Старик Подкопаев. Сделает ли СБУ Тимофея Нагорного по-настоящему знаменитым

В СБУ, похоже и сами не знают, что теперь делать со странным делом обвиняемого в госизмене Тимофея Нагорного
Фото6 facebook.com/timofejn

Громкое уголовное дело по статье о государственной измене заставило украинцев снова вспомнить о Тимофее Нагорном. Последний называет себя бизнесменом, волонтером, продюсером, меценатом и много кем еще, хотя даже на пике своей популярности для украинцев он был в первую очередь мужем (сначала действующим, а теперь бывшим) олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Лилии Подкопаевой.

Сейчас же господин Нагорный проживает в следственном изоляторе СБУ, куда суд его отправил как минимум до 30 ноября без права освобождения под залог. Последнее логично, слишком уж тяжкая статья ему инкриминируется. Правда, обвиняют его не только в предательстве родины, но и в несколько более обыденном преступлении - мошенничестве, что придает делу Нагорного специфический оттенок, и позволяет разным политическим силам использовать историю Нагорного в своих интересах. СБУ же в этом деле оказалась в достаточно неловком положении, ведь все сделанное и сказанное по делу Нагорного может быть использовано против нее. Однако обо всем по порядку.

Нагорный был задержан 2 октября этого года сразу по двум статьям - госизмена и мошенничество. Основанием для этих обвинений стали показания и, что более важно, оперативные записи, сделанные при помощи опального российского бизнесмена Алексея Душутина. Последний провел в российских тюрьмах около шести лет за финансовые махинации и сумел сбежать за границу только после того, как российский суд отпустил его под домашний арест. Сейчас Душутин якобы живет в Канаде, а в Киев наведывается время от времени. Тем временем Россия в сентябре этого года объявила его в международный розыск по линии Интерпола. В России Душутина обвиняют в "покушении на мошенничество" в особо крупных размерах, а местные суды заочно его арестовали. Душутин, будучи директором и совладельцем компании ОАО "Военно-строительное управление Москвы" якобы пытался продать имущество российского Минобороны по явно заниженной цене. По другой аналогичной статье Душутин, к слову, успел в России отсидеть полный срок - три с половиной года. Так что у россиян есть как минимум формальные основания считать заявителя на Нагорного мошенником, аферистом и коррупционером, что в нашей истории немаловажно.

Что касается самого Нагорного, то он уже давно успел заслужить себе реноме человека, которому, мягко выражаясь, не чужд дух авантюризма. Одна только биография Тимофея на "Википедии" заставляет восхищаться неординарными талантами этого человека. Родившись в многодетной шахтерской семье в Макеевке, закончив ПТУ, он проработал восемь лет шахтером, и за эти годы умудрился "стать главой семьи" для старших и младших сестер и вывести их в люди, построить бесплатный спортивный клуб для 500 местных подростков, работая там тренером в свободное от забоя время, воспитать мастеров спорта международного класса по трем разным видам спорта: карате, бодибилдингу и пауэрлифтингу, при этом заниматься успешным бизнесом и щедрой благотворительностью. Как молодой шахтер с ПТУшным образованием во всем этом преуспевал одновременно - вопрос риторический. И только в 1999 году прямо из забоя Нагорный основал свою первую официальную компанию, которая специализировалась опять-таки на спортивной благотворительности.

Дальше был не слишком долгий брак с Подкопаевой, который вывел Нагорного в публичные люди, получение высшего образования, очередные благотворительные проекты, продюсирование уже забытой участницы Евровидения Мики Ньютон и основание "Фонда волонтеров Украины" в 2009 году и даже неудачное участие в парламентских выборах 2012 года на округе в Макеевке. Как именно Нагорный зарабатывал на все это - вопрос достаточно туманный. Отдельно нужно отметить и незаурядное тщеславие и нарцисизм Нагорного - он всегда пытался попасть в телевизор и на страницы СМИ, явно стремясь казаться больше и значительнее, чем он есть на самом деле.

В СИЗО же, как утверждает следствие, Нагорного привела попытка заработать на помощи опальному российскому бизнесмену Душутину решить свои проблемы с законом в стране-агрессоре. Из обнародованных следствием видеозаписей разговоров Нагорного с россиянином можно сделать вывод, что Нагорный за скромное вознаграждение в 1 млн 200 тыс. евро обещал выйти на высокопоставленных силовиков в России, чтобы те сняли с Душутина объявление в розыск и закрыли уголовное дело. Более того, СБУ зафиксировала и факт передачи Душутиным указанной суммы. Правда, деньги были не настоящие, поскольку российский бизнесмен на тот момент активно сотрудничал с СБУ.

