москва не доверяет Зеленскому (возможно, чуть меньше, чем Петру Порошенко) и не может позволить себе поверить в то, что новоизбранный президент станет вариацией на тему Януковича, а потому делает ставку на выборы в Верховную Раду, где надеется с помощью ручного управления купленным большинством принудить официальный Киев к "правильной" политике. И в этой игре Москвы глава МИДа Украины занимается не последнюю роль. Кто им станет? Будет ли он "договороспособен" в понимании Москвы или же наоборот - окажется человеком с четкой евроатлантической позицией? Как он будет работать в условиях усиливающегося давления Кремля?

По данным источников "ДС" в правительстве, команда Зеленского сейчас рассматривает на пост главы внешнеполитического ведомства либо директора Дипломатической Академии имени Геннадия Удовенко при МИДе Украины Сергея Корсунского, либо посла Украины в Австрии Александра Щербу. Оба имеют богатый опыт, узнаваемы за рубежом, а главное - у них есть понимание того, как должен работать украинский дипломат в нынешних реалиях, т.е. во время войны с Россией и в условиях, когда тот или иной партнер норовит "соскочить" ради личной или геополитической выгоды.

Александр Щерба

Начнем, пожалуй, с 48-летнего Александра Щербы и взглянем на путь, который он прошел к возможному руководству украинским МИДом. Образование он получил в КНУ имени Тараса Шевченко и Киевском институте международных отношений: в первом - как магистр языкознания (кстати, свободно владеет английским и немецким языками); а во втором защитил кандидатскую по политическим наукам. В качестве дипломата начал работать в 25-летнем возрасте, т.е. в 1995 году. Карьера Щербы началась с должности атташе и третьего секретаря в украинском посольстве в Бонне и Берлине в период с 1996 по 2000 гг. А до 2003 года был первым секретарем, заместителем директора секретариата, спичрайтером министра иностранных дел Анатолия Зленко.

Работал советником в посольстве в Вашингтоне, где отвечал за связи с Конгрессом и еврейскими организациями, в период и после Оранжевой революции, во время которой стал автором заявления дипмиссии против фальсификации выборов. В 2008-м на год ушел в Департамент ЕС МИД Украины, с 2009 по 2010 год был советником Арсения Яценюка во время президентских выборов. 2012-2013 - посол по особым поручениям МИД Украины. После чего Щерба как советник вице-премьера Сергея Арбузова напрямую был вовлечен в подготовку подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, отказ от которого беглым Виктором Януковичем привел к Революции Достоинства.

В первый год прямой агрессии РФ против Украины Александр Щерба вновь работал в МИДе послом по особым поручениям. И с этой должности 17 ноября перекочевал на пост посла в Австрии, получив в декабре дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посланника второго класса. Щерба остается в Вене и по сей день, показав себя умелым, трезвомыслящим дипломатом, который знает и умеет общаться как с местными СМИ, так и с пользователями соцсетей. Аккаунт Щербы в Twitter, между прочим, как рассказал в интервью "ДС" другой вероятный претендент - Сергей Корсунский, входит в десятку лучших аккаунтов дипломатов и является одним из самых цитируемых наряду со страницами украинских дипломатов в Финляндии и Польше.

То есть, Александр Щерба умеет донести свою мысль в доступной и привлекательной форме для широкой публики. Говоря же о профессиональной деятельности, следует отметить, что украинский посол показал себя умелым кризис-менеджером, поскольку австрийское направление во внешней политике Украины нельзя назвать простым. Вспомнить хотя бы скандал с корреспондентом австрийского ORF Кристианом Вершютцем. Щерба, комментируя ситуацию с Вершютцем, умело лавировал: одновременно не давал прямых и нелицеприятных оценок самому журналисту, даже вступаясь за него, чтобы умиротворить Вену, и, в то же время аккуратно защищал решение Украины. Щерба приложил немало усилий, чтобы не повышался градус напряженности в обстоятельствах, когда запрет, а затем отмена запрета стали следствием одного большого просчета и руководства ООС, и СБУ, и МИДа.

