Страсти по автокефалии. Когда чиновники встанут на сторону президента

Депутат Игорь Луценко попросил СБУ проверить, не с фальшивым ли паспортом живет настоятель "Десятинного монастыря" УПЦ МП. В спецслужбе обиделись...
Фото: dsnews.ua

Парламентарий в своем блоге опубликовал копии украинского и российского паспорта на имя Харона Юрий Самуиловича, уроженца Одессы, у которого к тому же совпали даты рождения. По мнению Луценко, украинский документ - фальшивка. Свое допущение он мотивировал в том числе ответом из Администрации президента. Нардеп обратился в СБУ с просьбой проверить паспорт Харона. И получил ответ: у ведомства нет таких полномочий. В пресс-службе СБУ посетовали на несовершенство законодательства и рекомендовали Луценко внести соответствующий законопроект. Проще говоря, щелкнули его по носу. Хотя депутат настаивал не на проверке российского гражданства у попа УПЦ МП, а на установлении возможного факта получения им фальшивого документа. Для этого не надо принимать дополнительные законы, все гораздо проще - Волынское областное управление должно проверить, на основании чего указанное лицо получило паспорт гражданина Украины в Гороховском РО УМВД.

Возможно, в СБУ требование Луценко восприняли как укор из-за упоминания советника главы спецслужб Юрий Тандита. Того нардеп обвинил в участии в телепрограмме, где в позитивном ключе освещалось фигура Харона. Тандит ответил: он вправе заниматься творческой деятельностью, а его "скромная работа" способствует установлению мира и направлена ​​на формирование толерантного отношения к представителям всех конфессий и религиозных объединений в Украине. Что же получается: пока с Россией война, ее церковно-идеологический форпост в нашей стране пользуется если не прямой поддержкой отдельных чиновников, то их покровительством? Причем - на всех уровнях.

Про архимандрита Гедеона и его деятельность СМИ писали неоднократно, потому напомним лишь последние события. На территории Национального музея истории Украины, где находится так называемый "Десятинный монастырь" УПЦ МП, продолжается публичная демонстрация немощности всех ветвей власти - от городских служб до силовых структур. В конце января два архитектора, Алексей Шемотюк и Александр Горбань, была задержаны за попытку поджога "монастыря" на Десятинке. Шевченковский суд определил обоих в СИЗО. В поддержку задержанных прошла акция патриотических сил, московские батюшки собрали свою массовку из прихожан. Под давлением общественности апелляционный суд отпустил поджигателей на поруки депутатов. В борьбу с приходом Гедеона вступил Минкульт, где самоселам пригрозили судом. А градостроительная комиссия Киевсовета еще 9 февраля поддержала петицию с требованием снести МАФ с крестиком на Десятинке. Но воз, точнее, "монастырь", и ныне там. Потому что его крышуют в верхах.

На каком именно уровне? Когда в парламенте в прошлом году встал вопрос о принятии двух законопроектов, которые могли серьезно навредить УПЦ МП, под стенами Верховной Рады прошел многолюдный молебен, но и без него оба законопроекта были бы тихонько заблокированы. Причем не оппозицией. Складывается впечатление, что президентская инициатива о получении украинской православной церковью независимости тормозится не в Москве и не в Стамбуле, где патриарх Варфоломей размышляет об историческом решении, а во властных кабинетах в Украине. Прецедент Харона - тому прекрасная иллюстрация. При этом, конечно, никто из высокопоставленных лиц никогда публично не заявит, что против президентской инициативы. Это касается не только СБУ.

Как справедливо отмечают эксперты, церковная идея Петра Порошенко не получила ожидаемой поддержки по всей властной вертикали. Это видят не только у нас, но и у Константинопольского патриарха. Речь не о том, чтобы чиновники лично выгоняли московских попов. Нам войны за церкви, где стенка на стенку, ни к чему. Но у государства есть много механизмом планомерного выдавливания агентов "русского мира" из общественной жизни страны, было бы желание.

У нас время от времени вспоминают о поддержке некоторыми священниками УПЦ МП сепаратистов на востоке, есть факты о частных посещениях батюшками Москвы, о сомнительном содержимом церковных лавок, об охранниках-казачках и так далее. Но нет ни единого уголовного дела против граждан Украины в рясах, подозреваемых в поддержке боевиков, но вообще заметных решительных действий властей по искоренению влияния УПЦ МП. Между тем без результативной работы в этом направлении дальше разговоров процесс обретения Украиной единой поместной церкви просто не пойдет.