• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Степан Деркач: Закарпатский Че Гевара

Сменив два года назад малиновые цвета социалистов на бело-голубые Партии регионов, закарпатский бизнесмен все же не до конца разорвал связи с детищем
Реклама на dsnews.ua

Сменив два года назад малиновые цвета социалистов на бело-голубые Партии регионов, закарпатский бизнесмен Степан Деркач все же не до конца разорвал связи с детищем Александра Мороза. Главная связующая — одиозный экс-министр транспорта и связи Николай Рудьковский, с которым закарпатца связывают дружба, и, поговаривают, общий бизнес. С его помощью Деркач пытается покорить один из мажоритарных округов области. Однако легкой прогулки не ожидается, ведь его главный конкурент — брат известного хамелеона украинской политики Виктора Балоги Павел.

В небольшом закарпатском городке Хуст редкий турист может спокойно отдохнуть за столиком в летнем кафе. Местные попрошайки сразу же пытаются выклянчить у потенциальных благотворителей милостыню или же продать мелкий товар. За час подобных просителей наберется добрый десяток. Да и сам Хуст уже давно прослыл городом, который на 95% дотируется из государственного бюджета. Более того, первая столица Карпатской Украины, согласно рейтингу аналитического центра Universitas, попала в десятку худших по условиям проживания городов Украины.

На фоне разбитых дорог и толп попрошаек эффектно смотрится на своем Lexus кандидат по этому избирательному округу, включающему кроме Хустского района также Иршавский и Тячевский, местный регионал Степан Деркач. До 2010 года политик более десяти лет защищал малиновые цвета Социалистической партии, пройдя в этой политической силе путь от рядового активиста до члена полит­совета и главного куратора международных связей.

Однако когда партия начала сдавать позиции, Деркач сменил малиновую "пропис­ку" на бело-голубую — Партии регионов. Свою миграцию Степан Деркач объясняет разногласиями с лидером социалистов Александром Морозом, в частности, относительно привлечения в ее ряды молодежи, а также дальнейших перспектив развития политсилы.

Сегодня политик признается, что статус провластного кандидата на Закарпатье чаще мешает, чем помогает. Тем более что, по его мнению, эта "провластность" выражается исключительно в принадлежности к бело-голубым цветам, поскольку власть в области, по его словам, включая мэра Хуста Владимира Кащука, до сих пор контролируется "кланом" Балог во главе с министром чрезвычайных ситуаций

.

Реклама на dsnews.ua

Именно борьбе с "кланом" он и отдает большую часть времени. В частности, недавно политик обвинил своего прямого конкурента по округу, Павла Балогу, в подкупе избирателей. Примечательно, что еще до старта избирательной кампании регионал сам не гнушался завоевывать благосклонность местного электората, меняя двери в домах, устанавливая детские площадки, одаривая школы и детсады.

Народной молве известен случай, который жители закарпатского поселка Буштино прозвали "подарочная битва" Балоги-джуниора и Деркача. Оба в день празднования очередной годовщины поселка наперебой пытались задобрить подарками местную публику. Однако Деркач отметает обвинения в подкупе, называя свои подарки под выборы благотворительностью.

  На ваших агитационных палатках изображено лишь фото и имя кандидата, и нет идентификации политсилы. Вы стесняетесь Партии регионов?

— На встречах мне иногда задают этот вопрос, и я отвечаю, что мажоритарный кандидат должен ориентировать не только сторонников своей партии, но и тех людей, которые являются аполитичными, которые не относятся к нашей политсиле. Тем самым я должен делать свою политическую деятельность и программу интересной не только для моих однопартийцев, но и для обычных людей. На своих палатках я акцентирую внимание не на цвете, а на содержании той программы, которая раздается в них.

  В целом, признайтесь, мешает статус кандидата от ПР?

— Определенный негатив к партии есть, конечно. Часто мне говорят: "Если бы вы не были в ПР, было бы лучше". Но нужно видеть и позитивные вещи, сделанные партией. Если сравнивать с годами президентства Ющенко, когда построили 90 км автобанов, то сейчас, за четыре года, мы построили полторы тысячи. Создали колоссальную инфраструктуру. Но я считаю, что политик должен определять себя как личность, иметь собственную позицию и реализовываться вне зависимости от того, в какой он партии.

  Очевидно, что в округе главное противостояние в настоящее время проходит между вами и Павлом Балогой. Как конкурируете с самой влиятельной на Закарпатье семьей?

— Фактически, у нас есть девять кандидатов, которые представляют разные политические силы. Павел Балога относится к "семье", во главе которой — ас украинской политики Виктор Балога. Сейчас Балога, находясь при власти, решил заявить о своей оппозиционности, говорит, будто политика президента не устраивает ни жителей Закарпатья, ни граждан всей Украины. В этом ему активно помогают братья. От старшего брата эстафета передается среднему, от среднего к младшему, затем и двоюродные подтягиваются.