Реклама на dsnews.ua

Аналогично осторожно и тонко, но убедительно Щерба действовал, когда и Украину, и США, и всю Европу заставили поперхнуться танец министра иностранных дел Катрин Кнайсль с президентом РФ Владимиром Путиным. Тогда украинский посол отметил в интервью агентству APA, что, мол, Украина и Австрия, конечно, друзья, но вот этот вот танец серьезно подмочил репутацию этой условно нейтральной страны в Украине. И при этом Щерба не преминул напомнить австрийцам о том, что выдвинувшая Кнайсль политическая сила - Партия Свободы - подписала меморандум о сотрудничестве с партией "Единая Россия". Реакция получилась в меру жесткой с нотками манипуляции, но выверенной настолько, что не спровоцировала вызов "на ковер" к Кнайсль.

С другой стороны, в феврале 2018 года состоялся Венский бал, на который пригласили пока еще действующего президента Петра Порошенко с супругой. Это многого стоит, поскольку не так уже легко попасть на одно из известнейших в мире мероприятий, являющееся прекрасной площадкой для неформальных дискуссий мировых лидеров. А после был визит президента Австрии Александера ван дер Беллена в Киев на бизнес-форум в марте прошлого года. 

Так что работа в Вене ведется. И неплохо. Настолько неплохо, что Кремль даже натравил в ноябре прошлого года на Щербу своего карманного провокатора Грэма Филлипса, по недоразумению именуемого журналистом. Филлипс с поставленной задачей спровоцировать посла не справился. Такое внимание к Щербе со стороны Кремля можно счесть знаком качества работы посла Украины. С этой точки зрения, он был бы прекрасным кандидатом на пост главы МИД. Но. Против назначения говорит тот факт, что одним из основных заданий Щербы в Вене было обеспечение коммуникации Порошенко с пребывающим под арестом в Австрии олигархом Дмитрием Фирташем. В случае, если Щерба станет министром, возникнет резонный вопрос: сохранит ли Зеленский контакты с Фирташем и (учитывая взаимную любовь к Вене множества одиозных и влиятельных персон из постсоветских стран) другими олигархами в списке заданий Щербы, или же во главу угла ставятся дипломатические таланты нынешнего посла в Австрии?

Сергей Корсунский

Рассмотрим второго вероятного министра иностранных дел. Образование: КНУ им. Т. Г. Шевченко, механико-математический факультет. Карьеру начал строить на научном поприще: младший научный сотрудник Института гидромеханики НАН Украины (1984 1988 гг.); научный сотрудник-консультант Научно-организационного отдела Президиума НАН Украины, старший научный сотрудник Института теоретической физики НАН Украины (1988-1991 гг.). В 1991 году возглавил Управление государственных научно-технических программ Государственного комитета Украины по вопросам науки и технологий, а в 1994 стал первым секретарем Нацкомиссии Украины по делам ЮНЕСКО. Год спустя Корсунский - уже советник по вопросам экономики, науки и техники посольства Украины в Израиле.

С этого времени начинается более глубокое его "погружение" в дипломатическую работу. Так, в 1998 году Корсунского назначили замначальника Управления экономического и научно-технического сотрудничества МИДа и национальным координатором Украины в Центральноевропейской инициативе. Как и Щерба, он был советником в посольстве Украины в США, где проработал шесть лет. Причем с 2005 по 2006 год был временным поверенным в делах Украины в Штатах. А с 2006 по 2008 работал директором Департамента экономического сотрудничества МИДа Украины. Откуда отправился в Турцию - возглавлять посольство. Послом Корсунский был целых восемь лет, прежде чем в 2017 году возглавить Дипломатическую Академию имени Геннадия Удовенко при МИД Украины.