Все это только одна часть дела - мошенническая, предательская же заключается в том, что Нагорный, убеждая Душутина потратить свои кровные на его услуги, наговорил много разного и любопытного. По словам Нагорного, его то ли с 2013-го, то ли с 2014 года, когда он был задержан на пять дней в Москве на "Марше несогласных", завербовало ФСБ. Тут подозреваемый несколько путается. При этом ФСБ сделало его не просто рядовым шпионом или диверсантом, а Кремль сделал на Нагорного серьезную политическую ставку. По словам самого Нагороного, некие россияне, с которыми тот разговаривал "и на Лубянке, и в Госдуме, и в Кремле", готовы платить ему деньги, чтобы тот "создал и возглавил" политическую партию, которая придя к власти, обеспечила бы решение всех ключевых вопросов украинского направления внешней политики Российской Федерации. То есть, отказ от вступления в НАТО, сворачивание сотрудничества с США, государственный статус русскому языку и так далее. Для решения всех этих задач Нагорный даже должен в ближайшее время встречаться лично с Путиным и с Трампом.

Может ли человек в трезвом уме и твердой памяти поверить во все наговоренное Нагорным Душутину? Очень вряд ли. Скорее вся эта история похожа на попытку вешать собеседнику лапшу на уши, рассказывая о своей особенной важности, чтобы "развести" того на заветный миллион с довеском. И теперь, когда эти подробности дела стали достоянием гласности, разношерстные критики украинской власти получили отличный повод для уничижительных месседжей как в отношении конкретно СБУ, так и в отношении украинского государства в целом. Пророссийские силы, например, разгоняют сразу несколько версий. Например, о том, что СБУ сознательно выдает банальных мошенников и аферистов, которые плетут черт знает что, за российскую агентуру, зарабатывая себе на этом баллы и сея в стране атмосферу шпиономании и паники. Или о том, что пытаются зачистить политическое поле от всех потенциально возможных пророссийских сил, посадив одних и запугав остальных. Особенно изощренные выдвигают версию, что это мошенник Душутин сознательно в сговоре с СБУ спровоцировал Нагорного и на получение взятки, и на глупую болтовню о работе на Кремль. Не отстают и украинские патриоты-зрадофилы. Дескать, СБУ ловит всяких не опасных проходимцев вроде Нагорного, в то время как открытые агенты Кремля вроде Медведчука (о котором Нагорный также упоминает на пленках) спокойно живут на свободе и делают свои черные делишки. Более того, некоторые предполагают, что СБУ, посадив Нагорного, а также двух российских адвокатов Душутина (которых привлекли по той же схеме, что и Тимофея, но без обвинений в госизмене) просто зарабатывает деньги. Душутину, мол, СБУ может угрожать выдачей России, требуя взамен денег и сдачи российской агентуры вроде своих адвокатов и Нагорного.

Все это, разумеется, ударит в первую очередь по и без того не безупречному имиджу СБУ. Но, с другой стороны, есть ли у нас основания утверждать, что сказанное Нагорным выдумка от первого до последнего слова? Он ведь и правда может сотрудничать с российскими спецслужбами и даже получать от них деньги. Не так много, как он это пытался представить, и на обычную мелкую подрывную работу. Да и не совсем понятно, как в принципе должна действовать СБУ, если человек прямым текстом утверждает, что он завербован. Полностью игнорировать такие заявления уж точно неправильно.

Вся эта история с Нагорным очень напоминает знаменитое разоблачение гениального нидерландского фальсификатора Хенрикюса ван Мегерена. Он будучи талантливым живописцем, не нашедшим себе места в современном ему искусстве, во времена немецкой оккупации продал неравнодушному к искусству Герману Геррингу за баснословную сумму картину выдающегося живописца XVII века Яна Вермеера "Христос и судьи", ловко изготовленную им самим. Когда же Германия была разбита, а история с продажей всплыла ван Мегерену тут же выдвинули обвинение в коллаборации с оккупантами и продаже национального культурного достояния, за что светил немалый тюремный срок. В этой ситуации ван Мегерену пришлось сознаться. Он дескать не только не продавал оккупантам культурного достояния, а скорее наоборот - впаривал им за огромные деньги подделки, что шло лишь во благо его родине. Правда, ван Мегерену никто не поверил, ведь его подделки не просто считались подлинниками, но и назывались наиболее удачными произведениями Вермеера. Чтобы убедить полицию, ван Мегерену пришлось соорудить еще одну подделку. Теперь уже на глазах у обвинителей. В итоге гениальный фальсификатор отделался лишь годом тюрьмы, заработав в то же время славу выдающегося махинатора, которой бы непременно воспользовался своими талантами и в дальнейшем, если бы не умер в заключении.

Так что у Нагорного, если вдруг обвинение в госизмене рассыплется в суде, что в украинских реалиях и учитывая обстоятельства дела весьма реально, есть все шансы наконец прославиться не просто как "старику Подкопаеву", но и как "великому комбинатору" современности, дурачившему другого афериста, выдавая себя едва ли не за Джеймса Бонда. И то, что Нагорный и близко не гений, вроде ван Мегерена, дает ему такой шанс. Будь его истории хоть немного похожи на правду, возможностей выкрутится было бы куда меньше. Что же касается СБУ, то им просто необходимо как-то вносить ясность во весь этот театр абсурда в процессе досудебного следствия, чтобы отделить мошенничество от измены. Иначе трагифарс Нагорного будет играть против украинской спецслужбы.