  Вы часто обвиняете Балогу в подкупе избирателей, например, раздаче продпайков, но известно, что вы тоже используете похожие методы. Это и замена дверей, и подарки школам, детские площадки и т. д. В чем отличие продпайков Деркача и Балоги?

— Мы отличаемся тем, что последовательны и работаем не за месяц до выборов.

  Почему вы не помогали менять двери, устанавливать площадки, когда были в рядах Соцпартии, а занялись этим за два года до выборов?

— Потому что тогда у меня не было благотворительного фонда — не аккумулировались средства именно под те социальные проекты, которые мы сейчас реализуем.

  Ходят слухи, что вашей кампании кадрово и финансово помогает еще один влиятельный на Закарпатье политик — Виктор Медведчук. Это правда?

— Вы знаете, бывая на Иршавчине, я часто слышу, как люди всегда вспоминают Медведчука. Столько, сколько он сделал для этого края, не сделал ни один депутат. Но могу вам честно сказать, что не обращался к нему за помощью. Я вижу его высказывания и публикации в Facebook, вижу много рационального, того, что действительно нужно Украине. Поэтому считаю, что он должен вернуться на политическую арену. И если у меня будет такая возможность, а у него желание, как у политика, встретиться со мной, я с ним с удовольствием встречусь.

  Вы лично знакомы?

— Мы виделись один раз, благодаря моему приятелю. Мы поздоровались и поговорили о политической ситуации. Я рассказал ему, что его помнят на Иршавчине и хорошо о нем отзываются.

  В 2011 году вы задекларировали почти 400 тыс. гривен. Очевидно, что суммы, которые вы тратите на избирательную кампанию, на порядок больше. Кто вам в этом помогает?

— Это доноры фонда, не равнодушные к существующим проблемам края, некоторые проживают вообще за пределами Украины, это известные люди, не политики.

  Когда вы покинули социалистов, какие политические силы предлагали вам пополнить их ряды?

— Практически все — и "Фронт Змин", и "Единый центр", и ПР, и БЮТ. Рейтинг у меня был высокий, так как я один социалист на все Закарпатье, который был избран людьми в облсовет. Многие политсилы были не прочь видеть меня в своих рядах.

  Как-то говоря именно о вас, Мороз сказал, что вам поручили управление международными связями, с которым вы не справились, в частности, была потеряна связь с Социнтерном.

— Для начала Александру Александровичу нужно напомнить, что до того, как я стал секретарем политсовета по международным отношениям и молодежной политике, нашу партию уже исключили из членов Социнтерна.

Социалистический бизнес

Безбедное существование, а также дорогостоящую избирательную кампанию Деркачу позволяют деньги, заработанные в аграрном секторе, на добыче строительного камня, а также нефти и газа. Он входит в правление компании "Нефтегаздобыча", которую в СМИ связывают с Николаем Рудьковским и Нестором Шуфричем. Но, по словам Деркача, он полностью отошел от бизнеса. Хотя его экс-однопартийцы говорят обратное.

Так, в одном из недавних интервью Александр Мороз, характеризуя Николая Рудьковского, сказал: "Коля провалил работу с Социнтерном, из-за чего нас исключили из рядов этой организации. Он на должность секретаря по международным связям поставил своего партнера по бизнесу из Закарпатья Степана Деркача". На вопрос, действительно ли они с экс-министром транспорта и связи являются бизнес-партнерами, Деркач отвечает отрицательно.

При этом политик не скрывает, что в компанию "Нефтегаздобыча" его пригласили друзья. Учитывая, что одним из бенефициаров предприятия является Рудьковский, несложно догадаться, кто инициировал предложение. Владельцы компании нынче активно зани­маются поисками потенциальных покупателей предприятия. Похоже, в этой компании Деркачу отведена роль послушного исполнителя воли Николая Рудьковского, и как долго он в ней задержится, будет зависеть от того, как быстро его друг найдет покупателей на свое детище.

  Есть ли сейчас бизнес у вас или у вашей семьи?

— Я состою членом правления в компании "Нефтегаздобыча". Бизнеса у семьи нет, жена занимается воспитанием детей, ведет домашние дела. Я считаю, что для женщины этого достаточно.

  Когда Александр Мороз давал вам характеристику, он активно связывал вас с Николаем Рудьковским, называя вас бизнес-парт­нерами. Действительно ли у вас был общий бизнес?

— Николая Рудьковского я считаю честным, порядочным политиком и человеком, но в бизнес-отношениях я с ним не состою.