Стоит заметить, что в пользу Корсунского говорит его богатый опыт работы в Турции, особенно во время российской агрессии, - в стране, которая является не только соседом Украины, но и важным стратегическим и военным союзником. Однако существует и кулуарная сплетня, что Корсунского отозвать из Турции Порошенко просил лично Реджеп Тайип Эрдоган. Почему? Неизвестно. Строить догадки не хотелось бы, но точно можно сказать, что если этот слух имеет основания, со стороны Зеленского было бы несколько рискованно назначать министром иностранных дел человека, которого не желает видеть руководство страны наиболее мощного и влиятельного из черноморских партнеров. С другой стороны, если Корсунский станет главой МИДа, Чавушоглу или его преемнику определенно придется и общаться, и принимать украинского коллегу. И, наконец, вполне вероятно, что сплетня - это таки сплетня, тем более что 8 лет - это по факту две каденции.

К тому же, директор Дипакадемии, как и посол Щерба, показал себя хорошим знатоком дипломатической кухни. В  то же время, он имеет более чем ясное представление о пробелах в работе украинского дипкорпуса и прикладывает немало усилий для их ликвидации. В этом смысле его кредо четко сформулировано в интервью "ДС": во время войны дипломаты должны работать круглосуточно, ведь приносят пользу, превышающую затраты на них.

Кроме того, взгляды Сергея Корсунского хорошо соответствуют курсу на "упрощение элит", который декларирует Владимир Зеленский. Корсунский выступает за то, чтобы дипломаты стали "ближе" к народу, т.е. понятнее (что показывает на своем примере Александр Щерба); а также является критиком принципа "я начальник, ты дурак", если точнее - руководству следует прислушиваться ко мнению подчиненных; ну, и высоко оценивает значение социальных медиа в дипломатии.

Если говорить о работе Министерства иностранных дел в целом, то, по мнению Корсунского, оно должно занимать "более активную позицию, артикулируя внешнеполитические решения и направления". Иными словами, если он все же станет главой МИДа, не факт, что позиции его ведомства и администрации Зеленского всегда будут совпадать. В том числе касательно конфликта с Россией и путей его разрешения. Каково видение Корсунского? Его он озвучил в своей колонке "Украинской правде", и оно не лишено смысла. Даже содержит оригинальные и продуманные ходы. Если вкратце, то: во-первых, расширить "нормандский формат" до формата "Совбез ООН+"; во-вторых, более активно вовлекать в украинские процессы Китай, привлекая, в том числе, экономическими проектами на Донбассе, поскольку Пекин на деле очень скрупулезно придерживается санкций в отношении РФ, да и навязывает Москве свою повестку дня; в-третьих, Корсунский поддерживает идею "ленд-лизинга" - передачу украинской территории под базу НАТО в обмен на вооружения; в-четвертых, нужно создавать ракеты дальностью 1000 км и больше, потому что Россия от своей агрессии в отношении Украины и Запада отказываться не намерена.

Выводы

И Сергей Корсунский, и Александр Щерба могут стать хорошими министрами иностранных дел. У них есть необходимый опыт работы, понимание всех граней дипломатии и того, как это направление нужно реформировать; и у них есть отличные дипломатические навыки. Хотя в минус обоим могут сыграть как история с "просьбой Эрдогана", так и роль канала связи Порошенко-Фирташ. Однако эти претенденты - все же лучше, нежели человек, не имеющий необходимого в этом направлении опыта. Пусть этот человек, а речь об экс-министре финансов Александре Данилюке (который, к слову, и сам не горит желанием стать главой МИДа), в переходной период и проводит от имени избранного президента встречи с послами стран Евросоюза или министром энергетики США Риком Перри. Возможно Министерство иностранных дел Украины после Павла Климкина все же возглавит и не Корсунский, и не Щерба, а кто-нибудь третий, но об этом пока ничего неизвестно. Учитывая, что головной болью каждого президента Украины являются достаточно короткая скамья запасных и кадровый голод, выбирать Зеленскому не приходится. Да и рисковать ему и его команде тоже не хочется, когда от внешней политики зависит столь многое.

    Реклама на dsnews.ua