  Правда ли, что украинские добывающие компании не в восторге от планов правительства организовать добычу сланцевого газа?

— У меня свое мнение по этому поводу. Я считаю, что добыча сланцевого газа довольно опасное дело, которое ведет к экологическим проблемам. В интернете можно найти описание этого процесса: закачивание воды и различных химических ингредиентов для того, чтобы происходила химическая реакция. Много также информации и о том, что случилось в Америке 10-20 лет назад, какими экологическими проблемами эта затея обернулась, сколько людей заболело.

Иногда в нашем государстве во главу угла ставят экономическую целесообразность, забывая об экологических последствиях. Поэтому к этому вопросу надо подойти очень серьезно, проанализировать практику других европейских государств, которые все-таки имеют экономическую возможность покупать газ у России, но делают ставку и на новейшие технологии, источники возобновляемой энергетики.

  Ваша позиция не очень-то совпадает с заявлениями руководства Партии регионов, которые инициировали добычу сланцевого газа в Украине.

— Я буду искать среди депутатов единомышленников, которые разделяют мое мнение, добиваться, чтобы основной акцент мы делали все-таки на экологию. Все компании, которые хотят разрабатывать сланцевый газ, — это зарубежные компании. Они в первую очередь хотят на этом заработать. Это не их страна.

  Нельзя не спросить об Олеге Семинском. Гендиректора "Укргаздобычи" еще в феврале выкрали люди в масках, и с тех пор о нем ничего неизвестно. У вас есть по этому поводу версия?

— Я очень надеюсь, что он жив. Вообще, это какая-то непонятная, спонтанная история. Никаких предпосылок для его исчезновения не было.

Авиазащитник Рудьковского

26 мая 2010 года Печерский районный суд Киева закрыл уголовное дело по обвинению в злоупотреблении властью и превышении служебных полномочий против экс-министра транспорта и связи Николая Рудьковского. До этого страна два года с интересом наблюдала за перипетиями резонансного дела, в котором политика обвиняли в использовании государственных средств для чартерного рейса в Париж, вместе с моделью Александрой Николаенко.

Процесс проходил в традициях отечественных политзаключенных: с резко обострившимися болезнями, а также обвинениями в адрес властей в политическом заказе. И вроде бы все шло к тому, что Рудьковского признают виновным. Ведь один из главных свидетелей, руководитель госпредприятия "Служба международных автомобильных перевозок" (СМАП) Анатолий Ткаченко, свидетельствовал против экс-министра.

Однако неожиданно в историю вступил заместитель Ткаченко — Степан Деркач. Он опроверг слова шефа, заявив, что на самом деле полет был рабочим, а на борту самолета не было никаких моделей. Деркач утверждал, что именно его предприятие, а не Александра Николаенко, просило Рудьковского слетать в Париж.

7 октября 2008 года Печерский райсуд Киева принял решение направить дело экс-министра Рудьковского на дополнительное расследование. Суд мотивировал свое решение тем, что "досудебное следствие в деле было проведено с существенным нарушением требований уголовно-процессуального законодательства". На этом дело зашло в тупик. Ну а Деркач вскоре занял пост в наблюдательном совете уже упоминаемой "Укргаздобычи".

  Вы согласны с тем, что ваши показания по делу Николая Рудьковского стали переломными, благодаря им его и освободили?

— Мои показания были правдивыми. В суде я акцентировал внимание на том, что финансирование выполнялось через нашу Службу международных автомобильных перевозок. Поэтому я сам дал пояснения, разъяснив суду суть этой поездки, ее цели. Именно служба автомобильных международных перевозок финансировала вопросы, связанные с поездкой министра транспорта за рубеж. Собственно, всем министрам, которые ездили за границу, наша служба предоставляла финансирование. Это была нормальная практика, но для этого нужна была аргументация.

На суде ваш непосредственный начальник Анатолий Ткаченко сказал, что счет за чартерный рейс и акт выполненных работ появились только в июле при вашей помощи после соответствующего указания вам со стороны Рудьковского. Действительно все так было?

—Я вам так скажу: о мертвых (Анатолий Ткаченко скончался — прим. "ВД") или хорошо, или никак. Подливать масла в огонь Ткаченко заставила внутренняя служба, которая отслеживала деятельность СМАП и имела информацию о выполнении компанией Challenge Aero вертолетных полетов для одного из заместителей министра транспорта Леонида Сергиенко. Об этом факте доложили министру, он распорядился разобраться в проблеме.

Поэтому, с одной стороны, это была выгодная ситуация для Ткаченко, чтобы отвлечь внимание от основного вопроса — коррупции в структуре, с которой Рудьковский активно боролся. С другой стороны, это были вопросы, связанные с Секретариатом президента. Это был политический заказ Секретариата президента Ющенко во главе с Виктором Балогой.

Почему я об этом говорю? Потому что я непосредственно обращался к Виктору Ивановичу, пытаясь разобраться в ситуации. Мне четко дали понять, что Рудьковский высказывался в определенный период под стенами Секретариата президента не так, как ожидал глава государства. Его дискредитировали как человека, политика. Для подливания масла в огонь взяли Александру Николаенко, что вообще апогей маразма.

  Так она была или нет в самолете?

— Это выдумки. Ее не было ни в самолете, ни в аэропорту в то время.

  Что именно сказал Рудьковский, чтобы, как вы говорите, сам Секретариат главы государства все это затеял?

— Это была акция протеста разных политических сил под стенами Секретариата президента. Николай Рудьковский тогда взял отпуск на три дня, пришел на Банковую и высказал свое мнение по поводу ситуации, сложившейся в государстве. Он давал комментарии телеканалам, его спровоцировали журналисты, насколько я помню, назвав руководство Секретариата Ющенко "мукачевской мафией".

Через тернии на Кубу

Степан Деркач самостоятельно охотится с 15 лет. Сегодня он вместе с губернатором Закарпатской области Александром Ледидой состоит в охотничьем клубе "Губерт". Но странное обстоятельство: за последние 20 лет политик ни разу не стрелял в животных или птиц. Деркач рассказывает, что хотя клуб и охотничий, но его члены занимаются в основном пополнением лесного фонда косулями, оленями и другой живностью, которая водится в Карпатах.

Примечательно, что "Губерт" в начале сентября с легкой руки облсовета получил в пользование на 25 лет 3 тыс. га угодий в Береговском районе области. Возникли подозрения, что получить такой лакомый кусочек охотничий клуб, просуществовавший до этого момента всего полгода, смог благодаря высоким чинам в ее составе. Однако Деркач любые обвинения отвергает, объясняя это местной спецификой, где в любых добрых начинаниях ищут политическую подоплеку.

Помимо охоты политик любит путешествовать. Однако традиционный отдых на море или в санатории его не устраивает. Предпочтение наш герой отдает путешествиям исключительно по историческим местам.

  Какого рода путешествия вы любите?

— Если я еду куда-то на отдых, то не могу находиться на одном месте. Я люблю путешествовать "дикарем", на автомобиле или на попутных машинах объезжать интересные местности. В основном меня интересуют исторические места. В прошлом году я побывал в Гондурасе, в стране, про которую у нас часто говорят "не ту страну назвали Гондурасом". Но там есть и много хорошего.

Мне понравилось их отношение к природе, культурное богатство страны. И люди довольно дружелюбные. Кстати, почему-то принято считать, что племена майя жили на территории нынешней Мексики, однако первые их племена появились все-таки на территории Гондураса. Побывал в джунглях, в горах, которые похожи на наши Карпаты.

  Где еще были на американском континенте?

— Чаще всего я езжу на Кубу. Когда то я прожил там больше месяца, чтобы выучить испанский язык.

  На Кубу ездили перенимать революционный опыт?

— Нет. Куба интересовала меня еще с тех пор, когда СССР был донором этой страны. Я давно хотел ее посетить. На Острове свободы живут очень веселые, приятные люди, которые, невзирая на экономические проблемы своей страны, не потеряли надежду на лучшее. Хотел бы, чтобы мы переняли тот настрой, который царит на Кубе, потому что уровень жизни там, к сожалению, низкий. Не зря ведь символ этого маленького острова — Че Гевара — стал символом свободы во всем мире. Любая акция протеста в Украине или в других странах сопровождается лозунгами Че Гевары.

  Кубинские сигары пробовали?

— Попробовал только для того, чтобы узнать, что это такое. Ведь я и не курю и никогда не курил. Считаю, что это хороший бренд. Сигары невозможно курить как сигареты. Это культура соединения глотка кубинского рома с вдыханием сигарного дыма.

Прогноз

Шансы Деркача пройти в Верховную Раду довольно высоки. Возможно, главной причиной являются не его высокие заслуги перед краем, а антирейтинг его конкурента по округу Павла Балоги, который, несмотря на небогатый политический опыт, снискал не самую лучшую славу. Сам Деркач с уверенностью говорит о победе, лишь добавляя, что нужно кампанию довести до логического конца.

Бизнес-перспективы политика не так радужны. Во многом они будут зависеть от того, найдет ли Николай Рудьковский покупателя на "Нефтегаздобычу". Если найдет, его давний друг Степан Деркач наверняка поучаствует в развитии очередного амбициозного проекта.

    Реклама на dsnews.ua